Спецпроєкти

5 спектаклей, которые стоит посетить в марте


«Загадочные вариации», «Оскар» и «Пой, Лола, пой»: Владимир Чалчинский рассказывает о спектаклях, которые нужно обязательно посмотреть в этом месяце.

Путешествие Алисы в Швейцарию (премьера)

Когда: 11, 14 марта, 19:00
Где: Киевский национальный театр им. Ивана Франко, пл. Франко, 3
Сколько: от 40 грн

Стоит сразу уточнить, что это не новая часть истории про ту самую Алису, которая путешествовала по Стране чудес. Алиса из пьесы современного швейцарского драматурга Лукаса Барфуса тоже пытается вырваться в какую-то другую реальность, где не было бы боли, унижения, вранья. Но для этого ей нужно не прыгнуть в кроличью нору, а поехать в Швейцарию, где ей легально могли бы провести эвтаназию. Правда, в этой истории Алиса не проснется в конце со словами: «Какой я забавный сон видела».

Вопрос о том, насколько эвтаназия гуманна, остается открытым во всем мире. Драматург не дает никаких окончательных ответов, а только задает вопросы, на которые зритель сам должен попытаться ответить. Вправе ли человек делать выбор между жизнь и смертью? Имеет ли моральное право другой человек помочь при выборе смерти? Какие причины достойны смерти, а какие нет?

Сюжет пьесы рассказывает о последних днях Алисы и обо всех окружающих ее людях. Каждый персонаж готов дать свой совет, свое личное видение проблемы, сущности жизни и ее смысла. Все они пытаются ответить на вопрос, который когда-то Шекспир выразил через Гамлета: быть или не быть? Представить всю эту сложную картину взялся художественный руководитель Театра имени Ивана Франко Станислав Моисеев. Предыдущим его спектаклем был «Звезда, или Интоксикация театром», в котором режиссер отразил проблемы и особенности театральной жизни. Теперь он затрагивает проблемы, которые в украинском театре еще не освещались.

Оскар

Когда: 25 марта, 19:00
Где: Киевский муниципальный академический театр кукол, ул. Миропольская, 1
Сколько: 50 грн

Уже совсем скоро главный праздник для всех, кто близок к театру, – Международный день театра. В этот день по традиции проходит наш украинский театральный «Оскар» – церемония вручения премии «Киевская пектораль»). Будет уместно вспомнить спектакль, который взял главную премию в прошлом году за лучший драматический спектакль.

Спектакль «Оскар» создан по роману известного французского писателя и драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама». Написанный в 2002 году роман сразу стал известен по всему миру и часто адаптировался для сцен многих театров, начиная с Офф-Офф-Бродвея и заканчивая моноспектаклем Театра им. Ленсовета с Алисой Фрейндлих (в Интернете можно найти телеверсию спектакля). Интересно, что сам автор попробовал себя в качестве режиссера, сняв в 2009 году одноименный фильм.

Сюжет романа рассказывает о больном раком мальчике, которому, по мнению врачей, осталось жить 12 дней. Одна из сиделок, прозванная мальчиком Розовой Дамой, предлагает ему игру, в которой каждый день оставшейся жизни он проживал бы как 10 лет. Одним из условий игры являются письма, которые бы он писал Богу с описанием каждого прожитого десятилетия.

Постановка Михаила Урицкого вывела театр кукол на уровень выше, чем просто детский театр. Премии за лучший драматический спектакль и лучшую режиссерскую работу – тому доказательство. Несмотря на то, что эта история крутится вокруг маленького мальчика, она рассчитана на взрослого человека, отсюда и жанр спектакля – философская притча. Только две куклы, два актера (да еще песни Земфиры) задействованы для того, чтобы передать грустную, но в то же время светлую историю про Бога, про жизнь и про смерть.

Пой, Лола, пой

Когда: 9 марта, 19:00
Где: Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу, просп. Броварской, 25
Сколько: от 45 грн

Те, кто следит за творчеством Дмитрия Богомазова, не могли не заметить его любви к живой музыке в спектаклях. Но «Пой, Лола, пой» 2015 года стал полностью музыкальным спектаклем, мюзиклом-кабаре, в котором актеры поют и играют сами для себя. Причем разнообразие музыкальных инструментов впечатляет – труба, аккордеон, тромбон, кларнет, виолончель, туба, контрабас и даже банджо. Тот случай, когда актеры удивляют своей всесторонней развитостью.
Не зря спектакль получил премию «Киевская пектораль» за лучший спектакль музыкального театра. Также спектакль стал лауреатом в номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучшее пластическое решение спектакля».

Пьеса Александра Чепалова написана по мотивам романа Генриха Манна «Учитель Гнус, или Конец одного тирана» и фильма 1930 года «Голубой ангел» с Марлен Дитрих в главной роли. Сюжет рассказывает историю о властолюбивом учителе-тиране, который считает себя главным представителем нравственности и хочет наказать всех, кто не соблюдает правила хорошего тона. Но в его жизни все меняется, когда он видит на сцене трактира некую певицу Лолу, которая соблазняет посетителей своими песнями и танцами.

Генрих Манн писал историю о человеконенавистнике и о том, как он прячется за идеалами, харьковский драматург Александр Чепалов говорит, что писал пьесу в первую очередь про обреченную любовь, а Дмитрий Богомазов в свой черед делится чем-то совсем другим. Его история больше про театр, про закулисье и про вечную игру. Скоморохи, шуты и клоуны часто появлялись в творчестве режиссера (можно заметить его любовь к выбеленным лицам), но этот спектакль полностью про них, про жизнь как театр и про театр как балаган.

Буна

Когда: 10, 17 марта, 19:00
Где: Центр современного искусства «ДАХ», Большая Васильковская, 136
Сколько: 120 грн

Пьеса Веры Маковей «Буна» является одним из представителей новой драмы в Украине. Здесь и новый язык, и люди из глубинки, и актуальные социальные проблемы – в общем все то, благодаря чему мы можем отличить направление новой драмы. История этой пьесы крутится вокруг одной семьи, где всем управляет баба («буна» в переводе с румынского – «баба»), то есть та самая женщина, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет.

Спектакль изначально был дипломной работой в Университете им. Карпенко-Карого, поэтому все роли в нем играют молодые актеры. Это совсем не означает, что актерская сторона спектакля страдает, все как раз наоборот – актеры в спектакле являются одной из самых сильных сторон. Здесь совсем нет ощущения, что молодая актриса только изображает пожилую женщину, чаще всего для многих большой шок узнать ее настоящий возраст. Для того чтобы больше понять персонажей пьесы и, может, найти прототипы каждому персонажу, актеры вместе с режиссером Давидом Петросяном жили месяц в селе, медитируя, занимаясь тренингами и наблюдая за людьми.

Главная тема, по словам создателей спектакля, – это конфликт поколений. Своего рода «Отцы и дети» или, даже точнее, «Бабы и дети». Вот только данная пьеса очень далека от тургеневского возвышенного слога. Здесь основами конфликта становятся проблемы бедности, безработицы, эмиграции и сельского быта, который превращает человека в раба собственного хозяйства. В спектакле можно видеть, как рождаются и умирают надежды, мечты, вера в Бога, насколько странной может быть любовь родственника, как много вреда может она иногда принести и как ожесточает и сковывает человека причиненная боль.

Загадочные вариации

Когда: 12 марта, 19:00
Где: Киевский академический молодой театр, ул. Прорезная, 17
Сколько: от 80 грн

Еще один спектакль по произведению французского писателя и драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта. Только здесь сразу видно, что первоисточник – пьеса, а не роман. Все действие пьесы подчинено драматургическим законам, благодаря чему интрига сохраняется до самого конца. В начале истории мы встречаем простых персонажей: Абеля Знорко, лауреата Нобелевской премии, который спрятался на необитаемом острове и ведет переписку со своей возлюбленной 12 лет, и Эрика Ларсена, единственного журналиста, которому удалось договориться об интервью с такой известной личностью. Но потом, с каждым новым витком пьесы, образы становятся все глубже и глубже, и мы уже видим совсем не тех людей, которые были вначале. Весь сюжет наполнен непредсказуемыми открытиями, которые поражают воображение зрителя, и уж точно в конце никто не скажет: «Я знал, что все так будет». Не зря спектакль называется «Загадочные вариации».

Такую историю могли бы сыграть и непрофессиональные актеры, сюжет бы все равно затягивал, и в конце зритель бы хлопал стоя. Но в Молодом театре режиссер Андрей Билоус взял двух самых лучших актеров труппы – Станислава Боклана и Алексея Вертинского. Это сделало спектакль не просто наблюдением за нестандартным сюжетом, а еще и отображением двух разных миров, которые существуют в дуэли друг с другом. Именно как «дуэль без антракта» определен жанр спектакля.

Человечность каждого персонажа дополняет спектакль новыми смыслами, которые драматург мог даже не закладывать. Благодаря этому можно понять, как важна иногда живая актерская игра, которая вызывает желание не поторопить развитие событий, а наоборот, замедлить какие-то сцены. В некоторых монологах и паузах при полной тишине зала может даже возникнуть ощущение, что время остановилось. Интересен также тот факт, что пьеса была написана для бенефиса Алена Делона, что подчеркивает важность хорошей актерской работы.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь