Точка роста: интервью с Зоей Литвин о том, как использовать опыт Стэнфорда и Google в Украине
Специальный проект Gres Todorchuk PR и bit.ua «Точка роста» ответит на вопросы о том, как развивать в Украине социально полезные инициативы и почему они становятся неотъемлемой составляющей успешного бизнеса.
Сотрудники агентства беседуют со своими клиентами, чтобы узнать всю подноготную работы с коммуникацией и поделиться ею с теми, кто развивает собственные проекты.
В интервью Нине Коробко основательница общественной организации «Освитория» и Новопечерской школы, инициатор премии Global Teacher Prize Ukraine Зоя Литвин рассказала о том, почему беговые дорожки в офисе не решат вопрос с мотивацией сотрудников, как общественным организациям сотрудничать с большим бизнесом и государственными учреждениями и как изменить мнение каждого шестого украинца о престиже профессии учителя.
Вы трижды были в центральном офисе Google. Что вас больше всего впечатлило в этой компании?
Раньше я всегда думала, что все фишки в офисе Google – еда в стометровой доступности, капсулы для сна, массаж, стены для скалолазания – созданы, чтобы повышать мотивацию сотрудников. Но потом я поняла, что они создают более комфортные условия для уже мотивированных людей.
Если работник может идти по беговой дорожке и параллельно кодировать – это круто, но это не сделает пассивного человека пассионарным. Мотивация или есть, или ее нет.
Задача руководителя – найти тех, кто уже горит проектом, и сделать так, чтобы у них были возможности для развития.
В чем разительное отличие украинских компаний от иностранных?
Компании за границей открыты к людям и не боятся делиться информацией о том, как они устроены. Например, в офис Google легко попасть на экскурсию. Они рассказывают, на каком этапе развития находится Google Cloud, какую прибыль он приносит, где находятся его серверы и как оптимизируется работа сервиса.
Мы переняли этот подход и недавно провели День открытых дверей в Новопечерской школе: учителя государственных, частных, альтернативных школ Киева и всей Украины могли приехать и пройти серию бесплатных мастер-классов, которые давала наша команда.
Какие мировые компании служат для вас примером для подражания?
Я читаю книгу «Маверик. История успеха самой необычной компании в мире» Рикардо Семлера. Она рассказывает о том, как СЕО бразильской компании Semco увеличил прибыль с 4 до 212 миллионов. В первую очередь, с помощью трансформации корпоративной философии:
- сотрудников перевели на гибкий график, и они сами стали определять, когда им работать. Производственный процесс от этого никак не пострадал;
- менеджеры получили возможность раз в 1-2 года брать дополнительный отпуск на несколько месяцев. За это время они могут приобрести новые навыки, переосмыслить свои приоритеты или просто отдохнуть;
- 25% сотрудников сами устанавливают размер своей зарплаты. Кроме того, все данные о прибыли компании, размере зарплаты и уровне продуктивности других сотрудников открыты;
- сформировали небольшую группу инженеров, свободных от рутинных рабочих задач, которые работают над изобретением новых продуктов и совершенствованием старых;
- позже Семлер предложил всем желающим сотрудникам уволиться, создать свои фирмы и взять на себя часть работы Semco. Эта программа подтолкнула многих бухгалтеров, юристов, программистов открыть свои компании-спутники.
Что вы можете посоветовать людям, развивающим свою компанию?
Помните, что единственный вариант оставаться востребованным – это постоянно развиваться. Как говорила Коко Шанель, чтобы быть незаменимым, нужно постоянно меняться.
Концентрируйтесь на своей сфере влияния и каждое препятствие превращайте в возможность для роста. Мне очень нравится китайская мудрость: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен. Но если уже так вышло, дай вам Бог мужества воспользоваться всеми возможностями, которые она дает».
Какие люди больше всего повлияли на вас как предприниматели? Чему вы у них научились?
Хорошим наставником для меня стала Ирена Корбабич-Путко, директор Новопечерской школы. Четыре года назад у нее была хорошая работа в Канаде, но она не побоялась все бросить и приехать к нам в разгар революционных событий. Ирена выросла в совсем другой среде, поэтому ее мировоззрение сильно отличается от нашего. Часто я прихожу к ней с идеей, которая мне кажется идеальной, а она объясняет, почему в долгосрочной перспективе она не совпадает с направлением, в котором мы двигаемся.
Можете привести пример такой ситуации?
Однажды случилась смешная история. На заседании наблюдательного совета мы обсуждали, как снизить количество опозданий на занятия. Один из участников сказал: «Это решается очень просто. Тем, кто опоздал, давайте швабру в руки, и пусть убирают школу. После такого наказания они всегда будут приходить на занятия вовремя! В моем детстве это работало». Сначала предложение всем понравилось. Почему бы и нет? А для Ирены это был полный когнитивный диссонанс. Она объяснила: «Мы в Канаде учим, что любая работа – это честь. Поэтому нельзя наказывать детей уборкой. Ведь это закладывает в их головы установку, что люди, которые работают уборщиками, не достойны уважения. Или что работа – это наказание».
Какие ошибки вы допускали в развитии бизнеса?
Когда мы создавали Новопечерскую школу, то сразу готовились тратить много времени на обучение команды. Объяснять, каким должен быть современный учитель, как нужно строить урок, какой должна быть школа. Но мы даже не представляли, что столько же внимания нужно будет уделять обучению родителей. Как продукт советской системы, они не всегда понимают, почему на уроке дети могут громко обсуждать тему или сидеть на ковре вместе с учителем.
Порой родители удивляются, почему дети с радостью идут в школу. Помню, один папа сказал: «Тут может быть две причины. Либо вы совсем ничему не учите моего сына, и он только развлекается, либо он не уважает свою учительницу». Должно пройти время, чтобы изменилось представление об образовании.
Вы проходили программы в Стэнфорде и Беркли. Какие главные уроки вынесли для себя?
Учебные заведения в Украине делают упор на то, чтобы ученики или студенты получили много академических знаний. А за границей больше внимания уделяют развитию «мягких» навыков: умению критически мыслить, реализовывать проекты, презентовать себя, уверенно чувствовать себя при решении проблем, эффективно коммуницировать. Это так называемые 5C: communication, creative thinking, critical thinking, collaboration и новый тренд – computational thinking (алгоритмическое мышление). Украинским специалистам как раз не хватает таких «мягких» навыков.
Чему следует уделять внимание при создании общественной организации?
Нет разницы, запускаете ли вы бизнес или общественную организацию – проект всегда должен начинаться с ответов на вопросы «Какую ценность вы принесете людям?», «Действительно ли она им нужна?», «Как вы будете формировать эту ценность?».
Кроме того, ценность должна быть устойчивой. Например, если вы хотите помогать детским домам, то можете просто развозить еду и одежду. Но такой вариант не является sustainable. Если завтра случится революция или ваша организация потеряет финансирование, то дети будут беспомощно вас ждать и не смогут сами заработать себе на жизнь.
В этом случае стратегически лучше, например, организовать профессиональные кружки, где воспитанникам интернатов будут давать навыки первой профессии. Как говорил древнекитайский философ Лао-цзи: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи его ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь».
Какую главную рекомендацию вы можете дать украинским общественным организациям?
Многие украинские общественные организации живут в парадигме конкуренции, а не сотрудничества. Я бы посоветовала отходить от этой идеи. Даже когда вы работаете в одной сфере и боретесь за одни и те же гранты – дружите, объединяйтесь, создавайте общие проекты.
Если вы хотите развивать экологическую осознанность или менять систему образования, то намного быстрее достигнете своих целей благодаря синергии и сотрудничеству.
Какую ошибку чаще всего допускают общественные организации?
Обычно они финансово зависят от доноров, и поэтому иногда забывают о своей первичной миссии в погоне за новым грантом. Например, сперва организация помогает людям с нарушениями зрения, а потом решает заняться еще и темой нарушения слуха, ДЦП и аутизма. Такой расфокус демотивирует команду и не дает организации быть эффективной.
Мы тоже как-то попали в такую ситуацию. Однажды «Освитории» выпала возможность получить финансирование для учебной программы ІТ для девочек. Сначала нас захватила эта идея, но потом мы поняли, что в детских домах, с которыми мы работаем, интерес к таким программам есть и у девочек, и у мальчиков. Мы дружим со всеми этими детьми, поэтому не можем прийти и сказать: «Извините, мальчики, теперь все встаньте и выйдите из класса». Поэтому, хотя сумма гранта и была достаточно большой, мы отказались от этого проекта, ведь он не соответствовал нашим ценностям.
Как общественная организация может повысить свои шансы на получение финансирования от большого бизнеса?
Во время подготовки презентации думайте не только о своих нуждах, но и о том, что можете предложить партнеру. Когда люди горят проектом, они часто рассказывают, какой он классный, но забывают объяснить, почему бизнесу стоит инвестировать именно в эту инициативу.
Как говорил Дейл Карнеги: «Лично я люблю клубнику со сливками, но рыба предпочитает червей. Поэтому когда иду на рыбалку, то думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба».
Как общественной организации начать сотрудничать с Министерством образования или другими официальными учреждениями?
Важно не бояться и предлагать партнерство, но только тогда, когда у вас уже есть реализованные проекты. Я была удивлена, насколько легко с ними сотрудничать.
Когда министерство видит ваши успешные кейсы, оно само заинтересовано в сотрудничестве. А для общественной организации партнерство с государством – это возможность масштабировать те изменения, которые вы уже внедрили в одной школе или одной программе, до размеров целой страны.
Почему общественной организации стоит сотрудничать с пиар-агентством?
Когда много усилий вкладываешь в проект, времени на то, чтобы глубоко заниматься коммуникацией, часто не остается. Пять лет подряд «Освитория» организовывала много социальных и образовательных проектов, но мало рассказывала о них в СМИ и социальных сетях. Однако в прошлом году мы не могли не обратиться к пиар-агентству, когда впервые проводили в Украине мировую премию Global Teacher Prize. Это “Нобелевская премия” для учителей-новаторов, победитель которой получает 1 миллион долларов на церемонии награждения в Дубае. Нашей задачей было не просто подтолкнуть украинцев подавать заявки и номинировать других для участия, а изменить мнение общества о престиже профессии учителя. А такой цели нельзя достичь без масштабной кампании.
Какой из результатов пиар-кампании был для вас самым важным?
Конечно, очень радует, что мы нашли удивительных учителей-новаторов и рассказали их истории всей Украине. Но поскольку я человек бизнеса, для меня более важны измеримые результаты. Поэтому больше всего я довольна тем, что за время пиар-кампании, с мая по декабрь 2017-го, количество людей, которые считают профессию учителя важной, увеличилось с 39% до 54%. Это то, ради чего мы работаем!
Какие книги вы можете посоветовать людям, которые собираются строить свой бизнес или открыть общественную организацию?
1. «Прыгни выше головы!» Маршалла Голдсмита. Она рассказывает о том, что навыки и привычки, которые привели вас к предыдущим достижениям, уже не будут эффективными для следующих целей.
2. «Доставляя счастье» Тони Шея. В этой книге вы найдете конкретные методы, которые за десять лет помогли Zappos пройти путь от нулевых продаж до торгового оборота в миллиард долларов. Одним из главных факторов успеха был акцент на качественном сервисе: доставка на следующий день после заказа, бесплатный возврат товара, быстрая телефонная служба поддержки.
3. «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup» Эрика Риса. Ее автор говорит об agile management – идее о том, что стартапу не стоит выпускать свой товар на рынок только тогда, когда его довели до идеала. Вместо этого нужно создать минимально рабочий продукт, протестировать его и совершенствовать уже на основе отзывов аудитории. Ведь вы можете потратить много времени на разработку товара или сервиса, а потом окажется, что на него вообще нет спроса.
4. «Обнимите своих клиентов» Джека Митчелла. В ней СЕО американских магазинов одежды Mitchells и Richards рассказывает о секретах их программы лояльности. Например, если покупателю нужно приобрести одежду в те часы, когда магазины закрыты, он может позвонить по экстренному номеру, и тогда один из топ-менеджеров приедет и откроет магазин для одного клиента.
Gres Todorchuk PR – единственное украинское агентство, в фокусе которого культурные, социальные и образовательные инициативы. В 2017 году компания получила звание «The most effective marketing & PR agency» и 17 наград, среди которых European Excellence Awards, Effie Awards Ukraine и PRAVDA Awards. Больше на Facebook.