Спецпроєкти

“Самое важное в стартапе — хорошая команда”. Елена Бойцун, Omidyar Network

Директор по инвестициям Omidyar Network в Центральной и Восточной Европе Елена Бойцун рассказала нам о слабых сторонах украинских стартапов, важности бизнес-модели и сути импакт-инвестирования.

Чем занимается Omidyar Network в Украине?

Omidyar Network – это глобальная филантропическая инвестиционная компания, которая была основана Пьером Омидьяром, создателем eBay, в 2004 году. Подразделение Центральной и Восточной Европы, в котором я работаю, занимается продолжением развития деятельности фонда на мировом рынке с учетом региональной стратегии.

Сфера работы Omidyar Network – это impact investing — деятельность инвестиционной компании, которая направлена на создание возможностей для любого участника, учитывая особенности рынка. Это понятие новое для Украины. Для Omidyar Network оно включает широкий спектр направлений инвестирования: образование, технологии, построение коммуникаций между гражданами и правительством, создание прав собственности, финансы. Импакт-инвестирование направлено не только на получение прибыли, но и на развитие рынка.

Украина — одна из приоритетных стран в глобальной инвестиционной стратегии Omidyar Network.  Потому что это большая страна, у нее большое геополитическое значение, достаточно развит рынок, а значит, есть много интересных проектов и команд, которым нужна поддержка. Региональная стратегия формируется с целью максимально повлиять на развитие рынка. Например, одно из основных направлений для работы в Центральной и Восточной Европе — Civic Tech. Подчеркну, что набор тем очень широкий. Для меня, как для человека, который управляет регионом, важно, чтобы все портфолио проектов слаженно работало на общую цель и создавало позитивный эффект.

Поскольку импакт-инвестирование только развивается, часто возникает вопрос, каким образом оценивать влияние на рынок. Очень много разработано разных моделей, и это показывает, что не всегда можно предугадать влияние, которое окажет та или иная деятельность на развитие сектора.

Какие особенности есть у украинского стартап-рынка?

Рынок характеризуется высоким уровнем развития человеческого капитала — как с точки зрения ведения предпринимательской деятельности, так и с точки зрения IT-специалистов. Это очень позитивная характеристика, которая выводит команды на высокий мировой уровень.

В чем украинские стартапы еще проигрывают западным?

Soft skills — презентационные навыки. Но украинские IT-предприниматели достаточно креативны, у них интересные идеи. Научиться хорошо презентовать отличный проект гораздо проще, чем сделать эффективным плохой. Я думаю, что рынок развивается естественным образом; умение презентовать свои проекты придет с опытом.

В украинских стартапах иногда можно наблюдать желание в  одном проекте развить как можно больше глубоких идей, что связано с плохим пониманием рынка или, возможно, даже с эффектом Даннинга-Крюгера. Стартапы включают в себя слишком много. Это осложняет их презентацию и реализацию.   

На глобальном рынке иначе: очень простую идею активно продвигают, усложняя ее со временем.  

"Человеческий ресурс всегда на первом месте".

Что нужно стартапу, чтобы он был интересен вам?

В первую очередь, хорошая команда, в которой все понимают, где их зоны ответственности. Человеческий ресурс всегда на первом месте. В Omidyar Network даже есть отдел, который занимается развитием человеческого капитала в тех проектах, которые уже получили наши инвестиции. Мы проводим тренинги, коучинг для лидеров, приглашаем в Украину специалистов по работе с человеческим капиталом, чтобы они могли увидеть ситуацию изнутри.

Во-вторых, необходимо четкое понимание бизнес-модели, способность к самостоятельному развитию. Нам очень важно не быть единственными инвесторами в стартап. Компании нужно понимать, что, независимо от формы ее организации, конечная точка ее развития — выход на прибыль, на самоокупаемость. Но даже при планировании на год или два основателям проектов тяжело сформулировать, чего они хотят достичь.

Я помогаю, в частности, структурировать бизнес-модель и выйти на ту точку, когда команда понимает, куда двигаться дальше.

Очень много стартапов на рынке проваливается. Как вы думаете, как решить эту проблему?

Минимизировать риск провала  как раз помогает impact investing. Даже если какая-то команда не доводит свою компанию до максимальной точки прибыльности, она все равно вносит свою часть в развитие экосистемы и рынка в целом. И тогда гораздо проще начинать что-то новое, и есть результаты. В то время как классический инвестор будет формировать портфолио таким образом, чтобы одна звездная инвестиция перекрыла неудачи всех других портфолио, для импакт-инвестора важно, чтобы все портфолио работало вместе и делало изменения на рынке в целом.

С какими проблемами вы сталкиваетесь в  Украине?

У нас есть сложности с поиском зарубежных соинвесторов в проекты. Потому что Omidyar Network – единственная международная компания, работающая в Украине с возможностью импакт-инвестирования. Мы можем поддерживать как коммерческие, так и некоммерческие организации. Нам важна эффективность проекта, независимо от юридической структуры команды.

Но мы работаем над решением проблемы, рассказывая об украинском рынке и преимуществах работы в Центральной и Восточной Европе другим инвесторам.

Открытие 1991 Civic Tech Center

Какие проекты интересны Omidyar Network?

Это очень широкий спектр —  все, что может повысить эффективность рынка. В таком подходе есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что мы можем рассматривать очень разные проекты и знакомиться с разными командами. В то же время при формировании портфолио желательно исходить из того, чтобы существующие команды сотрудничали. Если мы беремся за новую тему, то наиболее эффективно поддержать несколько проектов, которые бы ею занимались, как, например, происходит с с Civic Tech, когда инвестиции были направлены на развитие темы в регионе. Этот термин начали использовать и понимать в Украине, хотя раньше, несмотря на высокий уровень развития таких проектов, о Civic Tech не говорили как о рынке. Уверена, что с течением времени мы сможем сформировать информационные кластеры, и одна из моих задач — принести глобальные тренды в Украину и сделать их понятными для нашего рынка.

Какие глобальные технологические тренды вы видите?

К примеру, сейчас в мире начинают говорить об этичности управления данными и использовании искусственного интеллекта. Это естественное продолжение темы открытых данных и Civic Tech  — развитие достигает такой точки, когда человек больше не может повлиять на алгоритм, который он создал.

В Украине сейчас есть тренд на развитие открытых данных, развивается Civic Tech. Значит, скоро придет и тема этического влияния технологий на нашу жизнь.

Чего не хватает стартап-индустрии Украины?

Мне кажется, что есть все составные части. Они работают слаженно, как часовой механизм, например, будильник. Но все говорят о том, что хочется чего-то красивого, большого, как Кремниевая долина. Продолжая аналогию, это уже большие уникальные часы, где двигаются фигурки и идет бой с музыкой, а также параллельно есть возможность путешествовать во времени. Украина еще не на этом этапе, но общая система у нас уже работает, и это очень приятно видеть. 10 лет назад этой инфраструктуры не было.

Фото предоставлены Еленой Бойцун.

 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь