Спецпроєкти

Семейная драма по-тарантиновски: первые впечатления от третьего сезона «Фарго»


Почему новый сезон «Фарго» стоит посмотреть даже тем, кто устал от современных сериалов.

Мы живем в золотой век сериалов, об этом уже знают все. Трудно сказать определенно, с какого момента это началось: то ли с Netflix и их «Карточного домика», то ли еще с эпохального «Во все тяжкие», а может быть, все изменилось с приходом «Безумцев», которые стерли в нас память о постыдных мыльных операх на миллион серий, забивавших раньше телеэфиры. Мы приняли эту сериальную революцию со всей ответственностью и просмотр новых шоу превратился в своеобразный спорт: все ждут выхода новых эпизодов, а в интернет, если ты еще не посмотрел свежий эпизод «Игры престолов», лучше не заходить, иначе рискуешь нарваться на спойлер.

Есть специальные счетчики, которые заботливо ведут статистику нашего сериального марафона: сколько серий мы посмотрели, сколько времени на них потратили. Эти цифры могут ужасать, но возмущаться этому тоже как минимум неразумно: таковы правила игры.

Сериалы из постыдного удовольствия превратились в настоящее искусство, подмяли под себя «большой кинематограф», стали для многих универсальным досугом и заменителем контактов с реальным миром, энциклопедией окружающего мира или просто универсальной темой, на которую всегда можно с кем-то поговорить. Каждый выбирает ту версию, которая ему больше всего нравится.

В какой-то момент сериальное производство достигло своего пика. В 2014 году совокупное количество scripted series, показанных на американском ТВ, составило 374 шоу, а в 2015-м – уже 409 (и эта цифра с каждым годом угрожающе растет). Выбирать новый сериал (а затем следить за выходом новых серий или хотя бы досматривать сезоны до конца) становится все труднее.

Вместе с этим возникла и другая проблема – кризис законченных историй. То есть тех, в которых есть вполне определенное начало и конкретная концовка. Через месяц выйдет новый сезон «Твин Пикс», с успехом транслируется уже третий сезон «Лучше звоните Солу», спин-оффа «Во все тяжкие», год назад нам показали возвращение «Секретных материалов» (и ходят слухи о еще одном сезоне). После триумфального шествия «Хорошей жены», лучшей юридической драмы на ТВ, на канале CBS стараниями тех же авторов начал выходить спин-офф этого сериала. И этот список можно еще очень долго продолжать.

Спасением от этой сериальной лавины представляется формат телевизионной антологии – это когда каждый новый сезон является отдельной историей, но все они выходят под общей вывеской. Как, например, «Американская история ужасов», «Настоящий детектив» и «Фарго» – творение Ноа Хоули, которое получило свое название благодаря одноименному фильму братьев Коэнов.

Каждый новый сезон «Фарго» не похож не предыдущий просто по своему определению – и это, если задуматься, избавляет от многих проблем. Не нужно ожидать чего-то такого же, как и в предыдущем сезоне, а затем разочаровываться. Нет смысла спорить о том, какой сезон лучше (они просто разные – такой формат, их не стоит сравнивать). А главное, это вполне самостоятельные истории, у которых есть завершение. Олдскульное деление на начало, середину и конец повествования.

Сериал «Фарго» сохранил дух коэновского шедевра и всегда был и есть высказыванием на тему человеческого малодушия, последствий неверных решений и природы зла, которое окопалось где-то на краю мира, в американской глубинке – точно не в том месте, где его ожидаешь. Третий сезон снова развивает эту же идею. Юэн Макгрегор здесь играет сразу двух персонажей, связанных кровным родством: изворотливого кучерявого предпринимателя Эммита Стасси, «короля парковок Миннесоты» и его брата Рэя – лысеющего лузера в кожанке, которому по долгу службы приходится наблюдать за условно освобожденными. Между братьями возникает очередная ссора, формальным поводом для которой является коллекция старинных марок, оставшаяся от родительского наследия. Эммит забрал себе марки, а Рэй – винтажный автомобиль Corvette. Рэй предъявляет свои права на марки (только сейчас осознав их реальную стоимость), хотя между строк можно прочесть его зависть по поводу того, что младшенький неплохо так устроился: красавица-жена, успешный бизнес, роскошный дом. Самому же Рэю приходится по долгу службы заниматься всякими неприятными вещами, например, принимать мочу в баночке бывших зэков на досрочном освобождении и следить за тем, чтобы они не сбивались с пути своего исправления (то есть вовремя отмечались в журнале).

Дальше происходит следующее: Рэй решает отобрать марки у брата силой, а к Эммиту приходит странный мужчина с плохими зубами. И после этого происходит твист вполне в духе вселенной «Фарго» и фильмов самих Коэнов: кое-что идет не так, как было запланировано, и это запускает маховик злого рока. Который, как мы знаем из предыдущих сезонов, неумолим и не щадит никого – даже совсем неповинных людей. Уже в первой серии хватает цитат: скажем, открывающая сцена в Восточном Берлине периода холодной войны безошибочно отсылает к Тарантино, да и эта любовная линия с Рэем и его невестой-преступницей вызывает в памяти сценарий «Настоящей любви», первый сценарий Квентина для полнометражки. А сеанс карточной игры напоминает творчество Гая Ричи. Но Ноа Хоули, создателя «Фарго», трудно обвинить в слепом копировании и подражательстве – это, скорее, дань уважения мастерам жанра.

Криминальный эпос, разыгрываемый в масштабах семейной драмы, – жанр далеко не новый, но мало кто оперирует в нем с таким изяществом, как Хоули в новом сезоне «Фарго». Тени от падающего снега, игра свеч в роскошной ванной комнате отеля, даже роковое участие в действии кондиционера (да, именно он запускает цепочку событий, но мы не будем говорить, каким образом) – все эти фирменные сочные детали, визуальное совершенство, всегда отличавшее «Фарго» от остальных сериалов, все на месте. Поэтому даже тем несчастным, огорчившимся вторым сезоном сериала, стоит забыть о своем опыте. Никто не останется разочарованным.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь