Спецпроєкти

Где легализованы однополые браки. И чему нам стоит поучиться у этих стран

Цивилизованный мир идет к свободе и равенству семимильными шагами, все больше политических деятелей не только открыто выступают за равные права, но и признаются в своей нетрадиционной ориентации.

Экс-премьер-министр Исландии Йоханна Сигурдардоттир – первая в мировой истории глава правительства, которая вступила в официальный однополый брак. Премьер-министр Бельгии, министр иностранных дел Германии, премьер-министр Люксембурга, мэры Берлина, Гамбурга и Парижа, несколько конгрессменов, сенатор Калифорнии и даже министр армии США – все они в разное время открыто объявляли о своей гомосексуальности, заключали браки, при этом не теряя своего политического влияния.

Как показала практика, их избирателям все равно, кто ждет премьер-министра дома, лишь бы он хорошо выполнял свою работу.

Но почему не все равно нам?

Права ЛГБТ-сообщества – довольно острая политическая тема, где-то на ней спекулируют, где-то, наоборот, избегают, но, так или иначе, она не теряет актуальности. И признание однополых браков – всего лишь часть большого процесса борьбы за равенство.

Предположу, что каждый гей на этой планете мечтает жить на Мальте. В крайнем случае в Норвегии или Объединенном Королевстве. По крайней мере, согласно рейтингу ILGA-Europe (международной ассоциации по защите прав и интересов ЛГБТ) именно эти страны лидируют по количеству прав, доступных каждому гражданину, независимо от сексуальной ориентации.

Каждый год ILGA-Europe составляет карту «Радужной Европы», посвященную правам человека в целом и ЛГБТ-сообщества в частности. Она мониторит политические и социальные процессы в каждой стране, включая дискриминацию, семейное право, преступления на почве ненависти, гендерную идентификацию, свободу собраний и свободу выражения. Второй год подряд Мальта держит лидерство среди 49 стран в рейтинге – здесь представителям ЛГБТ доступно больше 90% общегражданских прав.

Украина в 2015 году занимала гордое 46-е место, обогнав только Армению, Россию и Азербайджан. К 2017 году мы выросли до 36-й позиции – теперь в Украине человеку с любой сексуальной или гендерной идентичностью доступно 19% всех прав, которые имеет каждый гражданин. Так что стоит мне оказаться «не такой» – в нашей стране я всего на 19% человек. Прогресс, конечно, заметен, но оптимизма пока не вызывает.

Борьба за права ЛГБТ+ людей во всем мире набирает обороты. Уже в 23 странах можно официально заключить однополый брак, еще целый список стран признает так называемое «партнерство» (брак с ограничениями) и незарегистрированное совместное проживание. В некоторых регионах, в том числе в достаточно консервативном Израиле, жениться все еще нельзя, но браки, заключенные за границей, признаются законом.

В честь легализации однополых браков устраивают парады и массовые празднования, а первые брачные церемонии показывают в национальных новостях. В странах, где распространена гомофобия, принято считать, что «только геи поддерживают геев», но до истины этой идее далеко. Тысячи людей выходят на улицы с радужными флагами – и это не только геи, лесбиянки или трансгендеры, но и гетеросексуальные люди, болеющие за свободу и равные права, в том числе за право любить человека любого пола.

Некоторые государства пришли к равным бракам через сложные конституционные процессы и стремление искоренить дискриминацию, кто-то – через национальные опросы, как Австралия, или даже всенародный референдум, как Ирландия. Так или иначе, результаты социологических исследований показывают, что больше половины населения этих стран (а в Дании, Исландии и Швеции вплоть до 90%) поддерживают однополые союзы и относятся к ним лояльно.

Что такое равные браки на государственном уровне? Это значит, что из законов, относящихся к браку, убирают формулировки «союз мужчины и женщины» или «союз людей разного пола», оставляя только «союз людей».

Казалось бы, ничего страшного, но сколько же вокруг этого возникает дискуссий, а в гомофобно-настроенных регионах – даже агрессии и протестов.

Сам факт регистрации брака закрепляет за парой право иметь общее имущество, страховку и фамилию, быть наследниками в случае смерти супруга и получать алименты при разводе, право на семейное кредитование, право вместе быть родителями или воспитывать приемных детей и так далее. Часто борцы за «традиционные ценности» даже не представляют, скольких возможностей и элементарных, но важных вещей – например, навещать партнера в реанимации – лишены однополые пары, которые не признает государство.

Дискуссии на эту тему во многих странах идут довольно остро, особенно если влияние религиозных течений на население достаточно сильно. Но в конечном итоге все приходят к тому, что юридические нормы не имеют отношения к церковным, а значит, и оформление семьи через государство не может быть запрещено по религиозным соображениям.

Что касается Украины, по данным исследования PEW RESEARCH CENTER, в 2016 году 85% опрошенных высказались против равных браков. Причиной тому традиционное религиозное воспитание или недостаток образованности – не ясно, но о стремлении к равенству и свободе говорить пока рано. Мы пока находимся в той самой «серой зоне», где гендера и сексуальной ориентации в законодательстве не существует. При этом общее стремление к европейским ценностям и успешные примеры многих развитых государств позволяют мне надеяться, что со временем ситуация изменится в лучшую сторону.

Главная идея сторонников однополых браков – ликвидация неравноправия между людьми. Так же, как в свое время снимались ограничения на браки представителей разных социальных классов и разных конфессий или права женщин уравнивали с правами мужчин, это часть процесса либерализации современного общества. И все, что нам остается – принять для себя решение: готовы ли мы двигаться к открытому цивилизованному миру или хотим оставаться в своей уютной коробочке, где не существует ни прав ЛГБТ, ни гомофобии.

Фото на главной: pinknews.co.uk

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь