Cпецпроекты

«Дюнкерк» Кристофера Нолана — военная драма без главных героев


0 2331 268
Фильмы Нолана до премьеры — тайна, приправленная слухами и догадками. Эксперты и критики пытаются выцепить детали головоломки из трейлеров и интервью, но остаются далеки от истины. Что же происходит в дебютной военной драме голливудского режиссера, который приблизился к «Оскару» как никогда ранее?

1 неделя

«Играть в той ситуации не приходилось – ты просто наблюдал за происходящим», – Том Глинн-Карни

Время — один из коронных приемов и действующих персонажей Кристофера Нолана. «Мементо», «Начало», «Интерстеллар» — время красной шелковой нитью связывает все происходящее на экране, дает зрителю выбор: либо пытайся уследить за происходящим, либо позволяй фильму провести тебя за руку через историю. Время не дает расслабиться, держит в постоянном напряжении и не позволяет зрителю стать участником действия, оставляя ему роль наблюдателя за происходящим. Не вмешивайся в историю.

«Дюнкерк» разделен на три временных контрапункта. 1 неделя солдат, которые пытаются выжить и вернуться домой. 1 день яхты «Лунный камень», которая плывет в Дюнкерк, чтобы помочь эвакуации. 1 час пилотов истребителей, которые должны защищать армию с воздуха. Временные линии пересекаются между собой, решения одних людей влияют на историю других, а персонажи перемещаются между временными рамками. Так же «героев» разделяет и мотивация: солдаты хотят спастись; владелец яхты «Лунный камень» руководствуется желанием помочь; Том Харди в истребителе Spitfire героически остается в небе, несмотря на запасы горючего.

Самое важное: чтобы раскрыть эту историю, режиссеру не понадобились диалоги или сценическое мастерство актеров. Герои произносят от силы несколько реплик за весь фильм.

1 день

«Зрители поверят. Они просто поймут и почувствуют это», – Киллиан Мерфи

Не будет запоминающихся диалогов. Не будет великолепных музыкальных композиций Ханса Циммера. Не будет личной драмы персонажей, раскрытия характеров. Человек в кинотеатре перенесется в май 1940 года, когда кабинет Черчилля и Британское Адмиралтейство решит эвакуировать британскую армию обратно на острова, в то время как в Дюнкерке застряли более 300 тысяч солдат, окруженных силами противника. Человеку в кинотеатре не грозит опасность, он посторонний наблюдатель, которому дали возможность взглянуть на войну без лишнего пафоса, геройства и бойни. В фильме практически отсутствуют сцены пролития крови и убийства — они остаются за кадром, ты помнишь о них, но акценты расставлены совсем на других вещах.

О чем «Дюнкерк»? О том, как важно оставаться людьми даже в самых тяжелых ситуациях. О чувстве долга и судьбе проигравшего. Об относительности времени. О том, что все мы — часть целого механизма и совместные усилия приведут человечество к победе. Даже если в помощь огромной британской армии и флоту отправляются маленькие яхты и лодки. Даже если история зависит от одного истребителя с быстро кончающимся запасом топлива. Даже если спасение утопающего — дело рук самого утопающего, ты все равно должен протянуть руку помощи. Никто не отправится спасать 300 тысяч рядовых Райанов — потому ты должен приложить все усилия, чтобы вернуть их домой.

1 час

«Мы хотим показать зрителям реальность и дать максимальный эффект присутствия», – Кристофер Нолан

Каждый следующий фильм Кристофера Нолана становится все более спорным. Взять известных и любимых зрителем актеров: Киллиан Мерфи, Том Харди, Кеннет Брана, Марк Райлэнс. Добавить талантливых молодых ребят: Фионн Уайтхед, Том Глинн-Карни, Гарри Стайлз, Джек Лауден. И погрузить их в условия, где важными остаются только человеческие эмоции, а не актерский талант. Нам известны истории, когда люди на войне проявляли героизм, самопожертвование ради спасения сослуживцев или победы родины. Но сегодня состоится премьера фильма, который показывает бегство, желание выжить, полный грусти взгляд через море, где почти виден дом. Тик-так-тик-так. Когда тиканье часов затихает — всё преображается, так сильно ты привык уже к этому звуку. И полный стыда взгляд через окно поезда не исчезает по прибытии домой. «Мы просто выжили». – «Этого достаточно».

«Дюнкерк» — история не о людях, но о человечестве, которое допустило еще одну войну. Пространство, в котором людям не нужен язык, чтобы понимать друг друга — достаточно протянутой на помощь руки. Как минимум это невероятно красивый фильм, который не пытается эксплуатировать эмоции зрителя, не давит на жалость и не продает тебе душещипательную историю. Зритель присутствует и наблюдает за происходящим, но не становится частью действия. И это замечательно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: