Спецпроєкти

Почему любой разговор о феминизме скатывается в срач


5

Никогда такого не было и вот опять: из совершенно невинного разговора вспыхивает пожар очередного гендеросрача. Как будто какая-то черная магия срабатывает. Беседуют взрослые образованные люди. Не гопники с поломанными ушами, не бабушки в ранней деменции — а модные и продвинутые жители большого города, с айфоном в кармане и радиохэдом в наушниках. Умно так беседуют, шутят интеллектуальные шутки, очки поправляют. Но вдруг разговор заходит на тонкий лед феминизма. Пара неосторожных слов, и лед проваливается, затягивая нашу цивилизованную компанию в темноту, истерику, крики, крайности и взаимные обвинения. У мужчин моментально вырастают рога и форма СС, у женщин — усы и страпоны. Ну или как там выглядят настоящие патриархальные свиньи и типичные феминистки?

Одинаково бесят и первые, и вторые. А хуже всего, что каждый из нас рискует оказаться втянутым в подобный срач, причем в любую из противостоящих команд. Лично я играл и за патриархальных свиней, и за бешеных феминисток. Каждый раз — отвратительные чувства. Наблюдать со стороны, впрочем, тоже не очень приятно. Что же с нами не так?

Почему феминистки бесят

«Мы, женщины». С одной стороны, половые органы не должны так уж сильно влиять на поведение и жизненный путь, это мы вроде уже давно выяснили. Все люди разные и совершенно свободные по определению, независимо от пола. Именно поэтому мужчина может варить борщи, а женщина баллотироваться в президенты. Но в то же время постоянно звучит вот эта тема солидаризации по признаку наличия матки. Мы, женщины, должны объединиться. У нас, женщин, особые права. Вам, мужчинам, нас не понять. И так далее. Совершенно удивительное желание высказываться от имени четырех миллиардов живых существ. Если это не сексизм, то я не понимаю, что такое сексизм, и прошу объяснить мне суть понятия злым комментарием прямо под статьей (желательно капсом).

«Мои чувства оскорблены». Вот где левые либералы и правые консерваторы сливаются в едином порыве: все должны уважать мои нежные чувства! С какого перепугу, извините? Почему все должны ходить на цыпочках вокруг вас и ваших комплексов (ну или верований, если вы справа)? Давайте все-таки не будем путать личное и политическое, пожалуйста. Потому что именно на этом этапе начинается путаница и срач. Если у женщин зарплаты меньше — это политическое. Это общественная проблема, которую можно и нужно решать. А если модные журналы с детства привили вам ненависть к своему несовершенному телу — это личное, и никакие общественные движения не вылечат психологическую травму. Если вам запрещают делать аборты — это политическое, государство не владеет нашими телами, и нужно государству об этом напоминать. А если вам кажется, что вас объективируют и не воспринимают всерьез — это личное, и никакие законопроекты не смогут повысить вашу самооценку. Улавливаете разницу?

«У тебя нет матки, так что заткнись». К этому абзацу хардкор-феминистки уже готовы обвинить автора в «мэнсплейнинге»: мужчина со своей гипертрофированной самоуверенностью берется учить женщин, как им жить; нет уж, мужчина, заткнись, женскими правами должны заниматься женщины. На этом диалог, естественно, заканчивается — и начинается мрак. Если вы мечтаете о захвате мира и вагинальном доминировании над недолюдьми с пенисами — тогда окей, с такими целями диалог не нужен. Остальным советую говорить, слушать и договариваться.

Почему противники феминизма бесят

«Это все выдумки». Самая распространенная реакция: женщинам же позволили голосовать еще сто лет назад, чего они все еще недовольны? Ответ на этот вопрос — очень длинный список очень разнообразных претензий к устройству общества, справедливых и не очень. Выслушивать этот список утомительно, легче махнуть рукой: бесятся на ровном месте. Если вы решили для себя игнорировать эти претензии — значит, и права на свое мнение по гендерным проблемам у вас нет. Все просто.

«Я же никого не насиловал». Это зеркальная ситуация полусознательной солидарности со своим полом. Мол, мужчин обвиняют в изнасилованиях и домогательствах, но лично я никого даже пальцем не тронул! Значит, врут и преувеличивают! Не все мужчины латентные насильники! А никто и не говорит, что все. Расслабьтесь. Говорят о конкретных случаях. Если женщина делится с вами травматичным опытом — нужно просто выслушать. Не извиняться за свой пенис, не защищаться, не принимать на свой счет, а выслушать.

«На самом деле я тоже угнетен». Мужики не плачут, мужики не танцуют, единственное чувство мужика — это чувство голода. Гендерные стереотипы — действительно обоюдные и действительно давят на всех нас. Но ради всего святого, давайте не начинать мериться, у кого травма больше; это контрпродуктивно и жалко (а женщины все равно выиграют, извините). Может, стоит действительно вместе поработать над тем, чтобы уменьшить это давление? Не за счет новых ограничений и взаимных обвинений, не в виде мести или смены ролей («вы угнетали, теперь мы поугнетаем»), а просто сделать еще несколько шагов в сторону общего освобождения? Нет никаких женских прав — есть права человека. Вот и будь человеком, дорогой читатель. Независимо от пола.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь