Спецпроєкти

Как перестать бояться «зашквара» и начать жить


В уголовном жаргоне «зашквар» означает «совершить поступок, за который можно понести наказание и даже попасть в тюремную касту «петухов». Это обстоятельство не помешало «зашквару» стать частью речи образованных городских жителей и лидеров мнений в социальных сетях, а также просочиться на детские площадки и в школьные коридоры. Мы знаем, что все это значит.

Вне блатной субкультуры слово «зашквар» стало употребляться в мобильных играх вроде «В тюряге», когда современные дети, в отличие от своих родителей, перестали бояться реальных уголовников. На середину 2000-х приходится расцензуривание уголовного жаргона и запускается игра в «понятия». Послать на три буквы стало безопасно, хотя, согласно правилам зоны, за такое можно поплатиться жизнью. Люди постарше часто недоумевают из-за возникшей вседозволенности.

Табуированная ранее речь теперь звучит в коворкингах и офисах. Естественно, эти слова допустимы только как просторечие. Но бывает, что их употребляют лидеры мнений и политики.

В современном мире все поступки и предметы вокруг нас делятся на зашквар и незашквар.

Зашквар – это любой контакт с явлением, которое выпадает из поля приличного, по мнению «хороших» людей. Взаимный зашквар – это когда группы считают друг друга в равной степени зашкваренными. Группы по интересам маркируют территорию, называя другое – зашкваром, а себя – чистыми. Любой человеческий поступок – потенциальный зашквар. Невозможно быть удобным и приемлемым для всех вокруг.

Для япстеров и прочих «успешных» зашкар – это работать на непрестижной работе, носить неадекватную времени старую одежду и вообще быть «немодным».

Зашквар – один из десятка терминов, который является признаком джентрификации уголовного, блатного и «пацанского» сленга. Так было и с американским хип-хопом, наслушавшись которого, полугарвард гайз стали изъясняться на языке темнокожих гангстеров.

Популярность блатного сленга как нельзя лучше демонстрирует настоящее положение нового креативного класса. Это бунт на коленях против того, что бесит. Ни о каком противостоянии с системой угнетения речи не идёт. Разбрасывание такими словами – танец маори, когда не страшно, а смешно.

К «зашквару» практически невозможно подобрать адекватный синоним. Это не фэйл, не «вступить в грязь», и совсем не неудача или скандал. Зашквар мгновенен и имеет влияние на репутацию в своё, определённое моментом, время. В случае когда речь идёт о политическом зашкваре, его последствия соотносятся с моментом смены власти. В таком случае зашквар может быть интерпретирован как Поступок или Жест.

Если мы говорим о зашкваре как резком культурном несоответствии современной ситуации, нужно понимать, что эхо его звучит лишь до очередной смены эстетической и этической картин повседневности. Нам стоит ожидать реабилитации шапки «петушок», как и самого слова «петух», кстати. Не исключено, что оно перестанет обозначать человека из касты «опущенных», и петухами станут называть особо задиристых обитателей коворкинга.

Таким образом, легализация «зашквара» – открытый ящик Пандоры, из которого, кроме петухов, выскочат козлы, суки и фраера. Первый, кто начнёт употреблять эти слова вне уголовного контекста, может напороться на непонимание. Однако уже скоро так к нам шутя будут обращаться наши же друзья.

Нужно помнить, что гул 90-х – это культурный поток, в котором на поверхности оказываются то «опущенные», то «блатные». Но деление людей на касты и травля отдельных персонажей – тоталитарная практика стада, в которое сбивается стихийно возникшее большинство.   

Если бы зашквара не существовало, его стоило бы придумать. Ведь это так естественно – дискриминировать. Условные зашкваренные – это неудачники, но не стоит забывать, что таких людей – большинство.

Вот почему стоит перестать бояться зашквара и начать жить. Иначе нам предстоит осесть на дне культурного пылесборника, ожидая смены вех.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь