Спецпроєкти

“Акселератор – это ступенька для бизнеса, но нужно понимать, необходима она или нет”. Алексей Мась, “Киевстар”


Алексей — советник по вопросам цифровых коммуникаций и стартапов в «Киевстаре», один из управляющих телеком-акселератора Radar Tech. Он считает, что будущее за новым поколением и нам нужно учиться у него.

— “Киевстар” нашел меня как человека, который внедрял бы им инновации: у нас был общий знакомый с Петром Чернышовым (главой компании “Киевстар”. — Ред.). Как руководитель он мне очень нравится, инициативный. Работы очень много, зато не скучно.

— Я считаю, что всегда должны быть какие-то люди, которые тебя направляют — ментор, который скажет, если что-то не так. И у меня всегда был. Первый потом ушел в министерство, а я пошел в банк работать.

— В банке у меня было несколько программистов, на которых я равнялся: главный разработчик, который входил в пятерку лучших ядерных физиков страны, а потом переквалифицировался в программиста. Потом я пошел в телеком, там был Александр Сорока, с которым мы столько дружим, в кино ходим, вместе мы сделали портал. Так что у меня всегда были люди, на которых можно равняться.

— Всегда нужно расти и всегда есть куда расти. Джобс – человек, который был готов все деньги отдать за то, чтобы встретиться с Сократом. Наверное, Джобс на него равнялся как-то. Но когда Сократ жил – 4 век до н. э., а когда Джобс. А сейчас Кук постоянно вспоминает Джобса. Забавно, как они половину презентации посвящают тому, как они равняются на Джобса, но сами не делают ничего особенного.

— Странно ли, что всего два телефона в мире, две марки зарабатывают на телефонах, кроме китайцев каких-то, — Apple и Samsung. Причем Samsung в прошлом году не зарабатывал из-за взрывоопасности. В других корпорациях на уровне Джобса никто и не появлялся никогда. Многие называют Гейтса, как того, на кого можно равняться. Мне он совсем не близок.

Какая-то известная барышня из IT-тусовки написала: «Не слушайте тех, кто живет не так, как хотели бы вы». Как Гейтс, я бы не хотел жить, а вот Джобс – ну вполне ок, мне его стиль нравится. Конечно, я бы не стал парковаться на местах для инвалидов, но ездить на мерседесах, которые можно продать потом, потому что на них ездил Джобс, – это неплохо. Была перепалка, когда Джобс сказал: «У Билла Гейтса все хорошо, но нет чувства стиля. Все кривое и косое». Гейтс, конечно, технарь, зато я знаю многих технарей, которые хотят быть похожими на Гейтса.

«У меня иногда возникает мысль, что в информационных технологиях должны работать дети».

— Джобс — интеллектуальный хиппи, а Гейтс – ботан. Я повесил у себя дзен и где-то только через год узнал, что Джобс, оказывается, дзен-буддист. Сейчас еще выяснил, что Павел Дуров тоже дзен-буддист и Цой. Хорошая компания. Оказывается, буддийским монахам можно иметь всего 9 или 7 вещей, не считая чистую рубашку. Все остальное должно быть общим.

— Когда Дуров пишет, что ничего материального не нужно, а постит фото из дорогих отелей, все почему-то возмущаются. С другой стороны, у Джобса тоже дом был аскетичный, но при этом нельзя сказать, что он бедно жил: одно с другим не связано.

А вот Пушкин, когда в Одессе жил, всегда должен был за отель, извозчикам. После очередного гонорара он выходил на балкон и раздавал деньги: кто первый приедет, тому и достанется. Потом дальше жил без денег. Дзен-буддист в каком-то роде.

Две мои важные вещи: телефон и ноутбук, все остальное уже вроде как и не надо. Ну еще графический планшет, чтобы рисовать. Потом — гитара.

— Я читаю около 5 книг в месяц, иногда меньше. Рекомендации из некоторых книг по бизнесу после прочтения хочется применить. Такая книга по бизнесу уходит одна в месяц. Параллельно какие-то технологии можно почитать-посмотреть, может, какую-то художку. Больше сейчас на английском читаю. Вот купил Платона – трехтомник в четырех томах, плюс еще один том дополнительно.

— Я книголюб, у меня книжный проект, мне издательства присылают книги на рецензии, но у меня не складывается с вещами, когда я кому-то что-то должен. Мне проще найти книжку, самому сделать рецензию, чем обязываться делать это для кого-то. Часто дарят ваучеры: у меня их забирают или я дарю кому-то. Меня они сковывают.

Я читаю больше половины с kindle. Если книга визуальная, с иллюстрациями, я покупаю — читать их с электронки сложно. Дома книги в основном иллюстрированные.

— У меня иногда возникает мысль, что в информационных технологиях должны работать дети. Спонтанность, креативность и прочее у детей лучше развито. Корпорациям лучше всего детей нанимать для того, чтобы они разрабатывали что-то.

— В “Киевстаре” я говорил: «Экспертизу по магазинам лучше всего давать детям». Мне очень важно, что скажет мой сын. Если он говорит «Не пойдем, там скучно и нечего делать», я понимаю что что-то не так. Вот у вас телефоны привязаны, тут стоит стекло, нельзя попробовать, потрогать. У нас в “Киевстаре” есть детский день, когда все сотрудники приходят с детьми. У меня, к сожалению, дети не попадают в этот возраст: младшему 3, среднему 13. А там на 7–8 лет очень крутой праздник. Проводят экскурсии, их развлекают. Была идея сделать тест-лабораторию, чтобы дети тестировали продукты. У нас стартует связанная с играми программа, где стартаперы – это не студенты и старше, а даже школьники.

— Как-то меня пригласили в школу открывать предмет “программирование” и рассказать про будущее. Я ответил, что будущее за ними. Менторы дали детям задание, не успели ничего толком объяснить, а школьники уже пошли все делать. Новое поколение очень прикольное.

— Меня долгое время рекомендовали как самого антикорпоративного человека. К некоторым правилам нужно с уважением относиться, но если их можно игнорировать, лучше игнорировать.

— Самый яркий проект последнего года — это тема дополненной реальности. Она может обучаться, работает на проводе. Можешь наводить на разные предметы, и оно проявляет разные действия. В магазинах можно навести его на продукт и заказать с доставкой на дом. Это мировой тренд, Apple презентует похожие вещи. Детям нравится. У “Киевстара” был похожий проект: при наведении на борд появлялась реклама, но не хватило какого-то интерактива.

— Мне комфортно в корпоративной атмосфере, несмотря на то, что я предприниматель. Но при этом я считаю, что проекты в корпорации должны быть. Предприниматель внутри компании считает, что компания – это его, борется за нее, как за свою. Должна быть концентрация, вовлечение аудитории, личностный маркетинг, ну и свобода делать что-то по-другому: против шерсти, против рынка. Поэтому когда Джобс сделал телефон с одной кнопкой, а все остальные не могли повторить – вот это была концентрация. Круг – самая простая форма.

— Стараюсь вообще не бояться. Никак не могу дописать две главы в книге – о свободе. Несколько раз переписывал. Изначально мысль была: «Свобода от будущего и свобода от прошлого». Есть притча про монаха и тигра: монах убегал от тигра, бежал и упал с обрыва, повис на ветке. Сверху на скале стоит тигр, рычит, снизу стоит еще один тигр, ждет, когда монах упадет, и тоже рычит. Тут монах увидел, что на склоне растет земляника, сорвал, съел, это была самая вкусная земляника, которую он ел. К нему пришло просветление: тигр сверху – это прошлое, тигр снизу – будущее. Дзен – это прикладная наука самураев. И самурай всегда выбирает дорогу к смерти.

— Для меня не бояться смерти – это высший пилотаж. В разное время по-разному. Буддизм всегда борется со страданием: если есть какое-то страдание — спокойно относись к нему.

— Хорошее время, когда деньги – это не только энергия. Когда спрашивают, что может поменять Украину, я отвечаю: «Социальный капитал». Уже можно обойтись без денег, когда у тебя большой социальный капитал. На счет социального капитала можно получить деньги, наоборот – нет. Очень интересно, что сейчас происходит с биткоином.

Я не вкладывался в криптовалюты. Я их рекламирую, в этом отношении я вкладываюсь. Я не настолько люблю деньги, а пока это больше похоже на спекуляцию. Смысла в росте или падении биткоина для меня мало. Это пока не мой бизнес совсем. Я считаю, что криптовалюта – это тузы и расти она еще будет очень долго. Мне очень нравится фишка «частных денег» — они более важны, чем деньги государственные. По факту крипта сейчас ведет войну за валюту.

— У меня сын сейчас снимает видеоролики на философские темы. Я предлагал ему одну: «Корпорация или стартап – кто победит в будущем?» У меня нет ответа на этот вопрос. С одной стороны, как стартапер, я бы, конечно, хотел, чтобы вторые победили, какие-то маленькие компании из 5 человек. Крипта показывает победу первых.

— Успешные стартапы умудряются отмасштабироваться. Как UBER. Пресса пишет про такие. После масштабирования идет рутина, когда зарабатываются деньги. Вот это уже корпорация. Там уже все просчитывают, прогнозируют.

— Нужно развивать интуицию. Решение идти в акселератор нужно принимать интуитивно, потому что здесь много факторов. Основное – это, конечно, могут ли вам дать те знания, которые вам нужны? В основном акселератор дает нетворк, знания, возможно, инвесторов, если они нужны. В стартапе трудно понять, нужно ли все это. Акселератор – это ступенька для бизнеса, но нужно понимать, необходима она или нет. Это всегда тонкий вопрос.

— Я считаю, что наши стартапы очень мало экспериментируют. Нужно больше общаться. Нам многие проекты пишут, и они никогда не видели пользователя. Им неудобно, они боятся и очень скромные. Есть два страха: обезбашенность и системный подход. Нашим не хватает и того, и другого. У Паши Дурова подход, который мне очень нравится: «Когда критикуют ваш стартап, стоит сказать, что вы все равно будете его делать». Не нужно бояться критики, она помогает.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь