Спецпроєкти

“Я верю в то, что деньги — это продолжение человека”. CFO Hacken Дмитрий Будорин об экономике будущего


Один из создателей платформы Hacken, финансист, крипто-евангелист и визионер Дмитрий Будорин верит, что криптовалюта изменит мир. Криптовалюта позволит сместить ценности с капиталов в идеи, ослабив все границы и сделав мир справедливей.

Экспоненциально растущий проект Дмитрия Hacken объединяет “белых” хакеров, криптовалюту и киберзащиту. Hacken, кажется, самая перспективная криптовалюта в Украине.

– Я родился в Киеве и мечтал стать футболистом: мне очень нравится дух соревнования и “командность” футбола. В нём можно сделать выбор, как в жизни: проявить лидерские качества, повести за собой команду или же сидеть в обороне и всех успокаивать. Я уверен, что радоваться победе с друзьями гораздо прикольнее, чем в индивидуальных видах спорта, где ты празднуешь сам с собой.

– Я финансист: учился в Украинской академии международной торговли, но основное моё образование – это ACCA, международная бухгалтерская бумажка, которая дает колоссальные возможности и требует долгой подготовки. Это тринадцать трехчасовых экзаменов, к которым ты готовишься неделями со здоровенными учебниками. И если ты не выучишь глубоко, то не сдашь экзамен. В своей группе я приобрел хорошие знакомства: и по бизнесу и друзей.

Я математик и всегда выигрывал олимпиады. Я захотел попасть в большую четверку – это был челлендж для меня: задело, что там большой конкурс, и я захотел его пройти. Туда пытаются попасть все, кто любит экономику. Я прошел: закончил четвертый курс, и меня взяли на работу в Deloitte.

– Я 8 лет отработал в Deloitte в разных офисах: Киев, Кипр, Уфа, Москва. Потом перешел в УкрОборонПром, 2 года занимался реформой. Мы неплохо справились, много чего сделали, убрали старых работников, наняли новых молодых, вводили электронный документооборот. И последнее время я занимался созданием киберцентра, который все ещё находится в стадии регистрации и документального оформления. Затем мы решили с партнерами обратить внимание на криптовалюты.

– Я принял решение всё бросить и заниматься Hacken быстро, за одну неделю, это было в июне. Скорость вовлечения человеком в криптовалюты зависит от бэкграунда человека. Если это финансист, трейдер, банковский сотрудник – он схватывает очень быстро, за пару дней понимает все перспективы, риски и знает, что нужно делать.

– С командой Hacken мы путешествуем по миру и по конференциям для знакомств: начиная от ребят, которые закончили свои ICO, до международных пиарщиков и инвесторов. Встречаются иногда грязные товарищи, которые за деньги раскачивают курс твоей криптовалюты, придающие ликвидность для неразборчивых пользователей. Без этого тоже никуда, но надо их вовремя рассмотреть.

Стив Возняк и основатели Hacken Дмитрий Будорин и Егор Аушев

– Когда мы выступили на конференции D10, это был хороший толчок. Выступления на больших конференциях в целом всегда приносят нам деньги: как минимум украинцы могут купить на 2040 тысяч долларов, серьезные инвесторы начинаются от 200250 тысяч. Средний чек – полторы-две тысячи на физлицо. Главная целевая аудитория – это мужчины, 2537, которые уже заработали на криптовалютах или другом бизнесе, обычно спекулятивном. Это могут быть профессора, ученые, спортсмены. Активные, которые много времени проводят в интернете и уже заработали на крипте, а тратят заработанное.

– В финансах меня привлекает в основном макроэкономика: интересно, как происходит эмиссия денег, мультипликация банковых денег. Интересно, почему одни страны достигли высокого уровня развития, а другие – нет. Есть куча примеров в Юго-Восточной Азии, где народы и вводные данные одинаковы, но в одной стране все хорошо, а в другой – плохо.

Мировая экономика должна постоянно расти, и для этого нужно по очереди подключать разные страны – нужен стабильный рост на 5% в год. Украине же, например, в 2004-2005 году дали денег, а потом перестали: так не работает. Чем больше я изучаю эти процессы, тем больше понимаю, что сегодняшний формат развития мировой экономики – это путь сбережения капитала колонизаторов, которые эксплуатируют другие страны. Криптовалюта же не имеет границ и никак не коррелирует со старым капиталом, потому я верю, что она изменит мир.

– Японцы, эстонцы и эмиратцы уже выпускают государственные криптовалюты. Это дает очень много плюсов: прозрачная эмиссия, контроль за безналом, уход от корреспондентских часов. Банки-посредники не нужны. Ты можешь отслеживать транзакции. Валюта становится более свободно конвертируемой. Если весь мир перейдет на криптовалюту, если у каждого человека будет множество валют, то это позволит миру перестроиться от долговой экономики к экономике более свободного капитала.

– Капитал перестанет быть инструментом накопления и влияния, а станет средством реализации идей. Если сейчас ты должен иметь суперсвязи, чтобы получить финансирование, или заложить квартиру, чтобы получить кредит, то криптовалюта позволяет получить финансирование за хорошую идею. Капитал будет перераспределяться в те сферы, которые наиболее актуальны и где есть люди, заряженные работой и идеей.

– Я верю в то, что деньги – это продолжение человека. Это ярко может продемонстрировать криптовалюта. Чем более ты экономически активен, чем больше ты обмениваешься энергией с друзьями и знакомыми, тем больше у тебя финансовый поток. А если ты действительно собрал деньги для ICO, а потом забил на продукт, то акции спадут на ноль. Криптовалюта будет подчеркивать это и красиво описывать все происходящее вокруг и с человеком.

Сейчас количество людей, у которых есть криптовалюта, – это 0,001% населения. И весь этот рост подкрепляется тем, что всё больше и больше людей в него вкладывают.

– Я бы хотел, чтобы за 10 лет весь институт банка стал децентрализован, а банки стали бесполезны. Все мои последние платежи оплачены криптовалютой. Не нужно делать сложные выписки из банка, за одну секунду можно оплатить биткоинами. Я бы хотел, чтобы банки начали перестраиваться и образовывали население, чтобы то не делало ошибок. Вся эта огромная машина, если начнет валиться, то повлияет на судьбы новых людей, но профессий, которые даст криптовалюта, — тоже огромное множество. Я уверен, что банки смогут адаптироваться. Появятся децентрализованные банки, которые будут оказывать услуги гораздо дешевле.

– Очень хотелось бы верить в концепцию “правительство как сервис”. Это то, о чем мечтают криптоэнтузиасты и криптоанархисты. В чем есть риск криптовалюты для государств? То, что теряется контроль по сбору налогов. Был проект криптогривны, который в Нацбанке хорошо приняли, но затормозили. Криптогривна помогла бы сэкономить около 70 млрд гривен в год, потому что она помогла бы собирать налоги за счет того, что компании не смогли бы получить определенные государственные сервисы, не демонстрируя того, как они платят налоги.

– Эта концепция – перевод государства на полностью прозрачную систему бухгалтерского учета. Каждый может посмотреть, на что тратятся деньги, куда уходят налоги, кто и сколько их платит. Государство показывает, на что тратит налоги и формируется бюджет. Это конкретный уход в то, что государство становится наемной компанией для населения.

Вот ты, например, живешь в Киеве, хочешь пользоваться транспортом, парковкой, платить за воду, электричество, но как ты платишь налоги? Город выпускает свою криптовалюту – и только этой криптовалютой ты можешь оплачивать эти услуги, там и сидит этот налог. И если ты киевлянин, ты должен купить эту валюту Киева, таким образом все контролируется и циркулирует.

– Биткоин задумывался таким образом, что тебе выгодно становиться майнером и поддерживать систему, предоставляя ей вычислительные мощности – и тебе выгодно держать накопления в битке. Та цифра, которая будоражит всем голову, цена битка – это совсем не предел. Сейчас о биткоине знают единицы, думают, что это МММ, но мой прогноз, что на 25000 мы выйдем очень скоро – и это будет метка, после которой будет откат, паника, слезы, но эта валюта всё равно будет расти вверх.

– Ощущение выгорания у меня есть: всё-таки сильно устаешь. Но так как ты уже дал какой-то импульс, всё закрутилось – то становится легче, тебя несут в потоке коллеги и нужно включаться, обратной дороги нет.

Наша команда сейчас на моральном подъеме, и это придаёт сил. У команды должна быть вера в проект и какая-то химия между людьми. Для меня важно, чтобы люди брали ответственность на себя. В мире хайпа и сумасшедшей скорости чем более сплюснута у тебя организационная структура, тем эффективнее ты можешь двигать процесс.

Если люди в команде переспрашивают у тебя какие-то вещи несколько раз, то с ними надо прощаться. Если они начинают меня бояться, что я выскажу какое-то своё “фе” за его ошибки, то нужно прощаться. Мне повезло, что у меня в команде очень много людей, которые не спрашивают и сами могут принять решение.

– Можно научиться брать на себя ответственность за счет мотивации. Это происходит не за день, не за два, для этого нужно недели три. Но даже за это время я вижу, как трансформируется наша команда. Ты – капитан, минимально их направляешь, рассказываешь им о целях, а не о том, что “поди сделай то, купи это”. Ты должен постоянно показывать, как ты это делаешь, рассказать, несколько раз продемонстрировать. Я в воскресенье шел в любимую кафешку и целый день занимался планированием, писал в рабочие чаты. И когда люди увидели, как я думаю и работаю, то начали подстраиваться.

– Я ничего не боюсь. Чего бы мне очень не хотелось – это предательства. Все-таки речь заходит о довольно больших деньгах. И у меня есть внутренняя уверенность, что меня не предадут. В мире блокчейна настолько все прозрачно… Был случай, когда хакеры украли – но их идентифицировали. Все знали, что на этом кошельке ворованные деньги. Через несколько месяцев им пришлось эти деньги вернуть. У нас тоже все прозрачно, мы никого не обманываем и не собираемся, поэтому и предать нас будет довольно-таки сложно. Какие-то “черные лебеди” могут случиться, но вряд ли я их боюсь.

Я мечтаю об Украине, из которой люди не хотят уезжать и в которую хотят возвращаться. Тот же Unit.Park, над которым мы работаем, превратился в украинскую Силиконовую долину. Мечтаю, чтобы Украина была на рынке мировом прогрессивной страной. Чтобы её ассоциировали не с войной и слабой экономикой, а с молодыми красивыми людьми, которые реализовывают свои идеи.

Я жил на Кипре, у меня были хорошие предложения и в Англии, и в Европе, но мне кажется, что не просто так мы родились именно здесь, и уехать – это слишком простой способ, который точно не принесет счастья, которого можно добиться с той же энергией и теми же затратами. У нас прекрасная страна, куча возможностей. Те, кто говорит, что у нас нет возможностей, – лукавят или ленивые.

– Я расстроен нашей журналистикой, потому что люди пытаются найти проблемы, о которых не нужно говорить и на которых не нужно концентрировать внимание. Лучше фокусировать людей на успешных украинских проектах и помогать людям мыслить более глобально.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь