Спецпроєкти

«Золотий гусак», «Маски-шоу», «Каламбур» и другие: как смешные программы 90-х воспитали нас лучшими людьми


1

Наше поколение росло в замечательных условиях – интернета не было, а из развлечений только улица, книги и телевидение. Каналов было немного, поэтому уровень развития у нас был примерно одинаковым. Все боялись заставку телекомпании “ВИД”, не могли произнести имя Валдиса Пельша и любили отгадывать слова с Леонидом Якубовичем.

Но среди этих телепрограмм можно выделить вселенную, которая благодатно повлияла на наш эмоциональный интеллект. Это украинские юмористические передачи 90-х. По развитию героев они дадут фору любым марвеловским блокбастерам, а некоторые эпизоды поражали неожиданностью на уровне бэтменовской трилогии Нолана.

Джентльмен-шоу

Олег Филимонов с друзьями возвел одесский юморной вайб в устойчивую величину, популяризировав этот символ Южной Пальмиры. Перевоплощения Школьника и Гоппа, усы Хаита и лысина Царёва стали атрибутами отличного вечера. Школьники, одев шарфики на пиджаки, прозывались джентльменами, мальчики в майках жителями коммунальной квартиры, а все самые модные были корешами. Благодаря “Джентльмен-шоу” мы впервые узнали о телефонном терроризме, высокой моде и компьютерной графике для заставок.

Польза: мы узнали, как выглядят джентльмены.

“Скрытая камера” с Сергеем Сивохо

Наши первые розыгрыши, когда взрослые еще пили водку “Олимп”, а Сергей Сивохо был не судьей “Лиги Смеха”, а кавээнщиком, который знал, “как стать звездой”.

Безразмерные блестящие пиджаки, хвостик и хихиканье зала – не все шутки были понятны детскому уму, но выглядело красиво. Только повзрослев, можно оценить, какой вклад сделали создатели шоу, ведь каждый раз, когда мы попадаем в максимально нелепую ситуацию, начинаем осматриваться по сторонам – а не в “Скрытую камеру” ли мы попали?

Польза: мы узнали, что водка в паре с соком является спонсором невероятно смешных ситуаций.

Шоу довгоносиків

Заставка этой программы по ужасающему саспенсу и саундтреку находится на одном уровне с телекомпанией “ВИД”. Даже если сейчас попробовать отыскать выпуски “Долгоносиков”, то от самой мелодии в голове рисуются воспоминания о детском страхе, когда с закрытыми глазами бежишь выключать телевизор, чтобы потом не снились кошмары.

Странно представить, что шоу, построенное на юморе с таким уровнем абсурда, продержалось 70 эпизодов на украинском телевидении конца девяностых. Приятно отметить, что решение о закрытии проекта авторы приняли самостоятельно, боясь исписаться. В итоге “Довгоносики” не стали вымученными, а мы получили еще одно крутое шоу.

Польза: мы узнали, куда нужно звонить, если начался пожар.

Повне мамаду

Это шоу еще больше раскрыло ворох образов Виктора Андриенко, а Валентина Опалева по качеству переодеваний ставит в один ряд с Бенни Хиллом. Многие сверстники завидовали Василию Бендасу, который играл мажора – жизнь в шоколаде, ездит за рулем “Мерседеса”. Правда, потом оказалось, что Василий взрослый мужчина, а не ребенок, но “Мерседес” все равно классный.

С первых секунд припева “Мамаду” группы “Манго-Манго” ты отчетливо понимал, что нужно бросать чай и хлеб с маслом и бежать смотреть на перипетии сержанта Петренко с вечным “нарушаем-нарушаем” или траблы Задунайского на зелёном “Запорожце” (поняли аналогию с “Запорожцем за Дунаем” Гулак-Артемовского?). Правда, надолго о хлебе с маслом забыть не удавалось, ведь у продавщицы в буфете продавались уж слишком аппетитные бутерброды с заветренной колбасой.

Польза: мы узнали, что гаишники берут взятки.

3х4 – найкумедніше домашнє відео

Без сомнений, наш первый ютуб. Подписаться на него было сложно, а вот запомнить, когда Анатолий Дяченко появится в эфире, – нет. Мы тогда еще не знали о фейлах и компиляциях, но во всю ухахатывались над прародителями ютуберских бестселлеров.
Сейчас мы можем открыть видеохостинг в любую секунду, а тогда нельзя было пропустить ни одного выпуска, чтобы потом можно было обсуждать подборки с попугаями или падения на семейных застольях.

Польза: мы узнали, что нам домой нужна VHS-камера.

Каламбур

Скетч-шоу, которое мы по праву заслужили. Скорей всего, герои зарисовок “Каламбура” наименее похожи на наших соседей, близких и друзей, поэтому им было сложнее вызвать сопереживание. Но и Дринкинс, и дама из деревни и даже Херр Майор выглядели не выдумкой, а просто людьми, которых только предстоит встретить.

Хочется верить, что “Каламбур” остался единственным журналом видеокомиксов в истории телевидения. Многогранный, но в то же время простой, как досуг байкера из бара (выпить ведро водки, позажимать официантку и подраться), мир не отпускал ни на единую секунду. И только благодаря рекламе мы могли посетить туалетную комнату.

В тройке рейтинга страхов детства есть и заставка “Крутого пике”, которую приходилось избегать, как и “Довгоносиков”. А изображение мисс Мурпл в ужасности совсем немножко проигрывает Пугалу Киллиана Мерфи из “Бэтмена”. Зато музыка из “Деревни дураков” написана богами озвучивания любых смешных видео с пьяными людьми.

Польза: мы узнали, что не стоит унывать в любой ситуации. Даже когда вы падаете в самолете или застряли в Африке в душном танке.

Маски-шоу

Жорику Делиеву и Ко удалось создать проект с шутками, понятными для всех. Это был какой-то акустический юмор с кладезем смешных звуков. Кажется,”маски” придумали все смешные звуки планеты. А герои отыгрывали так мастерски, что смешно пересматривать шоу даже в 1000-й раз.

Эпизоды в поезде, на войне, на Диком Западе или в деревне только подтверждают высокий класс актеров труппы. Делиев приправлял пирог свежих идей одесского юмора кремом из смешной озвучки и посыпал легкой эротикой от Бузько и Бледанс, что позволило шоу занять особо теплое место в наших сердцах. А “тумба-ту-тумба” возвысилась по узнаваемости до “Времен года” Вивальди или Seven Nation Army от White Stripes.

Польза: мы узнали, что некоторые вещи понятны и без слов.

Золотий гусак

Как говорил Эврипид, “у истины всегда простые речи”. Кто знает, возможно, этим правилом руководствовался президент клуба “Золотий гусак” Илья Ноябрев при создании этого юниона. Может, рукописи и не горят, но в открытом доступе не найти сценарного плана проекта, который попал на украинское телевидение почти 20 лет назад. Но можно предположить, что, когда авторы объясняли телепродюсерам, о чем будет передача, то выглядело все просто. Давайте представим:

– Приходят в кабак украинец, русский и Лери Винн, – начал Илья Яковлевич.

– И давай травить анекдоты о евреях, – разразился смехом на весь телецентр Анатолий Дяченко.

Идея собраться и рассказывать анекдоты выстрелила, сделав “Золотой гусак” одной из самых полезных телеэнциклопедий своего времени. Даже больше – программа и сейчас не утратила актуальности. Ноябрев не опередил время – он создал вечное шоу.

Каждый герой рассказывал самые разные истории в свойственной манере: Быстряков музыкально жестикулировал, Дяченко играл, как Клинт Иствуд, Черкасский рассказывал “на возрасте, на уважении”, а Чигляев тараторил во всю глотку, будто зная, что вы ржете и можете что-то пропустить. Формат застолья на 15000% воплотил в жизнь так называемую “магию телевидения”. Это не какие-то там зеки из “Джентльменов удачи” и даже не “Полицейский из Беверли-Хиллс” – здесь за столом наши соседи, дяди, дяди друзей, которые могли выучить на память “Войну и мир”, но использовали мозг по назначению – запоминали терабайты анекдотов.

Польза: мы стали лучшими людьми.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь