Cпецпроекты

По эту сторону экрана: Катя Тейлор об искусстве и кинотеатрах


1 1511 160

Редакция bit.ua совместно с Планета Кіно встретились с арт-консультантом и соосновательницей Port creative hub Катей Тейлор, чтобы узнать, кого бы она сыграла в кино, с каким фруктом у нее ассоциируется Леонардо Ди Каприо и губернатором какой области Украины стал бы Арнольд Шварценеггер.

Что для вас поход в кино сегодня? По каким критериям отбираете фильмы для просмотра на большом экране?

Кинотеатр для меня — это возможность отключиться от суеты. Как будто в тот момент, когда выключают свет в зале, выключают и реальность. Это очень помогает, особенно после безумного рабочего дня. Поэтому в кино я, скорее, хожу за успокоительной пилюлей, чем за острыми ощущениями.

Долгое время я вообще не смотрела массовое кино. Лет 10 снобски сидела на артхаусе и не представляла, какой великий и могучий голливудский кинематограф. Поэтому обычно в середине блокбастера меня можно застать с открытым ртом, крутящейся спиралью в глазах, слюной, текущей изо рта, попкорном и колой.

Насколько динамично развивается понимание людьми и востребованность искусства сегодня?

Принято считать, что человек никогда не поймет, что искусство ему необходимо, и не поймет само искусство, если его с этим не знакомить. И действительно, если обратиться к истории, то мы заметим, что инноватором всегда был художник, а зритель следовал за ним. Ему всегда было непонятно и не всегда нравилось. Но суть искусства не в том, чтобы становиться лучше, а в том, чтобы меняться и искать новые пути самовыражения.

Чем более образовано общество, тем выше его потребность в прекрасном и тем выше его требования. В Украине, увы, эта планка очень низкая. На протяжении почти столетия людям рассказывали, что у нас 95% образованного населения. И у людей сложилось впечатление, что они ничего так. Но при этом почти никто не знает историю мирового или украинского искусства. Даже азы. Поэтому и востребованность низкая. И это нельзя вылечить за пару лет. Мы так долго массово деградировали, что, по моим ощущениям, понадобится лет 20, чтобы просто перестать по инерции спускаться вниз.

Если же говорить о каком-то коротком промежутке и попробовать его измерить, то получится, что по крайней мере в Киеве сейчас происходит некий культурный ренессанс. Появляется больше образовательных и социокультурных проектов. А это постепенно образовывает отдельные группы населения, которые в этом образовании заинтересованы. Но если мы посмотрим на региональную ситуацию, то там все еще все очень печально. И нужно в сотни раз больше инициатив, программ и проектов, чтобы ситуация сдвинулась с места.

Какие фильмы вы смотрите? Есть ли топ-3 на все времена?

Какое-то время назад у меня было представление о том, что такое хорошо, а что такое голливудский ширпотреб. Раньше я смотрела в основном артхаус, выискивая в нем глубокий смысл, а потом поняла, что кино может выполнять разные функции. И перестала в каждой американской комедии искать глубокий смысл. Иногда необходимо развлечься, отключить мозги.

По моим критериям, хороший фильм — этот тот, где я моментально врастаю в главного героя.

Будь то хоть мутировавший в перила хорек, который спасает человечество.

А если о вечном, то, наверное, мои любимые фильмы — это «Улыбка Моны Лизы»,«Энни Холл», «Контракт рисовальщика» Питера Гринуэя. Почти все из раннего Вуди Аллена, Полански и Альмадовара.

На что вы больше всего обращаете внимание при просмотре ленты?

Пожалуй, на сценарий. Фильм может быть сделан очень по-разному. Но это должен быть очень хороший текст. И тогда я готова смотреть сериал про разбитые сердца инопланетян в десяти сезонах.

А побочный эффект — это актерская игра. Мне нравится британская киношкола. Когда не видишь актерскую пелену. Все естественно. В украинских фильмах очень часто заметна старая театральная школа. Именно поэтому я часто выхожу с таких фильмов с ощущением, что меня обманули. Но после «Племени» я снова поверила в будущее украинского кинематографа.

Какой фильм оставил самое яркое впечатление в детстве?

Всех в девяностых впечатляли блокбастеры того времени — «Терминатор», «Чужие» в переводе всеми любимого Леонида Володарского. Эти фильмы не показывали по центральному ТВ. Но зато показывали по ЛКТ — Луганскому кабельному телевидению. Я молила родителей на коленях дать мне посмотреть. А потом не могла спать одна, так мне было страшно. И тянула маму с собой. Она божилась, что никогда больше не разрешит мне смотреть эту дрянь снова. А на следующий день все повторялось. Я падала на пол и каталась до тех пор, пока мне не разрешали усесться перед телеком и смотреть «Чужих» или «Зубастиков». Я смотрела их, как и положено, в ужасе закрывая лицо руками. Но оторваться не могла. Вот она магия кино.

Кого бы вы сыграли из уже существующих персонажей?

Кого-то вроде Лары Крофт. Мне нравится сама идея, что тебя садят на крутую диету, обучают боевым искусствам, в крупном плане тебе в фотошопе ретушируют прыщи, делая из тебя красавицу, ты общаешься с интересными людьми, тебя узнает весь мир, а потом тебе за это еще и платят большие деньги. Так что позовите меня хоть на роль мыши, и я уже на съемочной площадке.

Придумайте нового и бесполезного персонажа Marvel.

Жирный лентяй, суперсила которого — блокировать суперсилы других людей и склонять их к лени.

Придумайте новый жанр в кинематографе.

А феминистически-фантастическая драма существует?

Проведите ассоциативный ряд между актером и растением:

Леонардо Ди Каприо — огурец.

Ума Турман — пшеница.

Джек Николсон — драгон фрут.

Джон Траволта — личи.

Стив Бушеми — кокос.

Если бы Арнольд Шварценеггер стал губернатором одной из областей Украины, какая это была бы область и какие законы он бы принял?

Однозначно Одесская область — он бы не прожил и день без моря. Из хорошего — он бы быстро восстановил киностудию, но затем ввел обязательным экзаменом в школах знание его фильмов наизусть.

Кино является источником вдохновения для вас?

Пожалуй. Как и любой другой вид искусства. Но тут важно понимать, что такое вдохновение. Вдохновить может и что-то совершенно чудовищное. Вопрос в том, как работают ваши внутренние фильтры и что вы делаете с информацией, которую получаете. Может ли, например, вдохновить фильм «Нимфоманка»? Ну ладно, да. А фильм «Антихрист» или картина Френсиса Бейкона «Три эскиза для фигур у основания распятия»? Если ваш вокабулярий достаточно богат, то да. Вы пойдете и создадите еще один шедевр, ну или просто иначе начнете воспринимать что-то в своей собственной жизни. А если у вас недостаточно багажа, чтобы не осуждать эти произведения, то их лучше не смотреть от греха подальше.

Расскажите о ближайших ивентах в Port creative hub.

Совсем недавно Port creative hub исполнилось 2 года. 15 апреля  2015-го я впервые увидела эту локацию. И поняла, что это наш новый дом. Port creative hub — это мультифункциональное пространство на Подоле для современных культурных инициатив: выставок, лекций, мастер-классов, художественных студий, кинопоказов, публичных событий и тому подобного. Это проект ревитализации промышленного объекта путем привлечения культурных и творческих ресурсов. Сейчас «Порт» — это платформа для развития, демонстрации и взаимодействия между творческим сообществом Киева.

27 апреля мы праздновали наш второй день рождения и сделали выставку-продажу, вся прибыль от которой будет направлена на развитие публичной программы площадки Port creative hub. Мы хотим создать больше возможностей для посетителей «Порта», предложить им лекции, встречи с художниками, библиотеку и более качественную выставочную программу. И дать возможность организаторам некоммерческих событий проводить их на бесплатной основе.

C 12 по 14 мая, в рамках Евровидения, делаем выставку «Смена маршрутов. Водный путь» совместно с Kyiv Lights Festival. А после нее покажем выставку резидента программы Port ArtStudio — APL315.

Port ArtStudio — это годовая программа для молодых художников. Каждые полтора месяца мы приглашаем в нашу мастерскую художника на бесплатных условиях. Участники получают материалы и возможность пользоваться всеми необходимыми ресурсами для работы и учебы, поиска новых сюжетов и визуальных решений. Итогом каждой такой резиденции становится выставка сделанных в студии работ. Кстати, у нас до конца мая открыт опенколл, и любой художник может прислать свой проект на рассмотрение.

01/5

У вас много проектов. Какой из всех сейчас занимает большую часть времени?

Стараюсь планировать время так, чтобы его хватало на все проекты. Но большая часть ресурсов идет все же на проекты «Порта». Также команда много времени уделяет галерее Invogue в Одессе.

Кроме того, совсем недавно мы открыли проект в галерее parfum buro. Они задумали создание нового аромата для украинской женщины и предложили нам подумать, как эту тему художественно раскрыть. И мы сделали выставку-исследование о роли женщины в истории украинской культуры в разные времена. К большому сожалению, женщин в истории не много. Этому было множество причин. В том числе то, что они не могли получать образование или писать с натуры. А еще их всячески из этой истории стирали. И вот мы попытались на примерах 30 биографий рассказать о том, что эти женщины все же были и неплохо бы знать их имена. Мы прослеживаем эту истории со времен Ренессанса по сегодняшний день. Я правда всем рекомендую ее посмотреть и задуматься о том, насколько женщины изменили историю искусства.

Каким своим проектом или несколькими ты гордишься больше всего? Расскажи про работу над ним/ними.

Пожалуй, это все же «Порт». Потому что там все время видно динамику. Когда работаешь с проектами, которые имеют четкое начало и конец, всегда очень обидно, что выставка закрывается, что кто-то не успел посетить, просто нужно взять и уничтожить. Все остается только в памяти и документации. С «Портом» же все иначе. Ты делаешь вклад и через какое-то время видишь результат. Два года назад его не существовало. Но за это время мы сделали более 200 событий. Десятки выставок, лекций, мастер-классов. Здесь проводили свои события организации вроде ООН, Испанского посольства, WOX Ukraine, «Культура и креативность» и многие другие. Важно сказать, что над «Портом» работаю не только я, а команда из восьми человек, которые верят в это место и каждый день делают его лучше.

Есть ли проект, за который вам стыдно и почему?

Все же я стараюсь делать каждый проект так, чтобы за него было не стыдно. В каждый из них влюбляюсь, как в первый раз. Иначе вообще не нужно браться. Если ты не горишь им, то невозможно тратить на него день и ночь, придумывать безумные концепции, убеждать партнеров в том, что это то, что им нужно, и вообще заниматься перфекционизмом. Я стараюсь работать так, чтобы даже у коммерческих проектов была социальная или просто полезная составляющая. Чтобы твое дело стало интересно широкой аудитории. Стараюсь говорить со зрителем на понятном ему языке. Требую простых и понятных текстов от концептуальных художников и кураторов.

И если следовать этим нехитрым правилам, то каждый проект будет интересен людям, очень далеким от искусства. И донесет до них то, что изначально задумано.

Одним из свежих проектов, которые можно привести в пример, стала выставка «Як тебе звати?» в «Арсенале» о детях-переселенцах совместно с ЮНИСЕФ. Это очень сложная, буквально болезненная тема. И я очень надеюсь, что с помощью этого проекта нам удалось рассказать о проблеме детей-переселенцев людям, которые прежде были к этому безразличны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

1 комментарий

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

"Контракт рисовальщика" - это Питер Гринуэй (режиссер), а не Джармуш

Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: