Cпецпроекты

«Вход воспрещен» — это рефлексия на ситуацию в стране». Катерина Радченко о международном фестивале Odesa Photo Days


0 1588 10

25-29 апреля в Одессе в четвертый раз состоится единственный в Украине международный фотофестиваль Odesa Photo Days. События будут проходить сразу на нескольких площадках. Выставки, лекции, мастер-классы, презентации и вечерние фотопоказы соберут в Одессе кураторов и фотографов из Украины и других стран. Мы пообщались с куратором фестиваля Катериной Радченко об идее его возникновения и о современной фотографии.

ИДЕЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Я занимаюсь изучением фотографии всю сознательную жизнь. Но, чтобы научиться делать выставки, мне было необходимо поехать на обучение в Штаты. Чтобы научиться делать какие-то серии, надо было ехать учиться в Польшу. В Украине пока недостаточно ни платформ, ни образовательных программ, ни высшего образования, которое дает возможность изучать современные тенденции в развитии фотографии.

Фестиваль возник как реакция на войну. До 2014 года отсутствовали идея и желание делать фестиваль в Украине. Но в этот период начались внушительные манипуляции в прессе за счёт визуальных образов, которые существуют и сегодня.

Например, в Фейсбуке публикуют некую фотографию, а люди, не анализируя, делают скоропостижные выводы, которые потом влияют на восприятие информации. Таким образом, было решено сделать продукт, который будет давать информацию о том, как работать с визуальным материалом.

ОДЕССА И БАТУМИ

Перед этим я полгода была на стипендии в Польше, где у меня была возможность посетить все местные фестивали и прийти к выводу, что в Украине на сегодняшний день ничего подобного нет. Первый фестиваль стартовал в 2015 году. Сначала он проходил в двух городах — Одесса и Батуми. Это тоже было связано с политической ситуацией. Тогда, в 2014 году, в Одессе были слышны взрывы практически раз в две недели. И не было никакого понимания того, каким образом будет развиваться ситуация в городе. Было принято решение взять в партнёры организацию или страну, которая имеет опыт работы с фестивалями, плюс создать запасную локацию, куда фестиваль сможет переехать в случае форс-мажора.

АУДИТОРИЯ ФЕСТИВАЛЯ

Наш фестиваль для всех, кто интересуется и занимается фотографией. Он ориентирован и на профессиональное сообщество, и на любителей. В рамках фестиваля проходят мастер-классы, лекции, портфолио-ревью, где фотографы могут услышать критику со стороны профессиональных экспертов из-за рубежа, также могут показать свои фотографии и найти партнёров на будущее.

Каждый год мы выходим на новый уровень, поэтому в этот раз запустили конкурс для подростков. На следующий год у нас в планах начать мастер-классы для подростков и конкурс для детей.

КОЛЛАБОРАЦИИ

В междуфестивальный период мы пытаемся популяризировать украинскую фотографию: вывозим украинскую фотографию и представляем на других фестивалях. Раннее мы выставляли работы украинцев в Таиланде, Грузии и Франции. Также в прошлом году к нам приезжал куратор из Сингапура. После этого он создал грант на дистанционное обучение для украинских фотографов. Конкурс на этот грант выиграл харьковский фотограф.

Мы постоянно сотрудничаем с чешским журналом «Фотографер», который раз в год пишет об украинских авторах. То есть, с одной стороны, мы продвигаем информацию, а с другой — украинских авторов на международный уровень.

ТЕМАТИКА ФЕСТИВАЛЯ

Мы пытаемся раскрывать все направления фотографии. От архива, то есть абсолютно старой фотографии, до концептуальных разработок. В этом году у нас тема «Вход воспрещён». Мы объявили открытый международный конкурс под таким названием и получили заявки из 40 стран. Из них выбрали 29 серий, которые будут представлены в рамках главной экспозиции. По жанрам ограничений нет, здесь можно наблюдать репортажи, концептуальные серии, документалистику, коллаж и т.д.

ИДЕЯ «ВХОД ВОСПРЕЩЁН»

Возможно, это некая рефлексия на ситуацию в стране. В Одессе сложно работать с современным искусством. С одной стороны, кажется, что Одесса — это туристический курортный город, который открыт к экспериментам, но на самом деле, относительно закрыт и консервативен. Поэтому данный фестиваль — это попытка проявить ситуацию, которая складывается в Одессе, и показать те темы, которые замалчиваются или вызывают осуждение в обществе. Например, ЛГБТ, война, политические конфликты, беженцы.

ЧТО ВАЖНО ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ФОТОГРАФА

В первую очередь получать знания и заниматься самообразованием. Это связано с тем, что в Украине, к сожалению, недостаточно образовательных программ. Нам приходится самостоятельно искать материалы, мониторить конкурсы и анализировать интересы, искать ответы на вопросы о том, почему то или иное выигрывает, какие темы доминируют в международном контексте.

УКРАИНСКАЯ ФОТОГРАФИЯ

Глобальных изменений на этой территории давно не было. Киев всегда был силен в документальной и репортажной съемке. Во Львове ситуация проще. Это связано с тем, что там фотография развивалась под влиянием Польши. Развивалась именно авангардная фотография. Поэтому сейчас во Львове много молодых интересных авторов, которые работают с современными контекстами и экспериментируют в концептуальной фотографии.

По маленьким городам, к сожалению, ситуация не изменилась. Потому что не хватает образовательных площадок и мест, где можно получить необходимые знания. Наш фестиваль рассматривает возможность предоставления информации о том, что происходит в современном мире фотографии, мы готовы привозить актуальных кураторов, чтобы можно было пообщаться, увидеть, проанализировать. То есть хотя бы раз в год делать интенсив ради распространения знаний, которые не преподаются ни в вузах, ни в приватных школах.

О МАНИПУЛЯЦИИ

С одной стороны, фото – это один из самых универсальных языков коммуникации, с другой – один из сильнейших методов влияния на человека. Потому что наибольшую часть информации мы получаем визуально. И поэтому любые визуальные образы формируют наше отношение к глобальным проблемам. Фотография помогает влиять на общее восприятие проблемы и манипулировать обществом. Не зря же в советском прошлом фотография и кино были одними из сильнейших видов пропаганды.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Многие приходят в мир современного искусства и говорят, что им это не нравится. Потому что не понимают его. То есть, если я не понимаю, мне не нравится. А философ Бурдье говорит о том, что искусство и современное искусство — это знаки. И чтобы понять его, надо уметь читать эти знаки. Чем больше мы смотрим на современное искусство и пытаемся его «прочесть», тем больше шансов, что однажды начнём его понимать. Чем больше мы смотрим на фотографии, тем больше шансов, что начнём видеть манипуляции.

СОВРЕМЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ

Современная фотография – это то, в чём должна быть идея. То есть, если раньше фотография, до 60-х годов, развивалась по принципу «картинка должна быть правильной и красивой», акцент был на эстетику, то после 60-х годов происходит революция. Сегодня фотография должна нести идею, посыл, а уже потом — визуальные детали. В Украине еще только начинает происходить процесс восприятия этой информации и перемен. Остается только следить за тенденциями в мире и привносить их в нашу культуру.

Фото: Олег Синьков

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: