Боб Дилан прислал комитету Нобелевской премии свою лекцию
МУЗЫКА и ЛИТЕРАТУРА
“С того момента, как я впервые услышал Бадди Холли, я почувствовал свое родство с ним, будто он мне старший брат. Я даже думал, что похож на него. Бадди играл музыку, которую я любил, музыку, на которой я вырос”, – говорит Боб Дилан. Он был на его концерте только раз, ради чего проехал несколько сотен километров. После смерти Бадди Холли, в 1959 году, Дилану подарили пластинку с песней “Cotton fields” Хадди Ледбеттера.
“Я попал в мир, которого никогда не знал. Это было похоже на взрыв. Будто я шел в темноте, и внезапно ее осветила вспышка. Я должен был прослушать эту запись сотни раз”.
Со временем в творчестве Боба Дилана появились народные песни. Таким образом он “узнал весь родной язык”:
“Когда я начал писать песни, я использовал единственный лексикон, которым владел – народный говор. Но было что-то еще: у меня были принципы и чувства, а также осознанный взгляд на мир”.
По его словам, этот осознанный взгляд помогли ему сформировать книги, которые входят в стандартный список школьной литературы: “Путешествие Гулливера”, “Робинзон Крузо”, “Айвенго”, “Дон Кихот”. Но в лекции особое внимание Дилан уделил другим трем книгам:
- Герман Мелвилл, “Моби Дик”;
- Эрих Мария Ремарк, “На западном фронте без перемен”;
- Гомер, “Одиссея”.
Музыкант вспомнил фрагмент “Одиссеи”, в которой главный герой повстречал душу знаменитого воина Ахилла в подземном царстве Аида. Душа воина говорит, что “жизнь в погоне за честью и славой была ошибкой” и что не получил никакой чести и бессмертия: “Лучше быть последним батраком на земле, чем царем в царстве мертвых”.
В заключение Боб Дилан говорит: “Наши песни живы на земле живых”.