Спецпроєкти

Научный подход: Юлия Безвершенко о теоретической физике, гендерном балансе и красоте формул


Совместно с VICHY bit.ua рассказывает о женщинах в украинской науке. Они работают в невероятном ритме, иногда в сложных условиях, с разными людьми, успевают делать научные открытия, не забывая о семье и о времени для себя — у них есть чему поучиться. В завершающем выпуске физик-теоретик Юлия Безвершенко рассказывает о науке, гендерном балансе и красоте.

О ПЕРВЫХ ШАГАХ В НАУКЕ

Выбор профессии – это всегда непросто. С одной стороны, у меня была мотивация чисто идеалистическая: я много читала, в том числе, научную фантастику и научно-популярную литературу – и мне это было интересно. С другой стороны, мое отношение к науке в момент выбора определили люди, которые ею занимаются. Бывает, встречаешь человека — и неважно, кто он или она по профессии, но у него горят глаза, и он тебя зажигает. Собственно, так произошло и у меня. Мне очень нравилось учиться в Киево-Могилянской академии, и, когда начались курсы по теоретической физике, я поняла: это моё! До четвертого курса я искала научного руководителя – человека, который дальше вёл бы меня через тернии науки. И когда я нашла правильного человека (а он был совсем рядом!), все совпало.

Как и у многих людей, изначально у меня было достаточно предвзятое отношение к понятию «ученый» и «физик». Первым, кого вспоминала, был Шурик из советских фильмов.

Но когда я познакомилась со своим научным руководителем (изначально – как с преподавателем) — живым, любящим свое дело, с образным мышлением — я поняла, что любое занятие меняется под вас, а не вы под него. И вот тогда все совпало: и тематика, которая мне нравилась, и человек, который вдохновлял. С этого и начался мой путь в науке.

Кстати говоря, сейчас люди, занимающиеся наукой, в нашем обществе начинают восприниматься иначе. Это происходит, в том числе, в результате появления разнообразных научно-популяризаторских проектов, среди которых и созданные молодыми учёными.

О СЕГОДНЯШНЕМ ДНЕ
Продолжаю заниматься теоретической физикой в лучшем научном учереждении этого профиля – Институте теоретической физики имени Николая Боголюбова Национальной академии наук Украины. А именно, разработкой и применением математических методов к задачам квантовой механики. Особенно меня интересует управление квантовыми системами при помощи внешних полей, нужное, например, для работы квантовых компьютеров. Возможности эксперимента сейчас таковы, что отдельным атомом можно управлять с помощью лазера. И эти все процессы можно изучать с помощью языка формул. Математика позволяет с достаточно высокой точностью предсказать то или иное поведение реального атома. И часто это описывается очень красивыми формулами. Фантастика!

01/4

Также большая часть моей деятельности сейчас — это сделать так, чтобы наука в Украине вышла на лидирующую, приоритетную позицию. Уже несколько лет я занимаюсь реформой науки. Сначала все казалось проще, но постепенно приходит понимание многоуровневости задачи и накопляется опыт, который одновременно демотивирует ясностью картины и является фундаментом для уверенности, что все получится. Для меня это значит, что наука в Украине должна не просто получать адекватное финансирование и поддержку, чтобы развиваться, но и чтобы она стала драйвером развития нашей страны. Научный потенциал у нас все еще очень высокий. Но, к сожалению, с каждый годом все больше ученых покидают страну для профессиональной реализации в лучших условиях, приток молодежи снижается, устаревает научная база, идут другие процессы разрушения… Тем не менее, потенциал по-прежнему есть, и это шанс для Украины вырваться из замкнутого круга, в котором мы находимся, на совершенно новый уровень. За это и борюсь.

О ЛЮБВИ К НАУКЕ

Для меня это как определенный вид спорта, челлендж. Если, например, люди занимаются боксом, то почти все видно снаружи: результаты тренировок, боев и т. д. А в моей науке многое происходит внутри. Есть, конечно, видимая часть работы: сотрудничество с коллегами, обсуждения на семинарах, выступления на конференциях,– это вершина айсберга, но меня больше всего заводит внутренний процесс. Когда ты постоянно думаешь о своей задаче, когда даже переключаясь на что-то другое мозг все равно поглощен ею, когда внутри тебя круглосуточно идет работа поиска решения. И вот этот момент «прострела», когда одновременно разные части мозга срабатывают, — и ты понимаешь, что нужно сделать, чтобы продвинуться дальше. В неизвестное, где так интересно! Эта вспышка может произойти ночью, днем, во время занятий домашними делами. Вот ради этого момента и, конечно, полученного понимания, собственно, и работаешь.

Теоретик – это человек, у которого есть свой придуманный мир: очень логичный, выстроенный, но все-таки придуманный. И жить одновременно в двух мирах очень непросто – иногда люди перегорают, их тумблер переключения может “заедать”. А с другой стороны, это большое удовольствие, когда ты можешь в любой момент перенестись в «параллельный» мир идеальной красоты, а потом «вернуться на землю».

О ЖЕНЩИНАХ-УЧЕНЫХ
Гендерная дискриминация в науке, как и во многих других сферах, существует. Это и неявные проявления, например, в карьерном росте, когда, выбирая между женщиной и мужчиной, повышают именно мужчину. По отношению к себе я не сталкивалась с такими проявлениями – моими руководителями были и есть настоящие профессионалы. Но знаю, что эта проблема действительно есть. А вот вопрос тотального отсутствия в нашей стране условий для качественного совмещения работы и воспитания детей прочувствовала на себе после рождения дочки. Опять же, лично мне повезло с мужем и руководителями, но этого частного решения явно недостаточно. Постоянная необходимость “разрываться” очень усложняет жизнь женщин и их профессиональный рост.

Часто приходилось слышать: «Девушка – и физик-теоретик…», «Да вы еще и формулы знаете...» Но это всегда было ниже моего порога чувствительности. Вообще, в любой работе для меня гендерная принадлежность непринципиальна, важен уровень профессионализма.

Быть ученым — это вызов для любого человека. Для женщины, конечно, особенный, потому что традиционно наука была занятием мужским. Но, к счастью, эта ситуация уже изменилась. Кстати, в мире есть специальные движения для поддержки женщин-ученых и девочек, интересующихся наукой, математикой и программированием. И это очень хорошая тенденция. Но, с другой стороны, в Украине скоро может сложиться парадоксальная ситуация. Гендерный баланс будет вроде бы улучшаться за счет увеличения процента женщин в науке. А на самом деле – это лишь будет отображать то, что произошло с учителями в школах. До тех пор, пока профессия учителя была прибыльной и престижной, большинство педагогов были мужчинами. Снизилось финансирование — учителями работают практически одни женщины. И в науке сейчас может произойти то же самое.

Вообще, любая дискриминация, кроме того, что недопустима, еще и контрпродуктивна. Думаю, что наука лучше всего будет развиваться тогда, когда ею будут заниматься высокомотивированные профессионалы, имеющие равный доступ и возможности развития независимо от пола.

О КРАСОТЕ

Я всегда считала, что уход за собой – это высыпаться, нормально питаться, пить воду, регулярно заниматься подходящим видом спорта, а также использовать необходимые вспомогательные средства. Сейчас высыпаться совсем не получается, все остальное тоже далеко от идеального баланса, но при первой возможности я серьезно пересмотрю этот аспект своей жизни.

Вообще, создавать и поддерживать свою красоту надо изнутри. Сначала нужно давать организму все необходимое, а потом уже смотреть что получилось снаружи и, если это необходимо, вносить коррективы.

VICHY представляет Slow Age — первый уход, который корректирует разнообразные признаки старения: морщины, тусклый цвет лица, пигментацию и потерю упругости кожи.

Фото: Павел Косенко
Место съемки: Институт теоретической физики им. М.М. Боголюбова НАН Украины
Make-up: Валерия Яловая
 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь