Спецпроєкти

Селфи в музее: варварство или дань эпохе


Мы выяснили, кто и зачем придумал День селфи в музее, который отмечают 17 января, и спросили у экспертов, нормально ли это фотографировать себя на фоне величайших произведений прошлых эпох.

Представьте ситуацию: вы приходите в Лувр за час до открытия, берете билет, по цене которого могли бы поужинать в крутом ресторане, и выходите на поиски Джоконды и Венеры Милосской, ведь именно за ними сюда пришли. Когда вы оказываетесь в нужном зале, замечаете толпу «ценителей прекрасного», которые заслоняют собой и своими смартфонами весь вид. Конечно же, рассмотреть шедевр за их спинами вам не удается, и вы уходите практически ни с чем.

В большинстве мировых музеев фотографировать работы запрещено, однако 17 января за автопортрет возле любимого произведения вас никто не оштрафует – в этот день уже несколько лет подряд отмечают День селфи в музее, когда хранители музейного спокойствия жертвуют строгим правилом о съемке, чтобы лишний раз засветиться в соцсетях.

Стремительная дигитализация побуждает музейщиков перебираться в онлайн и искать новые методы коммуникации с аудиторией. Одним из них и стал День селфи, который впервые состоялся в 2014 году. Эту акцию инициировала американская активистка Мар Диксон – она называет себя «культурным похитителем» и призывает людей к прекрасному с помощью социальных проектов и внедрения новых технологий в консервативных средах. За четыре года проведения флешмоба в Facebook, Instagram и Twitter появились тысячи снимков с хештегом  #MuseumSelfie. Вероятно, некоторые участники акции руководствовались лишь меркантильным желанием сделать классную фотку и собрать очередную порцию лайков. Но в таком благородном деле, как привлечение людей к искусству, любые методы хороши.

Мар Диксон (в центре)

«Мы живем в эпоху тотального нарциссизма и сверхпотребления визуальных образов. Селфи в музее – логичное порождение современной культуры, где искусство (art) все больше мигрирует в сторону развлекательности, превращаясь в «artetainment». Это глобальный тренд, и я не вижу смысла проявлять в его отношении чрезмерный снобизм», – говорит культуролог, арт-критик и куратор Алиса Ложкина.

Алиса призналась, что сама часто не может устоять, чтобы не сделать глупое и смешное селфи в музеях во время путешествий. «По факту такие «открытки на память» получаются более личными и забавными, чем если бы я просто фотографировала сами артефакты – большинство из них и так есть в хорошем качестве в сети, – объясняет Алиса. – Украинские музеи сегодня находятся на периферии общественного интереса, и, я думаю, в борьбе за зрителя селфи – не самое страшное этическое падение».

Такие «открытки на память» получаются более личными и забавными, чем если бы я просто фотографировала сами артефакты.

А вот искусствовед Диана Клочко фотографироваться не любит и к селфи абсолютно равнодушна. Однако она считает, что делать снимки в музее можно и даже нужно: «С советских времен мы относимся к музеям, как к «храмам искусства», где нужно вести себя как-то благоговейно: нельзя подходить близко к работам, всматриваться, что-то спрашивать и громко разговаривать. Но во всем мире музей – это свободное пространство, куда можно прийти в выходной день, порисовать, сидя на полу, и пообщаться с друзьями».

Диана утверждает, что украинские музейщики боятся и не любят посетителей. «Люди мешают им жить их обычной музейной жизнью, поэтому крайне мало администраторов хотят увеличить свою посещаемость. Как правило, они, наоборот, делают все для того, чтобы публики было как можно меньше», – говорит Клочко.

Украинские музейщики боятся и не любят посетителей.

Несмотря на статус консерваторов и маргиналов, наши музеи подхватили традицию Дня селфи в 2015-м: тогда акцию разрешили провести у себя несколько киевских институций, но уже в этом году на такую авантюру пошли почти 70 музеев по всей стране.

Участник группы “ДахаБраха” Марко Галаневич в Музее Ивана Гончара. Иcточник: Facebook/ Marko Halanevych

«Мне кажется, такое вездесущее и популярное явление, как селфи, находится вне сферы нашего влияния, поэтому smart-стратегия музеев – не только позволять делать селфи, но и всячески стимулировать «творческий» подход посетителей, – говорит куратор современного искусства Катерина Филюк. – К тому же, для самих музеев это ещё один инструмент продвижения своей коллекции и привлечения новой аудитории».

Безусловно, найдется море возражений и аргументов, мол, селфи в музее – это вульгарно и неуважительно по отношению к культурному наследию и истории в целом. Хотя поглазеть на Мону Лизу и попутно ее сфотографировать каждый год приходит около 6 миллионов посетителей, однако количество фотографий этой картины в лентах новостей пока никоим образом не подорвало ее ценность и вряд ли сделает это в будущем.

По мнению Дианы Клочко, организовывая акцию #MuseumSelfie, украинские музейщики постепенно избавляются от советских штампов и начинают двигаться в сторону цивилизованного мира. «Если хоть кому-то из посетителей этот флешмоб поможет увлечься теми или иными вещами, представленными в наших музеях, это уже будет победа, – говорит Алиса Ложкина. – Какая разница, с чего начинается любовь? Почему бы и не с селфи в музее?»

Обложка: New York Times Фото: Facebook, Instagram, Twitter

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь