Cпецпроекты

Мир, который построили Optimus Gang. Как киевские скетч-комики меняют украинское кино


0 1272 94
Из года в год в культурной среде обсуждают состояние украинского кино. Есть ли там жизнь? Сколько денег выделено из госбюджета на его развитие? Подборки украинских фильмов в СМИ пестрят «усиливающими» словами и фразами в заголовках. «Стоит посмотреть каждому», «10 достойных украинских картин», «как ожило украинское кино». Интонации сомнений, самовнушения мысли о том, что «дела идут хорошо».

На этом фоне заметно и качественно выделяется история Optimus Gang, четверых скетч-комиков из Киева (Миша, Богдан, Ваня, Саша). Они снимают свои абсурдистские короткометражки на айфон чуть больше трех лет. Для украинского кино срок сравнительно небольшой: в среднем на производство одного полнометражного фильма уходит год-полтора. Но за это время ребята уже успели выпустить около сотни скетчей, обрести огромную армию ютуб-поклонников (более 700 тысяч подписчиков) и выстроить уникальную сюжетную киновселенную, в которой нам и предстоит разобраться.

Фигура отца

В творчестве Optimus Gang крайне важна фигура отца, которая красной линией проходит через ряд роликов. «Отец» в мире OG — часто непутевый персонаж, пародия на отца-решалу, который в ответ на косноязычные объяснения Сына просто спрашивает: «Через сколько быть мне?» Эти типичные отцовские фразочки отсылают зрителя прямиком в детство, в ситуации, когда ты беспомощен или сломлен обстоятельствами и уповаешь только на одно: «Папа, забери меня отсюда». Папа приходит и забирает/наказывает обидчика/строго разговаривает с директрисой, низводя все ее аргументы по поводу твоих шалостей короткой мудростью в духе «boys will always be boys».

Другое дело, что для папаши из OG в порядке вещей проиграть сына в карты, сдать его военкому или вместе со своим чадом огрести по лицу от сурового мастера тату-салона. «Чудесного освобождения» или решения проблем, в которые встревает по ходу сюжета Сын, не происходит. Скорее, появление Отца только усугубляет ситуацию (особенно когда Сын с другом пытаются вызвать девочек на квартирку по адресу Андрея Василя, 2 — и, ошибившись номером, случайно набирают папу одного из героев). Пропущенная через мясорубку абсурдного юмора, фигура отца лишается своего супергеройского шлейфа, к которому мы привыкли еще со времен песни «Папа может все что угодно». Важно здесь то, что через любые неудачи и замесы отец и сын проходят вместе, они — плоть от плоти. Как проекция Гомера Симпсона неизбежна в судьбе и характере его сына Барта, так и папаня из OG — незыблемая фигура, которая стоит в центре всего житейского абсурда, происходящего с героями.

Тарантиновский замес

Те, кто выбираются за пределы уютной квартиры, часто сталкиваются с сумасшедшими ситуациями, которые после не зазорно пересказать в компании как веселый анекдот. Анекдотом ситуация становится при условии, что никто из участников особо не пострадал и все закончилось благоприятно, раз главный герой способен рассказать историю самостоятельно. Фраза «такое может случиться только в кино» больше не так актуальна, поэтому Optimus Gang гиперболизируют обыденные ситуации в нечто, что «может произойти только в реальной жизни».

Несколько раз обмануть глупого охранника и убежать. Назначить стрелу другу, который не лайкает твои посты в соцсетях. Набить татуировку катера, чтобы вернуть симпатию возлюбленной. Все это может произойти в реальной жизни, поэтому не стоит относиться к этому в роликах Optimus Gang как к буффонаде. Как диалоги Тарантино построены вокруг бытовых рассуждений, анекдотов, комичных ситуаций на фоне серьезных проблем, так и скетчи OG визуализируют прописные истины, а их сюжетным твистам позавидует сам М. Найт Шьямалан. Но в конце концов это подводит зрителя к главной мысли: «Если дурак, то уже ничего не поможет».

Профессии

Доктор, который лечит слабоумие с помощью селфи и отменного драм-н-бейса. Дуэт электриков (один, опытный, сразу удаляется на балкон пить водку, а второй только тем и занимается, что падает со стремянки и матерится). Сантехник во вселенной OG не просто заходит в квартиру в смешной спецовке, но обязательно чересчур громко гремит своими инструментами, цепляется за них и падает. В блоке мини-фильмов, посвященных представителям традиционных профессий, Optimus Gang работают с излюбленным творческим методом. Это гротескные ситуации, в которых коммуникация между персонажами нарушена сразу со всех сторон. Никто никого не слушает и едва понимает, каждым движут его собственные инстинкты, импульсы.

«Общая утрата стабильности, чувство всеобщей фантастичности и нереальности, тотальная путаница значений. Разрушение доминирующих социальных дискурсов». Примерно в таком ключе описывали бы творчество OG современные философы, указывая на то, что через эти абсурдные приемчики ребята ищут и демонстрируют бытие в своем чистом, практически первозданном виде. Когда взаимопонимание отсутствует, а сама реальность оказывается неконтролируемой, в высшей степени иллюзорной, фигура Человека как Живого Существа проглядывает гораздо более отчетливо, через предельные основания. Но кроме абстрактного философствования о человеческой природе, серия OG о «профессиях» также намекает на более приземленные и конкретные вопросы. Что такое «работа» в принципе? Должна ли она быть призванием всей твоей жизни или же можно (довольно успешно) имитировать сам рабочий процесс на какой-нибудь должности и не переживать на этот счет? Чистое «восхождение», Гегель ребятами бы точно гордился.

Друзья

Вспомните старые, но все еще актуальные крылатые выражения о дружбе: «Друзья познаются в беде», «Старый друг лучше новых двух», «Настоящий товарищ в беде не оставит». Пословицы, словно подчерпнутые с обветшалых советских плакатов, пересказываются «Оптимусами» на современный лад и показывают огромную пропасть между тем, «как должно быть», и тем, «как есть на самом деле». Огромное множество приемов помогут воочию продемонстрировать страхи и обиды поколения. Это может быть и ностальгический взгляд в прошлое, в котором старший брат отбирает компьютер и не дает пройти заветную миссию в GTA; и беспокойство за свое успешное будущее (закончить школу с хорошим аттестатом, поступить, устроиться – в общем, всё как у всех), когда в самый ответственный момент подготовки к диктанту в квартиру вламывается компания друзей, думающих только об отдыхе и развлечениях.

Пацанская молодость предельно проста. Собираетесь во дворе поиграть в футбол, прыгаете с гаражей, собираете бутылки и медную проволоку, чтобы на вырученные в обменном пункте деньги накупить сладостей, пока родители не видят. Но взросление вносит свои коррективы, добавляя растерянному по жизни человеку ещё больший груз мыслей, сомнений и даже ревности. Порой персонажам скетчей приходится делать нелегкий выбор: принять старого товарища со всеми его грехами и ошибками либо порвать с ним дружбу ради собственного будущего, руководствуясь принципом «лучше быть одному, чем с таким другом». Размышления Optimus Gang о дружбе, возможно, являются самой грустной и тяжелой темой, но всегда остается позабытый обществом лайфхак, который может исправить ситуацию, — смех и откровенный разговор по душам.

Работа

Как объяснить ребенку в эпоху тотальной индивидуализации, почему взрослые посвящают большую часть свободного времени работе и карьерному росту? И во благо кого все это делается? Человека, который пытается обеспечить свою пирамиду Маслоу и верно отработать зарплату, — или во благо неизвестного большинства, которому выполненная работа приносит прямую пользу?

Философский подход Optimus Gang к трудовым будням схож с детским мышлением — таким же честным, прямолинейным и не готовым принимать ответы уровня «так надо». Когда потребности ограничиваются беспрерывным доступом к интернету, полной пачке сигарет и целым наушникам, то о какой работе может идти речь? Так и скетчи по большей части посвящены не процессу, а вознаграждению за старания, долгожданному отдыху, который постоянно норовят испортить различные обстоятельства.

В этих скетчах мимолетно появляются самые разные герои: начальник, который ищет секретаршу-профессионала с накачанными сиськами и силиконовой попкой; нерадивый новый сотрудник, тяжело переживающий отсутствие компьютера на рабочем месте; или просто уставший от всего парень, который ищет свободное место под солнцем, чтобы хорошо отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Персонажи сталкиваются с жестоким обращением со стороны начальства, паршивыми условиям работы и неприятием коллектива, но, несогласные играть по взрослым правилам, они устраивают бунт, пакостят и тихо выходят в окно, чтобы никогда больше не вернуться. В глазах Optimus Gang работа — это не только способ заработка, а еще и необходимость под кого-то прогибаться. Но, как поется в песне, «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, уж лучше он прогнется под нас».

Нетривиальный досуг

Один из главных культурных референсов фильмов OG — это великие ситуативные комедии Александра Рогожкина: «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки», «Особенности национальной охоты в зимний период». Контрастные линии современной глуповатой, но очень человечной суеты и старинных, заложенных на генном уровне, представлений о настоящем отдыхе. Optimus Gang описывают досуг в схожем стиле. Это какая-нибудь подкупающая своей простотой идея (баня, рыбалка, лесной пикник, посиделки у костра, репетиция панк-группы), которая обязательно перетекает в непредсказуемость и сюр.

Горе-охотники из кинотриптиха Рогожкина сперва берут на рыбалку несколько десятков ящиков водки, а затем долго не могут понять, как же их угораздило оказаться в Финляндии? Изначальная цель (безмятежный отдых) отходит на второй план. На первом плане — выживание, решение комических/конфликтных ситуаций и дружеское единение. Нечто подобное настигает и героев OG в серии короткометражек, посвященных нетривиальному досугу. Досуг будет прерван, судьба непременно подкинет новые испытания, и где-то за их преодолением и начинается подлинный дзен, Абсолютный Отдых. Персонажи Optimus Gang явно стремятся именно туда, но достигнут ли Конечного Просветления? Вопрос остается открытым.

Будни

Перемена, сбегаешь с последнего урока, закидываешь домой рюкзак, выходишь с пацанами в качалочку, вечерком можно и в футбол поиграть, а как стемнеет, то в районном ларьке начнут продавать несовершеннолетним пиво, а спешащие домой мужики, доставая сигарету из куртки, не будут всматриваться в молодое лицо и требовать паспорт. Реальные будни настоящего молодого человека, со всеми синяками и ссадинами, приятными и неприятными моментами. Чтобы считаться все-таки художественным произведением, а не стенографией обыденной жизни, скетчи приправлены изрядной долей сюрреализма, события сменяют друг друга в ураганном темпе, но мотивация героев остается неизменной — отвоевать право на место под солнцем и организовать себе роскошный досуг. Курильщики воюют за право заниматься спортом на одной площадке с протеиновыми качками, школьник борется за признание среди крутых одноклассников и должен украсть бутылку «Черниговского» у трудовика, а футболисты-профессионалы защищают родное поле от футболистов-аматоров.

Но даже среди ситуаций на грани абсурда Optimus Gang могут не удержаться от морализаторства и 25-м кадром внушить аудитории мысли с правильным посылом. С одной стороны, это не отпугнет закоренелых курильщиков или любителей выпить, а общий юмористический настрой скетча только поможет лучше усвоить мысль, примерить ее к себе. В то же время, если кому нужен символ, зашифрованное послание, импульс к позитивным переменам, тот не останется разочарованным. Главное, не смущаться нецензурной лексики и не быть категорично предвзятым по отношению к второстепенным персонажам, ведь в разгаре перепалки именно они, зачастую оправдываясь за оплошность или признавая поражение, скажут заветное: «Это ##аное пиво за###ло, выбираю спорт!»

Шаг к «большому кино». Серия роликов с Алексеем Горбуновым

Коллаба Optimus Gang и украинского актера Алексея Горбунова — это и есть будущее отечественного кинематографа. Горбунов снимается в кино с 1984 года, в 2016-м получил «Народного артиста Украины». Одна из самых ярких ролей Алексея за последние годы — съемки в военно-патриотической драме «Гвардия». В этом мини-сериале Горбунову доверили ключевого персонажа по кличке Дед — сурового, но справедливого экс-афганца, который муштрует разведотряд, составленный из добровольцев-активистов Майдана. К OG Алексей примкнул в образе Казимира Казимировича, безумного директора школы, который всячески пытается наставлять молодежь на путь истинный. Но, как мы уже знаем, в мире Optimus Gang даже самые благие намерения часто заканчиваются полнейшей непредсказуемостью. Казимир Казимирович регулярно срывается (у него серьезные проблемы с управлением гневом) и поддается общечеловеческим пророкам (не пройдет мимо возможности упороться на квартире со своими учениками из восьмого «Б»). При этом Алексей Горбунов отмечает в своих соцсетях, что «будущее за молодыми», и этот убедительный респект от представителя старшего поколения значит очень многое. Как минимум, что OG уже готовы к тому, чтобы окончательно стереть барьер между любительской YouTube-режиссурой и «традиционным кинематографом». Ведь главное — это твои идеи, мышление и видение, творческая свобода, а вовсе не строгое следование форме.

 

Авторы: Олесь Николенко / Евгений Мори 

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: