Снять документальный фильм: советы режиссера Алины Горловой
Режиссер Алина Горлова и оператор Алексей Кучма поделились опытом создания документального кино. Их фильмография включает такие проекты, как “Холодный Яр”, “Андрей Сулейман”, “Явных признаков нет”.
ЭТАП 1: ТЕМА. ИССЛЕДОВАНИЕ. СОСТАВЛЕНИЕ СЦЕНАРНОГО ПЛАНА. ФИНАНСИРОВАНИЕ
Человек загорается идеей, когда следит за жизнью. Документалистам полезно контактировать с миром, быть увлеченными. Тяжело сидеть дома и ничего не делать, в поисках темы для фильма постоянно движешься. Знакомишься с социальными явлениями. При подготовке к съемке фильма «Холодный Яр» мы изучали исторические места, поведение людей. На стадии изучения режиссер понимает, будет его фильм авторским, для узкого круга людей на фестивалях – или тема актуальна для общества и будет успешна как на фестивалях, так и в кинотеатрах или на ТВ-экранах.
Лучше ехать на исследование с камерой, чтобы снять материал для тизера, который пригодится в получении финансирования и для продакшена. Заодно проверяешь, как герои реагируют на камеру. Смотришь, интересен ли предмет исследования в визуальном плане. На этом этапе режиссер понимает, произойдет фильм или нет.
Для получения финансирования или гранта предоставьте информацию о фильме, напишите сценарный план (тритмент). Представьте фильм, исходя не из своих фантазий, а вводных данных проекта. Опишите возможные повороты сюжета. Их сложно предположить, но драматургия присутствует и в документальном фильме. Чтобы составить тритмент, погрузитесь в проблему фильма. Сценарный план приблизительно описывает происходящее, но подготовьтесь и пропишите конфликты, за которыми будет наблюдать зритель.
Документальные фильмы снимают и без финансирования, но это плохо для индустрии, потому что тормозит ее развитие. Иногда полезно ради опыта поработать над бесплатным проектом, но лучше этим не злоупотреблять. С другой стороны, без чужих денег ты хозяин, никому ничего не должен. Для получения гранта готовится пакет документов: продюсерское видение, тритмент, режиссерское видение, синопсис. Лучше всего подготовить тизер фильма. Раскрываются сильные стороны проекта, пишется биография – это задача продюсера. Питчинги, фонды, гранты, поиски копродюсеров. Если уверены в проекте и команда поддерживает вас – параллельно начинайте съемку на бесплатной основе. Часто документальные истории происходят «здесь и сейчас», нельзя терять времени.
Подавая заявку в Держкіно на финансирование проекта, выбираешь секцию: национальные или копродукционные документальные фильмы. Разница в том, что национальные фильмы – это 100% финансирования от государства, но права на фильм также на 100% принадлежат государству. В копродукционной секции запрашивается процент финансирования, остальные деньги можно привлечь с копродюсеров или грантов. Лучше найти 10–20% денег, но оставить материальные права на фильм. Это возможность получить отчисления, когда фильм начнет зарабатывать. Проблема в том, что в Украине кино не окупается, кроме редких случаев. Фильм получит поддержку Держкіно, если наберет проходной балл, которые начисляют за реноме режиссера, художественную и режиссерскую часть, творческую составляющую, насколько проект качественно сделан и будет ли интересен аудитории, насколько эта тема актуальна для Украины.
Перед началом съемок составьте КПП – календарно-постановочный план, регламентирующий работу. Обязательно взять у героев фильма письменные разрешения на съемку, иначе не получите прокатного удостоверения. Для некоторых локаций нужны аккредитации и разрешения на съемку.
ЭТАП 2: СЪЕМКИ. ПРЕМЬЕРА. ПРОКАТ
В процессе съемки у режиссера выстраивается цельная картина будущего фильма. Первоначальная концепция с большой вероятностью изменится. Заканчиваешь фильм, после доснимаешь недостающие фрагменты. Документальное кино гарантирует набор проблем, одна из которых – закрытость героя. Редкость, когда люди быстро открываются перед камерой. Персонажу нужно время, чтобы привыкнуть, – других супертехник нет. Садишь героя перед камерой и общаешься. Морально сильно устаешь, если работаешь с тяжелой темой или персонажем. Проникаешься проблемами героя, входишь в его положение, а потом проблемы начинаются и у тебя. Часто условия съемки бывают тяжелыми. Чтобы получить нужные кадры, приходится преодолевать усталость и физические нагрузки. Гонорар не станет больше, если лежать в снегу или сидеть под палящим солнцем, но этим занимаются люди, которые любят свое дело.
Длительное ожидание. Некоторые герои противятся съемкам, растягивают процесс. Группа устала, демотивирована, бюджет тает. Важно уметь понять и сопоставить – дождешься действия или нет. Документальное кино – это экспедиция, которая сильно выматывает. Постоянно на низком старте. Команда не контролирует процесс. Когда события начинаются – оператор включает камеру и не выключает, пока сюжет не закончится.
И чем больше снимаешь (иногда невозможно не снимать много), тем тяжелее работать с материалом. Есть режиссеры монтажа, которые неделю просматривают записи, сортируют, составляют схемы. Стоят дорого, но такие специалисты очень нужны, когда накопилось 20 терабайт материала и с ним нужно продолжать работу. Либо утонешь в материале, либо закончишь фильм. Легче снимать одному, но это влияет на качество. Вместить съемочную группу в интимную историю героя, чтобы он не обращал внимания на группу людей, которые сидят в комнате, сложно. Это выбор – оставаться невидимкой или личностью, с которым у героя случится контакт.
Документальная съемка человека – вторжение в личную жизнь. Лучше предупреждать об этом сразу. Будут ситуации, когда возникнет этическая дилемма: помочь или продолжать снимать. У нашего героя случился нервный срыв, паническая атака. Оператор продолжил снимать. Когда просматривали материал, то увидели, что героиня посмотрела в камеру. Взглядом искала помощи, но поняла, что оператор помогать не будет. Во время съемки не так поддаешься морально-этическим дилеммам, работаешь на рефлексах. Но когда просматриваешь материал, то понимаешь, что произошло. Это сильная история в кадре. Героиня согласилась, что важно снять как происходит паническая атака.
Съемки завершены. Монтаж окончен. Фильму нужна громкая премьера. Мировая или национальная, но фильм должен предстать. Идеально – презентация на фестивалях класса А. Если получить награды, то у фильма начинается насыщенная фестивальная история. Чтобы фильм показывали в кинотеатрах, получите прокатное удостоверение. Соберите разрешения героев, договоры. Дальше фильмом займется дистрибьютор. Можно лично договариваться с кинотеатрами, выкупая время для показа. Больше 20 лет в кинематографе ничего не происходило, у людей не было опыта. Снимали сериалы. Сейчас начали учиться, вкладывать деньги в кинематограф. Кинематографисты поглядывают друг на друга, набираются опыта. Где еще учиться, как не на съемочной площадке?