Зачем нам короткометражное кино. И кто его смотрит
Короткометражный фильм – это тот, который не успели доснять? Или лента, которую снимает ваш знакомый из университета имени Карпенко-Карого? В эпоху клипового восприятия такой формат киноискусства становится более уместным, чем многосезонные сериалы и трехчасовые фэнтези.
Убедиться (или разувериться) в этом можно будет на седьмом Kyiv International Short FIlm Festival, который стартует 25 апреля в Киеве. В этом году организаторы фестиваля посмотрели 5 тысяч работ со всего мира и выбрали 250 лучших для программы KISFF 2018.
В нее вошли короткометражные комедии, ужасы, мюзиклы, эротические истории и анимация, а также каннский двухнедельник режиссеров, современное кино Китая, «100 фильмов за 100 минут», экспериментальные фильмы о городе и серия работ для детей. Традиционно на фестивале пройдет международный и национальный конкурсы, в которых покажут ленты о религиозных культах, гомосексуальных девушках в СССР, европейской провинции и молодежи, которая меняет мир.
На фестиваль приедет дуэт молодых режиссеров из Франции Джонатан Винель и Каролина Поги, которые участвовали со своими короткометражными работами в конкурсных программах Каннского кинофестиваля и Берлинале, а в прошлом году выиграли “Золотого медведя” за ленту «Джессика навсегда». В Киеве Джонатан и Каролина представят свои фильмы и пообщаются со зрителями.
Накануне KISFF мы встретились с его основателем и организатором Кириллом Марикуцей и поговорили о короткометражном кино, стереотипах, связанных с ним в Украине, и о том, почему перед походом в кинотеатр надо хорошенько поработать над собой.
Говорить о популярности короткометражного кино в мире довольно сложно хотя бы потому, что эту популярность невозможно измерить. Но то, что короткий метр представлен отдельными конкурсными программами на всех знаменитых мировых фестивалях – в Берлине, Каннах, Венеции и Торонто – очевидный факт. Кроме того, короткометражные фильмы номинируются на «Оскар» и другие престижные кинопремии.
Исторически короткометражному кино в Украине уделяли меньше внимания, чем в мире. Его показывали на фестивалях «Молодость», «Крок» и «Открытая ночь», но отдельных фестивалей, посвященных короткому метру, у нас почему-то не проводили. В то время как в мире существует много таких фестивалей, чья история сопоставима с фестивальным движением вообще. Одним из самых старых считается фестиваль в Тампере (Финляндия): впервые он состоялся в 1969 году и проводится по сегодняшний день.
Организовать показ или даже целый фестиваль короткого метра 50 лет назад было технически сложно: фильмы на аналоговых носителях нужно было доставить, пройти с ними таможню и иметь соответствующую аппаратуру, которая их воспроизведет. Сейчас все намного проще, поэтому показать короткометражные фильмы может кто и где угодно.
В Европе короткометражное кино демонстрируют не только на больших экранах, но и на телевидении. Многие телеканалы Франции, Германии и Скандинавии покупают короткометражные ленты и отводят эфирное время для их показа – отдельными тематическими блоками, в передачах, посвященных короткому метру, или обособленно.
Сейчас показать короткометражные фильмы может кто и где угодно.
В Украине тоже есть интерес к короткометражному кино, но нам приходится бороться со стереотипами, которые порочат имя короткого метра. Первый стереотип: короткометражный фильм – это дебют режиссера в кино. На самом деле это заблуждение, ведь дебюты бывают разные и зависят от таланта и умений автора. У некоторых все получается с первого раза, а кто-то тратит годы на то, чтобы создать хороший фильм, завоевать внимание индустрии и получить признание аудитории. Еще один стереотип связан с тем, что короткометражные фильмы – удел студентов, которые так тренируются перед началом серьезной профессиональной деятельности. Третий стереотип основан на причислении короткого метра к аматорскому кино, ведь короткометражный фильм снять намного проще, быстрее и дешевле, чем полнометражную картину.
Короткометражный фильм можно снять и за двести, и за миллион долларов. Хотя некоторым и для полного метра хватает нескольких сотен. Но в Европе малобюджетной считается картина от двух миллионов евро.
Многие режиссеры снимают короткий метр на протяжении всей своей карьеры: некоторые параллельно с полным метром, а другие – потому что им импонирует такая форма. Среди таких режиссеров – Уэс Андерсон, Франсуа Озон, Тим Бартон, Мишель Гондри. К тому же есть истории, которые нет надобности растягивать на полтора часа – иногда формат полного метра может даже навредить. Бывает и наоборот, когда короткометражки перерастают в полнометражные истории. Так, например, случилось с фильмом Дэмиана Шазелла «Одержимость» (2014), который получил три премии BAFTA, «Золотой глобус» и три «Оскара».
Короткометражный фильм – это очень актуальная и оперативная форма. Его можно снять за три месяца или полгода, тогда как на профессиональную короткометражную ленту уходит как минимум год, а иногда и три, пять, а то и десять лет.
Короткий метр нельзя назвать простым и лучшим способом заработать, хотя некоторым режиссерам это удается. Короткометражные фильмы менее зависимы от бизнеса, потому что перед ними не стоит цель приносить прибыль. Коммерческое кино завязано на инвестициях и их возврате, поэтому на выбор тем, режиссеров и актеров напрямую влияет рынок. Короткометражные фильмы в этом плане более свободны: их создатели не становятся заложниками мейнстрима, сиквелов и простых тригерных сообщений, которые легко продают. Это позволяет делать упор на кинематографический язык и способствует развитию кино как искусства.
Есть довольно много способов дистрибуции короткометражного кино. Это и фестивали, и телевидение, и онлайн-платформы, включая YouTube, Vimeo и диджитал-медиа, на которых делают премьеры фильмов. Право на короткометражки часто покупают издания Dazed, Vice, Variety, Washington Post, а также компании по перевозкам, которые показывают video on demand в автобусах, самолетах и поездах. Кинотеатры тоже приобретают короткометражные фильмы и демонстрируют их в компиляциях с другими картинами.
В Европе существует много компаний, которые занимаются дистрибуцией короткометражных фильмов и каждый месяц готовят тематические и фестивальные подборки для проката. В украинском прокате короткометражные ленты тоже присутствуют, но они попадают в кинотеатры редко и бессистемно. К тому же иногда вообще непонятно, кто и по какому принципу отбирает эти фильмы, потому что некоторые подборки запросто могут испортить имидж короткометражного кино в целом.
Человек видит красивый постер и подходящее время сеанса, идет на показ, а потом разочаровывается, потому что фильм не оправдал его ожиданий.
Очень важно, чтобы профессионалы, которые составляют подборки, говорили с публикой на одном языке, тщательно изучая ее запросы и интересы. Зритель тоже должен провести определенную работу перед тем, как идти в кинотеатр: посмотреть трейлеры или почитать аннотации к фильмам, а потом задать себе вопрос «Почему я должен смотреть это кино?». Но выходит так, что человек видит красивый постер и подходящее время сеанса, идет на показ, а потом разочаровывается, потому что фильм не оправдал его ожиданий.
Киевский международный фестиваль короткометражных фильмов ориентирован на людей, которые хотят смотреть классное кино. В первую очередь это молодежь, потому что она более активна во всех сферах, в том числе и в восприятии искусства. Мне кажется, что со взрослым поколением мы говорим на разных языках, потому что сами достаточно молоды. Хотя мы рады видеть на фестивале всех: в этом году у нас есть программы для детей и действуют скидки для пенсионеров.
Kyiv International Short Film Festival 2018 будет длиться до 29 апреля. Подробную программу фестиваля можно найти на его официальном сайте. Все показы будут проходить в кинотеатре “Украина”.
Фото: кадры из фильмов программы KISFF 2108