Спецпроєкти

Почему «Американские боги» – лучший сериал 2017 года


На днях на телеканале Starz состоялась премьера сериала «Американские боги», снятого по одному из лучших романов Нила Геймана. Олесь Николенко делится первыми впечатлениями от многострадального шоу, которое прошло длинный путь к своему зрителю, но в итоге вполне может претендовать на звание главной сериальной новинки 2017 года.

Уже с первых минут, во время сцены с викингами и их высадкой на проклятую бесплодную землю, Брайан Фуллер, шоураннер «Американских богов», вовсю заявляет о себе. В воздухе летают отрубленные части тел, Фуллер упивается своей фирменной цветокоррекцией (поэтому океаны брызжущей крови здесь понимаются как искусство), а дальше нас переключают на самое начало романа Геймана – и практически слово в слово следуют оригиналу.

Мы знакомимся с высоким, крепким и неразговорчивым парнем по имени Тень. Тень досрочно (раньше на несколько дней) освобождают из тюрьмы после трехлетней отсидки: у него умерла его любимая жена, которая все это время была смыслом его жизни и называла по телефону «бобиком». Разбилась в автокатастрофе. Тень едет на похороны, по пути знакомится со странным мужиком по имени Среда (его играет великий Йэн Макшейн из «Дедвуда»), который нанимает его на работу – и попутно ввязывает в войну между «старыми» и «новыми» Богами.

Эта идея противостояния Богов – ключевая в романе Нила Геймана. Старые Боги, давно забытые в США, теряют свою власть и величие перед лицом новых Богов – Технологий и Медиа. Между двумя божественными фракциями начинается битва – это, кстати, отсылка к греческой мифологии, из которой мы помним похожий сюжет. Титаны сначала свергли своих родителей-Богов, а затем дети титанов совершили ровно то же самое. Это предполагает бесконечную историю подобной битвы и следующих за ней перемен: всегда будут появляться все новые и новые существа, которые «свергают своих отцов», и которые гораздо лучше отображают потемки человеческой души, страсти и одержимости.

Тех, кто не читал роман Геймана перед началом просмотра сериала, жалеть не будут: действие в сериале разворачивается без каких-либо объяснений. Так что прочтение книги, конечно, будет нелишним. Но, с другой стороны, сериал можно легко выдержать и без знания первоисточника, если знать подход. Всем, кто более-менее знаком с творчеством Нила Геймана, знакома его любовь к метафорам, которая кочует из произведения в произведение.Акцент на этом имеется и в «Американских богах», отрывок из которых мы позволим себе процитировать:

«Ничего подобного в действительности не бывает. Если вам так удобнее, считайте все это обычной метафорой. В конце концов любая вера – метафора по определению: Бог есть мечта, надежда, женщина, юморист, город, дом со многими комнатами, кто-то, кто любит тебя – и даже, может статься, против всякой очевидности, некая небесная сущность, которой нечем больше заняться в этой жизни, кроме как надзирать за тем, чтобы ваша любимая футбольная команда, ваша армия, ваш бизнес, ваш брак процветали и преодолевали все и всяческие сложности на своем пути.

Вера есть отправная точка, на которой мы стоим и от которой отталкиваются наши взгляды и действия, наблюдательный пост, с которого мы оглядываем мир.

Так что ничего подобного в действительности не происходит. Подобных вещей попросту нет и не может быть. Здесь нет ни единого истинного – в буквальном смысле – слова. Однако то, что случилось дальше, случилось следующим образом.

У подножья Сторожевой горы все, и мужчины, и женщины, собрались под дождем у небольшого костра. Они стояли под деревьями, которые от дождя не защищали, – и спорили меж собой».

Этот отрывок хорошо характеризует собой сочинительский метод Геймана: его истории часто обладают метафорическим смыслом, который преодолевает ограниченное пространство конкретного сюжета и приводит к более глубоким идеям и вопросам о нашем мире и человечестве в принципе. Это в той же степени и касается «Американских богов», которые, как несложно догадаться, являются зеркалом американского общества, его самой подробной (и вместе с тем неприглядной) метафорой. «Старые» боги, отвергнутые современными жителями США, предстают в виде либо пожилых людей, либо социальных отщепенцев. Билкис, богиня любви, секса и плодородия, работает проституткой в Лос-Анджелесе (с участием ее вагины, кстати, связана одна из самых странных и откровенных сцен первой серии). Сумасшедший Суини – лепрекон и опустившийся пьяница по совместительству.

По другую сторону, как мы уже выяснили, находятся «новые» Боги, которым поклоняется общество – Технологии и Медиа. Стоит заметить, что роман Геймана вышел в 2001 году – и поэтому к настоящему времени уже выглядит немного устаревшим. Впрочем, сериал с легкостью его актуализирует. Например, цитата Техномальчика, Нового бога технологии, который курит синтетическую жабью шкуру, отлично характеризует дух времени и настроения 2017-го года: «Мы перепрограммировали реальность. Язык – это вирус, религия – операционная система, а верующие – это просто гребаный спам». Эта жесткая цитата вполне соотносится с действительностью. Сколько времени проводит современный американец в церкви? В лучшем случае один час в неделю. Все остальное время он проводит в интернете, перед телевизором или со смартфоном в руках.

В общем, книга и сериал идеально дополняют друг друга и заставляют не только следить за навороченным сюжетом, но еще и по ходу делу ставить под вопрос собственную реальность. Кто наши Боги? Во что мы верим и почему? В конце концов, кто под кого адаптируется – новые боги медиа и технологий под наши нужды или наоборот?

Зрителю «Американских богов» будет непросто, но этот опыт может напрямую изменить его действительность. А такое дорогого стоит.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь