Зачем на самом деле нужна современная школа
Спор о необходимости школьных реформ в том или ином виде ведется давно. Пока что наши законодатели ограничиваются мелкими изменениями, типа смены цвета учительской ручки с красного на зеленый. При этом по форме школа остается без изменений уже несколько десятилетий.
Сегодняшние родители до сих пор не знают ответа на вопрос, который задают им дети: зачем учить в школе так много ненужного? Не знают ответа, потому что в глубине души сами согласны с тем, что школа дает много того, что мало пригодится в дальнейшей жизни.
Но существует и другой взгляд на этот вопрос. Мы можем считать, что изучение строения инфузории-туфельки или точное заучивание дат Пунических войн – это совершенно бесполезная информация. Но на самом деле, главная задача школы – оттачивание навыка обучения, что несомненно пригодится ребенку в дальнейшей жизни.
Давайте разберемся подробней в том, зачем же нам учиться в школе.
Широкий ассортимент знаний
Школа дает нам возможность попробовать разные сферы науки и знаний. Многие возмущаются: зачем химия и физика тому, кто с раннего детства решил, что станет художником? Но ведь именно школа дает «попробовать на вкус» предметы и науки, чтобы человек мог понять, чем он хочет заниматься на самом деле, к чему у него «душа лежит». Пробовать эти разные науки он имеет возможность до самого выпуска. Ведь иногда гуманитарий может в последний момент передумать и вместо исторического факультета подать документы на медицинский. Разноплановость всегда лучше, чем ранняя специализация.
Индивидуальная стратегия работы с информацией
Школа учит работе с информацией. Нам кажется, что мы десять лет сидели за партой и наполняли голову ненужной информацией. На самом деле, заучивая стих про «Садок вишневий» или повторяя даты образования УНР, мы в первую очередь учимся взаимодействовать со своим мозгом и своей памятью. Именно в школе мы начинаем понимать, какой у нас тип памяти. Кому-то для того, чтобы выучить параграф, надо прочитать его вслух. Кто-то лучше воспринимает текст с листа. А кому-то для лучшего запоминания придется поработать руками, составив конспект или переписав стихотворение несколько раз. Понимание своей лучшей стратегии работы с информацией дает нам больше возможностей при дальнейшем обучении.
Актуальные скиллы
Это только кажется, что школа – отсталое место, которое дает неактуальные навыки. На самом деле выполнение школьных заданий тренирует полезные скиллы. К примеру, мы видим, какое количество людей становится копирайтерами, посещает всякие курсы, чтобы научиться составлять тексты. Но посмотрите, что такое школьное сочинение, например? Это же тот самый текст по заданным параметрам, который вы должны написать так, чтобы заказчику (то есть учителю), понравилось. Чтобы в нем была выражена нужная идея и была соответствующая плотность «ключевых слов» – тех тезисов, которые учитель рассказал на уроке. А современные сочинения для ЗНО, для которых отводится всего десяток строк – это же прямо готовый кейс по написанию коротких текстов для SMM: вырази мысль, уложившись в допустимое количество знаков.
Навык структурирования и распределения
Именно на школьном уровне отрабатываются первичные навыки структурирования задач и распределения ресурсов. Дети очень быстро понимают, какие предметы являются важными, а какие – второстепенными. Понимают, к уроку какого учителя нужно подготовиться обязательно, а перед каким уроком достаточно просто просмотреть записи в тетради на переменке. В идеале – еще и учатся распределять свое время таким образом, чтобы успеть сделать все домашнее задание и еще оставить себе «кусочек» на то, чтобы потупить в гаджеты. Конечно, в этом вопросе не обойтись без помощи направляющего взрослого дома.
Понять и выполнить в соответствии с ТЗ
Школа отрабатывает навык «понять поставленную задачу и выполнить ее». Все возмущаются необходимостью отступать нужное количество клеточек. А потом эти же люди возмущаются, когда сложно найти работника, который просто выполнит свою работу в соответствии с ТЗ. А ведь умение «выполнить поставленную задачу» именно с клеточек и начинается.
Навык построения личного бренда
В школьные годы возникает первое понимание репутации и личного бренда. «Маше поставили на балл выше, потому что она отличница» – не потому, что это самодурство учителя, а потому, что Маша долго работала над созданием своего положительного имиджа и хорошей «кредитной историей» в дневнике. Во взрослой жизни это выражается в большем ценнике за услуги или в привлечении большего количества клиентов для своего бизнеса, которые пришли «на имя». Но понимание того, как это работает, можно получить и проверить на практике еще в школьные годы.
Самое удачное место для экспериментов
Школа – это весело. Ты можешь участвовать в разных проектах, от школьного КВН до совместной с одноклассниками выпечки печенья для школьной ярмарки. Можешь пробовать себя в различных внутришкольных конкурсах и соревнованиях. А можешь замахнуться на написание работы для Малой академии наук. В дальнейшем, возможно, у тебя не будет достаточно времени на то, чтобы подурачиться с приятелями, организовывая «капустник» для какого-то праздника. Или чтобы замутить какое-то исследование или опыт, результаты которого пригодятся всего для одного урока. Школа – самое удачное время и место для экспериментов.
Создание нейронных связей
В публикации «5 признаков того, что вы тупеете» наш автор Барух Бурлюк напоминает взрослым читателям об устройстве головного мозга и интеллекте, который очень похож на мышцу: «Что каждый из нас думал, когда зубрил формулы по алгебре в школе? «Мне никогда в жизни не пригодится эта хрень». Действительно, сами формулы не пригодились. Но мы их не для этого изучали, вообще-то. Мы их изучали, чтобы в наших нежных и податливых подростковых мозгах создались прочные нейронные связи (дороги, по которым ездят мысли), которые мы теперь используем для самых разнообразных задач».
Важно понимать, что такие акценты могут сильно удивить современных учителей, потому что многие из них профдеформированы и сильно заточены на давно не изменяющуюся программу, значимость оценки и отчетность. Но мы, родители, можем показать детям, что школьное обучение дает нам нечто большее, чем просто оценку в табеле.