Спецпроєкти

“Наша ассоциация — это «ворота» в Украину для иностранных инвесторов”. Ольга Афанасьева, UVCA


Исполнительный директор  Украинской ассоциации венчурного капитала и прямых инвестиций (UVCA) Ольга Афанасьева рассказала нам, какие стартапы сейчас в тренде и есть ли в Украине культура предпринимательства.

Каковы направления работы UVCA?

Изначальной целью проекта было объединение инвесторов — венчурных фондов (Venture Capital) и фондов прямого инвестирования (Private Equity). Поскольку государство не очень активно поддерживает инвестиционный сектор, есть определенные нюансы законодательства, которые нужно менять, стимулировать частные инвестиции. На момент создания UVCA (в 2014 году) над улучшением инвестиционного климата мало кто работал, и до сих пор проблема актуальна.

Культура предпринимательства в Украине в принципе не очень развита. Если, например, в ряде европейских стран дети с 7-го класса учат основы предпринимательства, то у нас даже для многих студентов это что-то очень далекое. Все ассоциируют бизнес с чем-то негативным, спекуляцией. Это отголоски прошлого. Мы поняли, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Основали UVCA для защиты прав инвесторов и стимулирования развития инвестиционного рынка Украины, с одной стороны, и стартап-экосистемы и инноваций — с другой. Если не будет развиваться инновационное предпринимательство, то мы будем не так конкурентоспособны. Это будущее, поэтому мы этим и занимаемся.

Технологические стартапы, особенно hardware, не получают поддержки со стороны государства, хотя нуждаются в ней.

Среди членов ассоциации только украинские фонды?

Нет, есть и иностранные. Их около 40%. Всего в UVCA 47 членов.

Какие преимущества дает членство фондам?

Мы работаем не только с фондами, но и с акселераторами и инкубаторами.  То есть в ассоциацию входят активные игроки инвестиционного, инновационного рынка Украины. Подчеркиваю, что активные. Просто “мертвых душ” у нас нет.

Теперь о преимуществах. Во-первых, UVCA – это платформа для коммуникации.  Мы строим мосты между украинской экосистемой, украинскими инвесторами и зарубежными. Потому что мир открыт, полон возможностей, и Украина тоже может что-то ему дать. Мы организовываем инвестиционные туры — в Кремниевую долину, Канаду, Японию, Израиль. Также мы проводим road–шоу, привозим зарубежных предпринимателей в Украину для того, чтобы показать, что здесь можно и нужно делать бизнес.

Во-вторых, ассоциация – площадка сотрудничества инвесторов и стартапов. Часто UVCA воспринимается как компания, которая занимается исключительно стартапами. Это в хорошем смысле побочный эффект. Наибольшее количество наших членов – это венчурные фонды, поэтому мы больше ассоциируемся со стартап-культурой. Но мы ориентированы скорее на инвесторов, чем на стартапы. По сути, наша ассоциация — это голос частных инвесторов: мы объединяем инвестиционные фонды. Это не значит, что они финансируют только стартапы. Но действительно, статистика показывает, что венчурные инвестиции чаще всего привлекают именно инновационные компании.

Наша ассоциация — это «ворота» в страну. Когда иностранные инвесторы хотят зайти в Украину, интересуются этим рынком, то они обращаются к UVCA. Например, сейчас мы общаемся с большим китайским фондом, также мы принимали другие иностранные делегации — они находят нас сами, связываются. Мы часто привозим зарубежных инвесторов, например, Y Combinator. Из Японии приезжал директор венчурного департамента Rakuten, который руководил покупкой Viber.

Как происходит встреча с зарубежными инвесторами?

Мы знакомим их с основными игроками рынка. Показываем, кто и чем занимается. У нас есть формат инвестиционных завтраков — мы собираемся в кругу членов UVCA, приглашаем зарубежных гостей или послов стран — стратегических партнеров. Также это могут быть депутаты профильных комитетов, поскольку лоббирование законопроектов в области инвестирования и их подготовка — одна из наших задач.

Другой формат — это бесплатные воркшопы, которые открыты для всех желающих. На воркшопах выступают и украинские спикеры, и зарубежные. Также мы стараемся знакомить стартапы и фонды. Но это не услуга в формате “найдите нам инвесторов”. Если я знаю, что инвестору интересен продукт, который выпускает стартап, без проблем могу помочь с коммуникацией.

Третий формат работы — организовывать туры украинских компаний и инвесторов по всему миру, в том числе в Кремниевую долину. Например, второй год подряд совместно с фондом WNISEF (Western NIS Enterprise Fund. — Ред.) мы организовываем украинский павильон на CES (самой большой мировой выставке потребительской электроники, ежегодно проводимой в Лас-Вегасе на протяжении 50 лет). Идея павильона возникла, когда мы услышали отзыв от одного действительно перспективного стартапа, который не смог позволить себе поехать на конференцию. Технологические стартапы, особенно hardware, не получают поддержки со стороны государства, хотя нуждаются в ней. Почему речь о hardware? Потому что им гораздо сложнее вывести продукт на рынок — у них больше затраты, им тяжелее привлечь инвестиции. Таким стартапам нужна валидация продукта, реальные потребители. Мою идею повезти стартапы на CES поддержали. Стартапы показали хорошие результаты и поняли, что еще им нужно сделать. 7 из 8 участников нашего прошлого павильона уже получили инвестиции.

В следующем году снова 10 украинских стартапов, отобранных нашими инвесторами, поедут на CES. Без лести можно утверждать, что выбраны лучшие IoT-проекты года.

Членство для украинских и зарубежных инвесторов доступно на одинаковых условиях?

Различий нет. Есть дифференциация по типу компаний. Тип членства зависит от типа компании. Но при этом все у нас имеют одинаковые возможности. Мы не ставим ограничения.

В зарубежных ассоциациях есть такой вид членства, как investee company. Это портфельные стартапы фондов – членов ассоциации. Сейчас мы хотим создать такой круг стартапов, которые близки к UVCA. Мы сможем давать им больше возможностей для знакомства с приезжими инвесторами, а также участия в наших мероприятиях.

Какие проблемы в Украине есть у иностранного капитала?

В связи с особенностями нашего законодательства многие местные компании и фонды зарегистрированы не здесь. Поэтому есть вопрос, что считать иностранным капиталом.

Если говорить о привлечении иностранных инвестиций, то я вижу сложность в том, что у стартапов не всегда есть опыт коммуникации с инвесторами. Есть предприниматели, которые успешны в этом. Но в целом по рынку этого навыка не хватает. Оказываясь на конференциях в США, где инновации на каждом шагу, украинцы часто не знают, как себя вести, закрываются. Это надо исправлять — обучать их «с молодых лет».

Несмотря на эти недостатки, можно ли сказать, что украинская стартап-культура развивается?

Да, но украинцам нужно снять внутренние ограничения и понимать, что все возможно. Необходимо обрести уверенность и не закрываться от всего инновационного и развитого в мире.

Кроме того, нужно понимать, что в любой стране есть сильные стороны, которые стоит подчеркивать. Но все прекрасно знают, что у нас есть определенные проблемы. Не нужно за них оправдываться. Не надо говорить, что мы сейчас приедем в Европу и всех научим. Там тоже живут нормальные, здравые люди.

Я вижу, что в украинский инновационный сектор приходят специалисты из маркетинга, PR, медиа, потому что они хорошие коммуникаторы. Навыки общения — это то, чего не хватает нашему IT-сектору. Это вектор развития, который нужен стартапам.

Существует мнение, что украинцы – дешевая рабочая сила в IT-сфере наряду с индусами. Согласны ли вы с этим?

Цены на нашу рабочую силу однозначно ниже. Здесь даже спорить нечего. Но часто я слышу от американских и европейских заказчиков, что украинцы творчески подходят к решению задач.

Как изменить отношение к Украине как к источнику сотрудников для IT-гигантов?

Развивать инновационный бизнес. Не бояться создавать свои компании, бросать работу на поставщиков услуг. Хотя я понимаю, что это сложновато делать в Украине, поскольку зарплаты в IT выше, чем в других отраслях. У человека все хорошо, и он не хочет рисковать. На этом этапе необходима поддержка государства. Нужно стимулировать инновационный сектор. Во всем мире создаются специальные программы, а в Украине в сфере поддержки стартапов есть только частные инициативы, как, например, UNIT.City. Это нужно поощрять и поддерживать.

В каких отраслях стартапы интереснее всего?

Сейчас тренд – блокчейн, появляется много интересных стартапов в этой отрасли. Мы даже создали  в UVCA блокчейн-комитет. Мы хотим сфокусироваться в первую очередь на ICO, так как необходимо избегать мошенничества и защищать права инвесторов. Мы считаем, что те люди, которые покупают токены, тоже  инвесторы. Поэтому ICO имеет отношение к нашей ассоциации.

Кроме этого, создается много фондов, в которых часть капитала фандрейзят через ICO, появляются криптофонды. Это тоже имеет отношение к нам. Мы собрали серьезных игроков этого рынка, чтобы разработать рекомендации и позиционировать Украину как блокчейн-Мекку. Мы думаем, что следующим шагом будет проведение отраслевой конференции.

В этом году мы были в Давосе, и там много говорили об искусственном интеллекте, о VR (виртуальной реальности. — Ред.), среди гостей было много стартапов в сфере aerospace. Это мировые тренды, которым в Украине тоже уделяют внимание.

Какие проекты интересны украинским инвесторам, а какие — западным? Есть ли различия, на ваш взгляд?

Наши инвесторы открыты глобальным трендам. Я бы не сказала, что у нас есть локальные интересы. Кроме того, сейчас довольно распространены синдицированные сделки, когда пул инвесторов вкладывается в какую-то компанию. Особых различий нет.

Украинский рынок очень мал и менее склонен к использованию инноваций на ранней стадии, поэтому стартапы сразу же фокусируются на глобальном.

Если говорить о европейских стартапах, то бывает, что взлетает компания с национальной спецификой. Например, в Швеции один из популярных проектов — это социальная сеть для рыбаков. Она привлекла огромные инвестиции. Но сразу понятно, что целевая аудитория стартапа  – это северные страны в основном.

Что нужно стартапу, чтобы инвестор захотел его финансировать?

Иметь продукт, уметь работать и быть вменяемым. Инвестируют все равно в людей. Быть активным, но не перегибать палку, потому что есть бизнес-этика.

Фото предоставлены Ольгой Афанасьевой.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь