Олег Винник как зеркало украинской души
Архетипы
“Светлые свидания”. “Мой добрый умный ангел”. “Твой аромат живет в моей крови, я так хочу сгореть от твоей любви”. Ближе к середине первого альбома Винника “Ангел” страсти накаляются – и от обилия простецких эпитетов он уже переходит к тяжелой артиллерии: “Я пленник твоего тела / Ах как ты это хотела”. Заканчивается альбом универсальной сентиментальностью: “Тихо плакала мать” и песней о старом зеркале, у которого лирический герой вопрошает, где же его молодость невозвратимая.
И так в каждом его альбоме. Когда знакомишься с творчеством Винника бегло, то кажется, что он поет ровно одну и ту же песню: о Любимой Женщине, которая такая уникальная и неповторимая и от избытка чувств к которой он сгорает.
Но на самом деле это не так. Все его релизы концептуальны – это сборники различных архетипов, которые заложены в душах слушательниц Винника на уровне ДНК. Именно поэтому, даже когда Олег просто делает рерайт народной песни “Ти ж мене підманула” в своей композиции “Мука-любовь”, ему все прощают. Потому что “Мука-любовь” (как и “Ти ж мене підманула”) на самом деле зиждется на вполне понятной и жизненной истории о невозможной любви, приносящей сердечные страдания. Мужчина жалуется на то, что его динамит женщина и постоянно переносит их встречи, и в народном варианте, и в версии Винника, потому что это универсальная проблема вне возрастов и временных эпох.
Конкретность
Мы привыкли смеяться над песнярами в духе Винника, окучивающими какой-то мифический “простой народ”, к которому причислять себя не очень хотим. Нам кажется, что завывания и нытье Тома Йорка гораздо больше раскрывают наши сложные души и характеры. Но кто может с уверенностью утверждать, что он действительно понимает, о чем, скажем, песня “Karma Police” или многоуровневые абстракции Боба Дилана?
В действительности слушатель Ника Кейва не слишком отличается от слушательницы Олега Винника. Они не понимают друг друга только лишь потому, что занимаются обратными процессами. Слушатель Ника Кейва переупаковывает “сложность” этой музыки в более простые персональные впечатления. А слушательница Винника, наоборот, через его незамысловатое и непритязательное творчество окидывает внутренним взглядом свою жизнь, накопленный за долгие годы опыт. И в этом аудитории Олега помогают прямолинейные и простые, как лестничная клетка, метафоры, сравнения и образы: Женщина, Мать, Любовь, Я Хочу Быть С Тобой и так далее.
Сильная женщина
“В сильный характер непросто влюбиться”, – поет Винник в одной из своих флагманских песен “Сильная женщина”. Если перевести эту песню на сухой язык анализа и фактов, Олег таким образом выполняет терапевтическую функцию для той части аудитории, которая пока еще не нашла свою родственную душу и, допустим, пребывает в одиночестве. Это, во-первых, очень важно, а во-вторых, выгодно отличает его творчество на фоне штампованных песен-однодневок про доступную и быструю любовь (у которых, разумеется, тоже есть свой высший смысл, но об этом в другой раз).
Дар убеждения
“Ну кто тебе сказал / ну кто тебе сказал, что я с другой / не верь ты тем словам / я только твой”. Из уст обычного мужчины подобные слова потянут на слабую отмазку, которая будет тут же уничтожена логикой, рацио, наводящими вопросами и анализом языка тела. Но Виннику, что бы он ни говорил, верить приходится безоговорочно, потому что на этом принципе у него и построены отношения со своей фан-базой – на предельном доверии.
Персонализация
“Лишь ты одна”. “О тебе”. “Не ты”. “Кто-то тебя”. “Возьми меня в свой плен”. “Дай мені помріяти”. “Зову тебя”. Как можно сделать выводы даже из названий песен Винника, со своей аудиторией он с самого начала на “ты”. Это прямое обращение позволяет певцу в автономном режиме устанавливать персональные контакты. Когда он кричит о своей любви не абстрактно, а довольно прямо (“любимааая, ты боль моя неизлечимааая”), слушательнице очень просто спроецировать это обращение на себя. И это уникальный случай работы со своей аудиторией и ее вовлечением, которому позавидовали бы не только музыканты, но и многие современные СМИ. Достаточно просто зайти под любой пост на официальной странице Винника на фейсбуке (например, сюда), чтобы понять степень неравнодушности аудитории.
Психоанализ по Виннику
Вот что пишет пользовательница Nina Kravtsova на официальной фейсбук-страничке Винника в комментариях под одним из постов (орфография автора): “Олег хороший психолог,очень тонко чувствует женщин.И актёр отличный! Посмотрите-скольких женщин он околдовал,взял в плен! Но они не жалуются,наоборот-они счастливы.И редкая женщина устоит перед его чарами! И к этому-плюс его талант,чарующий, прекрасный голос,обаяние…Браво,Маэстро!” Вряд ли исполнитель изучал теории Лакана или даже Фрейда, но ему, как можно понять из этого (и тысяч подобных ему) комментария, это и не нужно.
Весь секрет Олега в том, что он не строит из себя покровителя или альфа-самца, который берет то, что ему нужно, и слишком уверен в собственном превосходстве, чтобы обращать внимание на “тонкие материи”. Винник – герой нового времени в том смысле, что он весь соткан из этих “тонких материй”. И пусть они на поверку оказываются, как мы выяснили выше, всего лишь архетипами, переделанными на новый лад, это уже неважно. Главное, что ключ к сердцу публики найден.
Стрейт-эдж
“Я никогда не употреблял наркотики, чтобы написать песню”, – говорит Винник, и, глядя на вечный оптимизм на его лице, певцу охотно веришь. Внешность Винника – не меньшее орудие, нежели его песни. Он всегда должен быть на высоте и поддерживать себя в форме, чтобы затем взирать с плакатов на своих слушательниц и не оставлять им выбора. А еще давать миллион концертов в год, поэтому и здесь здоровый образ жизни Олега его нехило выручает.
Forever Young
Несмотря на то, что мы окружаем себя культом молодости как можем, никто из нас не молодеет, годы так или иначе берут свое. Эту тяжкую возрастную ношу чувствует на себе (и в своей аудитории) и Олег Винник, который при этом старения не стесняется и не боится. “Нужно наслаждаться каждым днем, даже если ты немного постарел”, – откровенничает исполнитель в одном из интервью.
И еще признается, что с возрастом становится все более сентиментальным, объясняя этим свое участие в ток-шоу “Говорит Украина”: “У меня мама эту передачу смотрит”. Такая аргументационная база обезоруживает – и возразить что-то о самом характере выпусков “Говорит Украина”, манипулирующих базовыми человеческими эмоциями, особенно нечего. Винник вне этого, он про молодость Души – одного из ключевых образов его песен, который он эксплуатирует с беспощадностью самого жестокого диктатора.
Работа на износ
Да, Олег Винник не сидит на фейсбуке и наверняка не смотрел новый “Твин Пикс”, но у него на это есть довольно веская причина: он работает. Для него музыка – это такая же работа, ремесло, которое требует ежедневной отдачи. Каждый год Олег дает не менее 150 (а то и все 200) сольных концертов – и часто пренебрегает даже собственным здоровьем.
К примеру, в его практике были такие случаи, когда певцу приходилось выступать в Карпатах с температурой под 40, а в Берлине – играть главную роль в мюзикле с частичной потерей слуха. Вот что об этой самоотдаче думает сам исполнитель: “У меня нет такого, что я буду себя экономить, потому что впереди еще 60 концертов. Когда люди покупают билеты и приходят в зал, им не интересно, какое у тебя настроение. В этом и есть сила, отношение к работе, ответственность и чувство того, что нам дается сверху. Мы должны, как пчелки, собирать нектар и выдавать свой мед”.
Счастье
По Виннику, счастье (одна из магистральных линий его творчества, как и его поиски), действительно существует. И для Олега счастье – это любить женщину. Но каждому свое счастье.
“Счастье бывает разное,
Кто-то столетие празднует.
Кто-то летает под грозами,
Кого-то не видно за розами.
Счастье сверкает машинами,
Банкнотами, VIP-винами,
Счастье свое в лицо я знаю,
Имя твое называю”.