Спецпроєкти

Как устроена украинская компания, попавшая в YouTube-скандал


3 20

Сервис EduBirdie, созданный украинцами из Boosta, попал в центр внимания прессы.

На BBC заявили, что EduBirdie рекламируют звезды YouTube, а сам сервис предоставляет выполнение студенческих работ на заказ. Министр по делам университетов Англии Сэм Джима назвал сервис мошенническим, с чем его создатели крайне не согласны: «Мы помогаем в подготовке научных работ, а не призваны заменить собой научный поиск. Мы – научные ассистенты, а нас необоснованно спутали с продавцами дипломов из метро».

Мы пообщались с Дмитрием Бондарем, сооснователем Boosta, о других сервисах компании, ситуации вокруг EduBirdie и о том, почему они не согласны с обвинениями и что планируют делать.

Какие еще сервисы предоставляет Boosta

В нашем бизнесе много направлений. Первое — SEO-оптимизация. Мы пытаемся сделать все, что помогает сайтам подняться выше в поисковой выдаче Google. Это огромная инфраструктура, включающая разработку сайта, создание контента, оптимизацию. В SEO у нас больше всего экспертизы. Все наши проекты так или иначе связаны именно с этой сферой. Я лично работаю в этой сфере лет 15. Работаем в основном на западные рынки, и там мы составляем конкуренцию крупным американским и европейским компаниям. Украинские специалисты — одни из самых сильных во всем мире. Можно говорить об украинской школе SEO-оптимизации.

Еще мы разрабатываем специализированные сервисы. У нас есть Sitecheker — это инструмент, который помогает делать аудит вашего сайта и мониторить его состояние. Мы разработали сервис, который заходит на сайт, парсит (собирает. – Ред.) все его страницы, понимает, где есть ошибки, и выдает отчет. Плюс он помогает мониторить сайт каждый день, и если с сайтом что-то случится — придет оповещение. Это довольно сложный программный продукт, который пользуется большим спросом в США и Канаде.

Еще у нас есть сервис Copywritely для всех, кто занимается контентом. Мы выделили несколько параметров, которые помогают сделать текст более user-friendly и оптимизировать его с точки зрения SEO. Он очень популярен среди блогеров и специалистов по маркетингу и контенту в США.

Сейчас мы работаем над новым проектом. Это программа, которая помогает тебе писать работы, но при этом постепенно обучает. То есть машина получает работу, анализирует ее и подсказывает, как ее улучшить. Ищет грамматические ошибки,  смотрит на стилистику, тональность текста, изучает работу на плагиат и предлагает пошагово вносить правки. Программа работает на основе машинного обучения и помогает не только создать текст, но и избежать грамматических ошибок.

В каких странах работает Boosta

США, Европа, Канада, Австралия и многие другие англоязычные страны. Я много работал с Украиной, но украинский рынок маленький. Те же усилия на западных рынках дают гораздо больший результат. Украина остается нашей штаб-квартирой, где работают наши офисы, где мы создаем рабочие места.

О команде и ценностях

У нас три офиса — один во Львове и два в Киеве. Сначала нас было всего трое, но мы выросли до 300. Сразу же у нас был план — чего мы хотим достичь через первый, второй и третий год работы. Также на старте мы определили ценности нашей команды. Коротко описали все ситуации, какие могут происходить в проектах, и реакции, которых мы ждем от наших людей. Все новички должны разделять наши ценности, иначе они не смогут войти в команду, даже если будут хорошо выполнять задачи. Например, для нас важно, чтобы человек постоянно хотел учиться и развиваться. Если это не так, то нам с ним не по пути. Думаю, это правило есть во многих командах, но у нас оно возведено в абсолют, так как большая часть наших сервисов образовательные и требуют от нас постоянно быть на гребне образовательных тенденций.

У нас не запрещено курить кальян, пить пиво или вино, когда выполняешь задачи. Правда, этим правилом пользуются не так часто. Главное для нас — результат. Мы стараемся не мешать коллегам достигать целей. Поэтому у нас нет длинных совещаний, а любая идея может быть услышана и реализована за пару дней.

01/4

Об EduBirdie

Когда я учился в КПИ, я искал подработку и нашел вакансию — надо было писать работы для студентов. Рассматривал это просто как способ заработка. Потом я работал в компании, которая оказывала подобные услуги, и именно тогда у меня появилась идея создания принципиально другого сервиса, который не будет заменять собой научный поиск студента, а поддержит его, поможет в поиске данных и материалов, станет научным помощником для всех, кто зашел в тупик. Так появился EduBirdie.

Он абсолютно этичен, и претензии чиновника из Министерства образования Англии необоснованны. Когда студент просит о помощи и мы поддерживаем его в научных поисках – это правильно. Плохо, когда студент пытается наши научные черновики сдать как завершенную работу. Это мошенничество со стороны студента, но не EduBirdie. Безусловно, я переживаю из-за слов господина министра, но понимаю, с чем связана такая реакция. Мы подготовили большой проект об ответственном потреблении услуг EduBirdie, который планируем реализовать совместно с правительствами Великобритании и США.

В Украине спор вокруг EduBirdie вызван скорее шаблонным восприятием «рефератов на заказ». На Западе нет рефератов. Там эссе, которые недостаточно сдать. Как вы знаете, в Америке другая система образования, там студентов просят высказывать свою точку зрения по актуальным вопросам. Между студентом и преподавателем идет диалог, в котором студент должен отвечать на вопросы, ориентируясь в теме. В основном к нам приходят в тот момент, когда студент столкнулся со сложностями, не может найти материал для работы. Он говорит: «Я застрял», — и приходит к нам.

Еще мы помогаем создать презентацию в Power Point на основе тезисов студента. К нам приходят люди с готовой диссертацией, чтобы проверить грамматику и сделать проверку фактов и вычислений. Есть те, кто хочет, чтобы мы произвели расчеты, помогли с решением математических задач.

EduBirdie — это площадка, где встречается студент и специалист по определенной теме. Они договариваются о формате сотрудничества, совместно ставят задачи и сроки их выполнения.

На сегодня у нас стоит большая задача — сделать потребление услуг EduBirdie ответственным. Мы хотим показать, что обращаться за помощью в научных поисках — неплохо, но недопустимо заниматься плагиатом.

«Большая часть наших исполнителей — из Кении».

Откуда клиенты и исполнители EduBirdie

Практически все работы выполняются на английском языке, потому клиентов у нас больше всего из США. Следующие в списке — Австралия и Англия. Эти страны лидируют среди наших потребителей.

Среди наших авторов есть американцы, но их мало. Они очень ответственны, но при этом капризны, и их работа стоит дорого. Украинцы, наоборот, безответственны. Бросают работы на полпути. Потому авторов из Украины немного, в основном технические специальности – здесь у нас очень сильная научная школа.

Много из Филиппин и Индии. Раньше индусов было очень много, но недавно у них провели реформу в госсекторе, и много авторов ушли работать чиновниками, так как зарплаты там стали значительно выше.

Большая часть авторов — из Кении. Это страна с хорошей системой образования, там говорят на хорошем английском. Страна бедная, там пытаются найти возможность заработать, а с помощью интернета это довольно просто. Они собирают небольшие команды (по два-три исполнителя). Кто-то берет определенную тему и становится в ней специалистом — если человек пишет о Шекспире, то знает о нем всё. Если прилететь в Найроби (столица Кении. — Ред.), то создается впечатление, что страна только тем и занимается, что пишет тексты и ведет научные поиски.

01/3

Об образовании в Украине и за рубежом

Я очень жалею, что не бросил институт на первом курсе после первого семестра. Сразу понял, что это не мое. Учился на радиоинженера в КПИ. Тогда зарождалась мобильная связь, и все хотели заниматься этим. Убежден, это потерянное время, потому что процесс обучения и подготовки специалиста должен происходить не так.

Украинская система образования не считает, что студенту нужно помогать: у вас есть задача, будет зачет, вот библиотека — и вперед. Если ты задаешь вопрос, и даже грамотный вопрос, далеко не всегда у преподавателей есть время на него ответить. Еще сложнее говорить о технической базе университетов и актуальности технологий, которые сейчас изучают на парах.

В США студентам дают актуальные знания. Но есть другая проблема. Получить хорошее образование в Штатах дорого — $200 000 долларов, $40 000 в год. Люди берут займы, специальные студенческие кредиты. В США огромное количество просроченных выплат. Многие не могут выбраться из этой долговой ямы. То образование, которое они получили, не дает им зарабатывать столько, чтобы обслуживать кредиты.

В Украине можно получить знания, но они не актуальны. В США можно получить актуальные знания, но сильная конкуренция на рынке оставляет многих новичков за бортом с большими задолженностями.

Мы создали EduBirdie, чтобы помочь студентам быть более конкурентными. И очень надеюсь, что в Украине тоже появится спрос на наши услуги. Своими силами мы стараемся развивать рынок технического и IT-образования в Украине, но чтобы все кардинально изменилось, должно произойти два важных события: у студента должен появиться запрос на актуальные знания, а старые преподаватели, не готовые меняться, должны уйти и открыть путь молодым и амбициозным ученым.

Какие темы и задачи не берет EduBirdie

Мы – платформа, где вы можете сделать объявление и попросить найти научного помощника в любой сфере. И, уверен, вы такого ассистента найдете. Мы же можем анализировать спрос: медицинских тем нет, нет спроса на помощь в сфере права. К нам не приходят за диссертациями с нуля.

01/3

О публикации BBC

Журналисты BBC заранее прислали нам вопросы и спросили позицию компании по каждому спорному пункту. Мы ответили на все вопросы и дали подробные разъяснения, потому вектор скандала сдвинулся с сервиса на то, как его рекламировали YouTube-блогеры. Здесь, отмечу, мы и сами были удивлены. Работу по размещению рекламы у блогеров выполнял подрядчик, и, по нашим требованиям, блогеры должны были сами создавать контент в своем стиле. Никто не имел права дать блогеру текст и сказать: «Говори именно так». Должно было быть нативно, то есть авторский контент. Именно здесь и возникли сложности. Вышли сотни видео, где звезды YouTube не очень задумывались о том, что рекламируют. Для некоторых из них EduBirdie тоже представлялся, условно, как «рефераты у метро». Потому были видео, где призывают «написать в EduBirdie, и там все сделают за тебя». Именно этим и возмущено правительство Ее Величества.

Мы изменили информационную политику сервиса и сейчас готовим несколько просветительских проектов, где подробно будем рассказывать о роли научных ассистентов во время подготовки работ. Многие YouTube-блогеры присоединились к нам, потому этот проект будет массовым. Мы планируем достучаться с их помощью до 1 млрд человек. С ними мы обратимся к правительству Великобритании и США, чтобы совместно бороться с плагиатом и выработать ответственное потребление как сервисом EduBirdie, так и подобными сервисами в этих странах.

Фото: Вадим Лазарук

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь