Зачем нам Премия PinchukArtCentre
24 февраля в Киеве откроется выставка номинантов на Премию PinchukArtCentre 2018 – первую всеукраинскую награду в области современной искусства для художников до 35 лет, которую вручают с 2009 года.
Кажется, этой премии удостоены все знаковые представители молодого поколения укрсучарта. Жанна Кадырова, Никита Кадан, Дарья Кольцова, Kinder Album, Артем Волокитин, Николай Ридный, Саша Курмаз, Роман Минин, Лада Наконечная, Synchrodogs – проще вспомнить, кто через нее не прошел.
Каждый год комиссия PinchukArtCentre рассматривает более тысячи заявок из разных регионов Украины – от Тернополя до Днепра, от Луцка до Харькова – выбирая двадцатку художников, которые представляют свои проекты в пространстве арт-центра.
В разные годы в состав жюри премии входили куратор Tate Modern Джессика Морган, датский художник Олафур Элиассон, руководитель британской Art Galleries Barbican Кейт Буш, а также мастодонты украинского современного искусства – Сергей Братков, Борис Михайлов, Павел Маков и Арсен Савадов.
В этом году конкурс проводят в пятый раз. За Главную премию в размере 250 000 гривен традиционно поборются 20 молодых авторов. Также победитель сможет постажироваться в мастерских ведущих мировых художников и автоматически станет номинантом на международную премию Future Generation Art Prize. Кроме первой награды, PinchukArtCentre определит обладателей двух Специальных премий и Приза общественности.
Мы поинтересовались у искусствоведов и критиков, почему эта премия важна и нужна нашему искусству и стране в целом.
Константин Дорошенко, арт-критик, куратор и журналист
У PinchukArtCentre есть две премии для молодых художников – международная и общеукраинская. И обе уже имеют вес. Международная раз в два года представляется на Венецианской биеннале, победа в ней – внятный довод в резюме художника. Она дает возможность для участия в престижных музейных проектах, форумах. Впрочем, и на конкурс отбираются не просто молодые таланты – там тоже в первую очередь решает резюме. Это некий круговорот в рамках признающих легитимность и престиж друг друга институций. Но это работает и на международный имидж Украины – Виктор Пинчук закрепил место Киева на карте мирового молодого искусства.
Общеукраинская премия в последнее время очевидно развивается. В первые годы существования в ней тасовалась одна и та же, довольно замасленная уже колода имен, в первую очередь – представителей объединения Р. Э. П. Возникало впечатление, что пока каждого из этой тусы не наградят, ничего не изменится. Но сейчас уныние прорвано, появляются неожиданные имена, следить за премией стало интересно. На это повлияли два фактора: старение прежней тусовки, которая по возрасту уже не проходит под условия премии, и омоложение отборочного жюри.
Жанна Кадырова, художница, лауреат Главной премии PinchukArtCentre 2013 и Специальной премии PinchukArtCentre 2011
При нехватке институций, поддерживающих современное искусство, в Украине с PinchukArtCentre вряд ли кто-то сможет сравниваться – как по организаторским способностям, так и по посещаемости галереи.
Я считаю, что молодым художникам нужно участвовать в этом конкурсе – даже не ради приза, а чтобы реализовать свой проект, заручившись материальной и институоциональной поддержкой, а также получить советы от профессионалов в ходе создания работы, как это было у меня. Ведь Премия PinchukArtCentre – это, по сути, 20 персональных выставок в одном пространстве.
Выиграв Главную премию, я отправилась в Норвегию, так как часть денежной награды рассчитана на посещение международных резиденций. Принимающая сторона спонсировала мне дорогу, поэтому эту сумму я потратила на оплату поездки моего ассистента Дениса Рубана, с которым мы всегда работаем вместе. Результатом норвежской резиденции стали два проекта. Еще одну часть премии я попросила перенаправить на продакшен серии «Жилмассив», в которой использованы очень дорогие плексигласовые кирпичи.
Алиса Ложкина, арт-критик и куратор
Премия PinchukArtCentre – одно из важнейших событий для отечественного художественного пространства, ведь с 2009 года она дала шанс целой плеяде молодых художников. Большой плюс премии – бюджет, выделяемый на продакшен новых работ. Для молодых авторов это невероятно важная возможность поэкспериментировать и сделать большой и цельный проект. Также очень важно вдумчивое кураторство, опыт работы в большой институции и статус премии, ведь арт-центр Виктора Пинчука известен не только в Украине, но и за ее пределами. Сегодня, на мой взгляд, несколько устарел возрастной подход: во всем мире в искусстве стараются избегать терминов «молодой художник» и деления по эйджистскому принципу. Более актуальным становится понятие «emerging artist» – художник, который находится в начале своей карьеры.
Михаил Рашковецкий, искусствовед, арт-критик и куратор
Это первая и самая профессиональная молодежная награда в области современного искусства. В первую очередь за счет достаточно компетентного жюри. Для государства это до сих пор земля неизведанная и не особо желанная. Например, президентские гранты молодым деятелям я считаю дикостью. В прошлом году по линии «образотворчого мистецтва» дали президентский грант на макет собора Святого Юра для слабовидящих. Дело, конечно, хорошее. Но при чем здесь искусство? В это же время проект «Поручни» Даниила Галкина (он подал заявку на этот грант и, конечно, не выиграл) проходил в разделе «Живопис». Кто входит в экспертный совет по президентскому молодежному гранту, я не знаю, но эта история кажется чудовищным невежеством. Так что премия PinchukArtCentre – это луч света в темном царстве.
Анна Шерман, главный редактор журнала «Антиквар»
Примечательно, что Премия PinchukArtCentre проводится системно. И хоть такого рода мероприятия должны инициироваться государством или общественными организациями, мы имеем дело с частной инициативой, что особенно важно и ценно, ведь зачастую приватные меценаты поддерживают разовые проекты.
Более того, PinchukArtCentre выполняет просветительскую и культуртрегерскую миссию, в частности, посредством своей премии, которая дает возможность проявить себя молодым неизвестным авторам из всех регионов страны. Ведь те, кто уже успел профессионально о себе заявить, не обделены вниманием общественности, за их работы конкурируют галереи и коллекционеры. К тому же номинанты получают возможность сотрудничества с профессиональными кураторами, а также бюджет для осуществления своих проектов, которые будут представлены на выставке.
Обложка: работа Саши Кумраза “Action / Counteraction” на Премии PinchukArtCentre 2013