Говорит мужчина: Саша Буль о жизни гастролирующего музыканта
Саша Буль родом из Черновцов, но любовь слушателя к его творчеству выходит за географические пределы Украины. Первый альбом “Vol. 1” вышел в 2013 году, с тех пор музыкант находится в (пока) нескончаемом путешествии с концертами по Европе. В интервью для bit.ua Саша рассказал, чем прекрасна и тяжела жизнь singer-songwriter’a, как потерять чувство дома и о главных особенностях стиля фолк-музыкантов.
Я пришел к музыке достаточно поздно. В 22 года купил гитару и начал учиться играть. На самом деле взялся за нее, потому что девочкам нравятся гитаристы. Сразу выстраивается романтический образ. Думал, что выучу несколько песен, а больше и не понадобится. Но меня увлекло, сочинил несколько песен и подумал, что раз получается – надо продолжать. Когда песен стало больше, друзья предложили записать их хотя бы на диктофон. Так появился первый альбом. А потом бац – один концерт, другой, третий. Со временем их количество выросло, и пришлось выбирать между работой и выступлениями. Так с 2013 года я путешествую по миру с гастролями.
С детства интересовался народной музыкой Америки. Сестра на Новый год подарила губную гармошку, и я разучивал блюзовые мелодии. Когда начал играть на гитаре, то понял, что могу быть мультиинструменталистом, как Боб Дилан. Он с гитарой и губной гармошкой создавал огромные процессы в мире! Я подумал, что если с такими простыми инструментами и тремя аккордами можно что-нибудь изменить, то почему бы и нет? Изменить таким образом свою жизнь – уже круто.
Я за конструктивный диалог и отмену всех запретов. В некоторых странах это работает, как в Голландии с марихуаной. Спрашивал у местных: «Вы часто траву курите?» – «Мы ведь нормальные люди. Лежит дома, иногда закурим, но лучше выпьем хорошего виски».
Разбуди меня ночью и попроси сыграть “Hoochie Coochie Man” – сыграю. Переслушал весь блюз дельты Миссисипи, чикагский блюз 50-х годов, большинство песен знаю наизусть. После уже перешел к folk-музыке. Люблю и много слушаю современный блюз-рок, иногда записываю песни в этом стиле. Но за мной закрепился статус singer-songwriter’a, поэтому пока не играю их на публике. В последнем альбоме начал добавлять в музыку электрогитарные рифы, барабанные партии. Чем дальше в лес, тем больше объединяю блюз-рок, кантри и фолк в своей музыке.
Мне комфортней играть одному, но становится скучно. За годы концертной деятельности я проехал сотни тысяч километров, дал более 300 концертов – и устал сам от себя. Хочется с кем-нибудь переглянуться на сцене, выдохнуть, расслабиться. Если выступаешь один, то сотни пар глаз внимательно следят за каждым твоим движением. Нужно постоянно занимать публику между песнями, когда настраиваешь гитару или губную гармошку, иначе люди улетят в свои мысли. С группой легче отдаться эмоциям, потому что тебя всегда подстрахуют.
Музыка – это не работа, я в любом случае играл бы ради удовольствия. Не было ни одного момента, чтобы я пожалел о карьере музыканта. Встречаю интересных людей, слушаю их истории, путешествую по прекрасным местам, пью местный алкоголь. И, самое важное, есть возможность влиять на жизнь людей в лучшую сторону. Когда играешь музыку не ради денег, а ради большой внутренней идеи, которая помогает людям, – это дорогого стоит.
Играл концерт для пациентов психбольницы. После выступления они писали, что это лучшее событие за последнее время. Они почувствовали себя нормальными людьми, раз к ним приезжают музыканты. В такие моменты понимаешь, ради чего стоит играть.
Самое тяжелое в постоянных гастролях – у тебя нет дома. Выехал из дому в июне, побывал на Западной Украине, в Карпатах, отправился в тур по Польше. Объехал Словакию, вернулся в Украину и приехал в Киев. Когда возвращаешься домой, то не можешь вспомнить, где на кухне тарелки, соль, перец. Тяжело вернуться к нормальной жизни, сосуществовать с девушкой, сожителями, родственниками. Ощущение, что не можешь найти себя в этом мире, развивается зависимость от острых эмоций. Устаешь от путешествий, но сидишь три дня дома и понимаешь: нужно срочно куда-то ехать, иначе тронусь умом.
Мои любимые вопросы на интервью: «Почему ты Саша Буль?» и «Настоящие ли у тебя усы?». Когда спрашивают о вдохновении, отвечаю, что если бы знал идеальный рецепт, то стал бы суперзвездой. Но процесс написания песни – как фотоохота. Жизнь – словно один большой лес, в котором бегают сказочные создания, их нужно уметь ловить. На меня влияют литература, кино, люди, которых я встречаю, собственные переживания. Из этого появляется музыка. Сочиняю ее в турах, но там она хранится на уровне записей в блокноте. Довожу их до конца, когда возвращаюсь домой.
Мне кажется, я постепенно иду к выгоранию. Выступлений становится так много, что приходится ставить условие менеджменту не назначать больше концертов. Когда не выступал полгода – мне было так хорошо! Сидел в студии, писал новые песни, экспериментировал со старыми. Открыл для себя домашнюю сторону музыки. В итоге хочу заработать достаточно, чтобы существовать за несколько концертов в год, завести собаку и тусоваться с ней.
После концерта в Польше пили виски Tullamore D.E.W. Предложил полякам рассказывать анекдоты на украинском, а сам пытался говорить на польском. Увлекся и так набрался смелости от выпитого, что предложил в машине говорить только на польском. Спустя полгода свободно вел концерты, читал книги, смотрел фильмы.
Первая осознанная алкогольная эйфория произошла в старших классах. Друзья взяли меня на вечеринку, где девочки постарше наливали ужасный шоколадный ликер. На следующий день было очень плохо, с тех пор и не люблю сладкие напитки. Но я запомнил момент, когда выпиваешь и в мозгу что-то меняется. Все становятся красивее, начинаешь чувствовать себя уверенней. Со временем эйфория исчезает, но появляется другое удовольствие – вкус.
За последние 5 лет я дрался 3 раза – и каждый раз после текилы. Во мне просыпается мексиканец, который хочет протестовать и драться. Люблю темное пиво, стауты, которые приятно выпить в жаркий день. Но мой фаворит – виски. Даже музыка, которую я играю, тесно переплетена с виски. Было бы странно, пой я в блюзовой песне: «Сижу и пью мартини на вокзале, жду свой товарный поезд».
Я редко пью перед концертами. Сольное выступление обязывает к максимальной концентрации. Ногой отстукиваешь ритм, руками играешь на гитаре, ртом на гармошке, еще и поешь. А между песнями поддерживаешь диалог со зрителем. Но если вижу, что в зале моя публика, что наш коннект состоялся, то подаю знак бармену и доигрываю концерт с виски.
В глазах обывателя фолк-музыканты выглядят хипстерами. Поношенные джинсы, старые ботинки, очки в роговой оправе, шляпы – отсылки к прошлому. Боб Дилан и Аллен Гинзбер были ключевыми персонами в движении битников и хипстеров, так что неудивительно, что они выглядят именно так!
Главное в стиле – натуральность. Есть «реконструкторы», которые сидят в офисе, а на выходных надевают кольчугу и бьют друг друга мечами. А есть музыканты-реконструкторы, которые думают, что если играешь техно, то должен одеваться second hand в стиле 90-х. Я выгляжу как casual cowboy, но не потому, что играю кантри, а потому что герои моего детства так выглядят. Одевать на сцену шорты или бриджи могут позволить себе только рэперы и регги-музыканты. Если музыкант поет о путешествиях в тысячу миль, но одет в бриджи и вьетнамки – я ему не поверю.
В фолк-музыке недопустима клоунада. Есть жанры, где делается акцент на эпатаж, костюмы, шоу. Но в фолк-музыке 200-летняя традиция, в которой правила жанра подразумевают натуральность. Когда ты стоишь на сцене с гитарой и губной гармошкой, то не нужно делать ставку на эпатаж. Только натуральность и искренность со слушателем, потому что он всегда заметит, когда человек в своей шкуре, а когда пытается кого-то из себя изображать.
Тем, кто находится в постоянном движении, необходима пауза. И в такие моменты с ними будет Tullamore D.E.W.
Фото: Дима Ромас
Место съемки: Loft31 photostudio