Спецпроєкти

Научный подход: Нана Войтенко об украинской науке, мозге и причинах радоваться жизни


Совместно с VICHY bit.ua рассказывает о женщинах в украинской науке. Они работают в невероятном ритме, иногда в сложных условиях, с разными людьми, успевают делать научные открытия, не забывая семье и о времени для себя — у них есть чему поучиться. И мы не только о научной работе: в новом выпуске нейрофизиолог Нана Войтенко рассказывает о работе с детьми, международных проектах и активном отдыхе.

О сбывшейся мечте

В детстве я мечтала стать врачом, но закончила Московский физико-технический институт по специальности, достаточно далекой от медицины. На пятом курсе я перешла на кафедру биофизики – мы изучали живые объекты с помощью физических методов. Чем больше я занималась биофизикой, тем больше меня привлекала физиология — меня интересовали не только молекулярные законы, по которым работают клетки, но и как работает вся система. И тут исполнилась моя детская мечта стать врачом — я долго работала с диабетом первого типа, а потом занималась болью и ее молекулярными механизмами. Последние годы я изучаю как раз хроническую боль. Такая боль обычно связана с травмами, повреждениями нерва или спинного мозга — сейчас эти проблемы очень актуальны, мы сотрудничаем с нейрохирургами, а в лаборатории моделируем заболевания на крысах.

О методах и трудностях в науке

Мы фундаментальные ученые: пытаемся понять, что происходит в организме, публикуем исследование, а задача других – придумать методы лечения или лекарства. В одном из наших проектов мы обнаружили механизм, который меняется в клетках спинного мозга при воспалении, генерируя боль. Чтобы прекратить чрезмерную активность этого механизма, его надо выключить — уменьшить количество определенных молекул. Мы смогли с помощью генетических методов внедрить в нужные клетки кусочки ДНК, которые «отвечают» за эту молекулу, и заблокировали синтез соответствующего белка — и хроническая боль действительно прошла. К сожалению, мы не получили финансирования для этого проекта, и на этом все остановилось. Должна заметить, что современные молекулярно-биологические исследования являются очень дорогими. Без соответствующего финансирования проводить исследования невозможно.

Сейчас во всем мире наука переживает сложные времена – ни одно государство не может выделить достаточное количество денег для ученых.

К счастью, с международным сотрудничеством у нас никаких проблем нет. Все наши установки куплены на зарубежные гранты. Мы сотрудничаем с Великобританией, Словакией, Португалией, США. Именно американские университеты помогают нам не остановить работу и присылают по доброте душевной дорогостоящие средства – один реактив может стоить 500–600 долларов. Наше оборудование позволяет углубляться в любую ткань – мы можем взять целый спинной мозг и увидеть клетки, которые находятся в его толще, измерить электрические сигналы, которые они генерируют. Мы можем вводить в клетки специальные красители и с помощью флуоресцентного микроскопа видеть, в какие отделы мозга эти клетки посылают свои отростки, какие сигналы передают другим нейронам. Наша лаборатория – одна из немногих в мире, которая может похвастаться такими методиками. Кроме того, мы пытаемся комбинировать это с оптогенетикой – в клетку с помощью вирусов вставляются специальные каналы, которые активируются определенным светом. Например, синее облучение у мышей с такими клетками вызывало болевую реакцию.

Мы подаем гранты, но конкурировать приходится на уровне лабораторий, которые получают многомиллионное финансирование, – мы должны выиграть гонку на велосипеде с мерседесом.

Сейчас меньше молодых людей идет в науку, хотя в нашей лаборатории всегда много молодежи. У нас они изучают достаточно редкие методики, а потом едут за границу. Все должны уезжать – так устроена наука. Во всем мире не идут на работу раз и на всю жизнь. Если ты 2–3 лаборатории не сменил, никто тебе не даст постоянной позиции. Поэтому мы всех отпускаем и надеемся, что наступят времена, когда они вернутся.

О популяризации биологии

Я впервые начала проводить мероприятия для популяризации биологии 10 лет назад: еле-еле уговорила школу, в которой учился мой ребенок, посетить несколько лекций – на следующий год школа уже сама просила, еще через год предложения были от других школ. Мы с командой начали проводить мероприятия для всех желающих: достаем микроскопы, делаем срезы, выносим приборчики, с помощью которых можно измерять болевую чувствительность – сейчас на наши мероприятия приходит по 500 человек в день. Мы регулярно проводим “Дни Науки”, на которые приглашаем разных ученых, которые рассказывают о необыкновенных и интересных явлениях. Я читаю лекции о том, как работает мозг, зачем нужно спать, почему мы испытываем эмоции. Также мы ежегодно проводим конкурс для школьников Brain Bee в рамках Международной недели мозга. Победитель украинского тура едет на международный этап, например, в Австралию, Данию, США.

О мозге

Я твердо убеждена, что именно мозг определяет наше Я. Когда он умирает, такое понятие как личность перестает существовать. Мозг развивается до определенного периода. Нас делает умными не количество нейронов, а количество связей между ними. Чем больше человек с детства получает информации, тем больше связей формируется, поэтому очень важно как можно раньше начать развивать ребенка – улыбаться ему, разговаривать, играся с ним. Чем старше ребенок, тем разнообразнее должны быть его занятия. Чтобы связи не разрушились, мозг надо тренировать всю жизнь — это как с мышцами.

В принципе, думать – невыгодно.

На самом деле процесс мышления очень энергозатратный. Много энергии расходуется на работу всей внутриклеточной машинерии когда мы думаем или анализируем. Поэтому мозгу всегда выгоднее пялиться в телевизор, а не анализировать события, смотреть кино, а не читать книжку, списать контрольную, а не решить ее самому. Но если мы начнем «потакать» нашему мозгу в его нежелании работать, это очень быстро приведет к тому, что связи между нейронами просто отомрут за ненадобностью. Если каждый день делать одну и ту же работу, не занимаясь другими видами умственного и физического труда, связи также разрушаются. Поэтому всегда нужно иметь хобби, интересоваться чем-то новым.

Об отдыхе и красоте

Наша лаборатория дважды в месяц ходит в бар на игру Quizzy (аналог «Что? Где? Когда?»), и мы часто занимаем первое место. Нужно заниматься спортом (я катаюсь на лыжах и хожу в спортзал) и спать по 7–8 часов – это должно быть жизненным приоритетом. Во время сна происходит не только консолидация памяти и осмысление прожитого – вот почему говорят, что «утро вечера мудренее», и по этой же причине Менделееву таблица приснилась во сне. Во время сна также происходят очень важные процессы очистки мозга от токсинов и «неправильных» белков. Сейчас многие ученые считают, что в зрелом возрасте болезнь Альцгеймера и другие дегенеративные заболевания возникают из-за того, что в течении жизни люди страдали бессонницей или работали ночью, – но это только начало пути и строгих доказательств нет.

Да, спать 8 часов жалко – но это остро необходимо.

Чем больше надо сделать – тем больше ты успеваешь. Мне плохо от бездействия. Я никогда не езжу отдыхать в отели all inclusive, любой отдых для меня активен – смена деятельности помогает отключиться и расслабиться. Я не смотрю телевизор вообще – это время уходит на чтение книг или на Quizzy, на прогулки, походы, встречи с друзьями – мы постоянно организовываем какие-то тематические вечеринки.

Молодость сама по себе красива, но в каждом возрасте женщина может быть по-своему прекрасна. Для меня красота любого человека – это прежде всего его интеллект. Глупый человек для меня даже внешне непривлекателен. Если у красивого человека словарный запас как у Эллочки-людоедки, для меня он красивым не будет. Красота в науке несомненно есть – особенно в биологической. Как бывают красивы клетки под микроскопом! И как иногда красиво бывают поставлены эксперименты – читаешь статью как любовный роман.

Я была участницей конкурса “Женщина Украины-2016” в номинации “Наука и образование”. Я считаю, очень хорошо, что общество наконец-то повернулось лицом к женщинам в науке – потому что они есть, они самоотверженно работают. Эта номинация – один из форм внимания, поэтому я отношусь к конкурсу положительно, ни смотря на то, что некоторые ученые настроены по этому поводу скептически. Я не жалею об участии и считаю, что победа Анны Ельской – это победа каждой женщины из мира науки.

Надо находить причину радоваться жизни – это очень важно.

Мой уход за кожей вполне стандартный – умываться, пользоваться кремом, но главное – соблюдать режим дня. Обязательно нужно отдыхать, высыпаться, нормально питаться, заниматься спортом. Если следовать простым правилам заботы о своем организме, кожа с благодарностью будет принимает все, что мы для нее делаем.

VICHY представляет Slow Age — первый уход, который корректирует разнообразные признаки старения: морщины, тусклый цвет лица, пигментация и потеря упругости кожи.

Фото: Павел Косенко
Make-up: Makeupme Academy

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь