Cпецпроекты

«Золотий гусак», «Маски-шоу», «Каламбур» и другие: как смешные программы 90-х воспитали нас лучшими людьми


1 2548 197

Наше поколение росло в замечательных условиях — интернета не было, а из развлечений только улица, книги и телевидение. Каналов было немного, поэтому уровень развития у нас был примерно одинаковым. Все боялись заставку телекомпании «ВИД», не могли произнести имя Валдиса Пельша и любили отгадывать слова с Леонидом Якубовичем.

Но среди этих телепрограмм можно выделить вселенную, которая благодатно повлияла на наш эмоциональный интеллект. Это украинские юмористические передачи 90-х. По развитию героев они дадут фору любым марвеловским блокбастерам, а некоторые эпизоды поражали неожиданностью на уровне бэтменовской трилогии Нолана.

Джентльмен-шоу

Олег Филимонов с друзьями возвел одесский юморной вайб в устойчивую величину, популяризировав этот символ Южной Пальмиры. Перевоплощения Школьника и Гоппа, усы Хаита и лысина Царёва стали атрибутами отличного вечера. Школьники, одев шарфики на пиджаки, прозывались джентльменами, мальчики в майках жителями коммунальной квартиры, а все самые модные были корешами. Благодаря «Джентльмен-шоу» мы впервые узнали о телефонном терроризме, высокой моде и компьютерной графике для заставок.

Польза: мы узнали, как выглядят джентльмены.

«Скрытая камера» с Сергеем Сивохо

Наши первые розыгрыши, когда взрослые еще пили водку «Олимп», а Сергей Сивохо был не судьей «Лиги Смеха», а кавээнщиком, который знал, «как стать звездой».

Безразмерные блестящие пиджаки, хвостик и хихиканье зала — не все шутки были понятны детскому уму, но выглядело красиво. Только повзрослев, можно оценить, какой вклад сделали создатели шоу, ведь каждый раз, когда мы попадаем в максимально нелепую ситуацию, начинаем осматриваться по сторонам — а не в «Скрытую камеру» ли мы попали?

Польза: мы узнали, что водка в паре с соком является спонсором невероятно смешных ситуаций.

Шоу довгоносиків

Заставка этой программы по ужасающему саспенсу и саундтреку находится на одном уровне с телекомпанией «ВИД». Даже если сейчас попробовать отыскать выпуски «Долгоносиков», то от самой мелодии в голове рисуются воспоминания о детском страхе, когда с закрытыми глазами бежишь выключать телевизор, чтобы потом не снились кошмары.

Странно представить, что шоу, построенное на юморе с таким уровнем абсурда, продержалось 70 эпизодов на украинском телевидении конца девяностых. Приятно отметить, что решение о закрытии проекта авторы приняли самостоятельно, боясь исписаться. В итоге «Довгоносики» не стали вымученными, а мы получили еще одно крутое шоу.

Польза: мы узнали, куда нужно звонить, если начался пожар.

Повне мамаду

Это шоу еще больше раскрыло ворох образов Виктора Андриенко, а Валентина Опалева по качеству переодеваний ставит в один ряд с Бенни Хиллом. Многие сверстники завидовали Василию Бендасу, который играл мажора — жизнь в шоколаде, ездит за рулем «Мерседеса». Правда, потом оказалось, что Василий взрослый мужчина, а не ребенок, но «Мерседес» все равно классный.

С первых секунд припева «Мамаду» группы «Манго-Манго» ты отчетливо понимал, что нужно бросать чай и хлеб с маслом и бежать смотреть на перипетии сержанта Петренко с вечным «нарушаем-нарушаем» или траблы Задунайского на зелёном «Запорожце» (поняли аналогию с «Запорожцем за Дунаем» Гулак-Артемовского?). Правда, надолго о хлебе с маслом забыть не удавалось, ведь у продавщицы в буфете продавались уж слишком аппетитные бутерброды с заветренной колбасой.

Польза: мы узнали, что гаишники берут взятки.

3х4 — найкумедніше домашнє відео

Без сомнений, наш первый ютуб. Подписаться на него было сложно, а вот запомнить, когда Анатолий Дяченко появится в эфире, — нет. Мы тогда еще не знали о фейлах и компиляциях, но во всю ухахатывались над прародителями ютуберских бестселлеров.
Сейчас мы можем открыть видеохостинг в любую секунду, а тогда нельзя было пропустить ни одного выпуска, чтобы потом можно было обсуждать подборки с попугаями или падения на семейных застольях.

Польза: мы узнали, что нам домой нужна VHS-камера.

Каламбур

Скетч-шоу, которое мы по праву заслужили. Скорей всего, герои зарисовок «Каламбура» наименее похожи на наших соседей, близких и друзей, поэтому им было сложнее вызвать сопереживание. Но и Дринкинс, и дама из деревни и даже Херр Майор выглядели не выдумкой, а просто людьми, которых только предстоит встретить.

Хочется верить, что «Каламбур» остался единственным журналом видеокомиксов в истории телевидения. Многогранный, но в то же время простой, как досуг байкера из бара (выпить ведро водки, позажимать официантку и подраться), мир не отпускал ни на единую секунду. И только благодаря рекламе мы могли посетить туалетную комнату.

В тройке рейтинга страхов детства есть и заставка «Крутого пике», которую приходилось избегать, как и «Довгоносиков». А изображение мисс Мурпл в ужасности совсем немножко проигрывает Пугалу Киллиана Мерфи из «Бэтмена». Зато музыка из «Деревни дураков» написана богами озвучивания любых смешных видео с пьяными людьми.

Польза: мы узнали, что не стоит унывать в любой ситуации. Даже когда вы падаете в самолете или застряли в Африке в душном танке.

Маски-шоу

Жорику Делиеву и Ко удалось создать проект с шутками, понятными для всех. Это был какой-то акустический юмор с кладезем смешных звуков. Кажется,»маски» придумали все смешные звуки планеты. А герои отыгрывали так мастерски, что смешно пересматривать шоу даже в 1000-й раз.

Эпизоды в поезде, на войне, на Диком Западе или в деревне только подтверждают высокий класс актеров труппы. Делиев приправлял пирог свежих идей одесского юмора кремом из смешной озвучки и посыпал легкой эротикой от Бузько и Бледанс, что позволило шоу занять особо теплое место в наших сердцах. А «тумба-ту-тумба» возвысилась по узнаваемости до «Времен года» Вивальди или Seven Nation Army от White Stripes.

Польза: мы узнали, что некоторые вещи понятны и без слов.

Золотий гусак

Как говорил Эврипид, «у истины всегда простые речи». Кто знает, возможно, этим правилом руководствовался президент клуба «Золотий гусак» Илья Ноябрев при создании этого юниона. Может, рукописи и не горят, но в открытом доступе не найти сценарного плана проекта, который попал на украинское телевидение почти 20 лет назад. Но можно предположить, что, когда авторы объясняли телепродюсерам, о чем будет передача, то выглядело все просто. Давайте представим:

— Приходят в кабак украинец, русский и Лери Винн, — начал Илья Яковлевич.

— И давай травить анекдоты о евреях, — разразился смехом на весь телецентр Анатолий Дяченко.

Идея собраться и рассказывать анекдоты выстрелила, сделав «Золотой гусак» одной из самых полезных телеэнциклопедий своего времени. Даже больше — программа и сейчас не утратила актуальности. Ноябрев не опередил время — он создал вечное шоу.

Каждый герой рассказывал самые разные истории в свойственной манере: Быстряков музыкально жестикулировал, Дяченко играл, как Клинт Иствуд, Черкасский рассказывал «на возрасте, на уважении», а Чигляев тараторил во всю глотку, будто зная, что вы ржете и можете что-то пропустить. Формат застолья на 15000% воплотил в жизнь так называемую «магию телевидения». Это не какие-то там зеки из «Джентльменов удачи» и даже не «Полицейский из Беверли-Хиллс» — здесь за столом наши соседи, дяди, дяди друзей, которые могли выучить на память «Войну и мир», но использовали мозг по назначению — запоминали терабайты анекдотов.

Польза: мы стали лучшими людьми.

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

1 комментарий

сначала новые
по рейтингу сначала новые по хронологии
1

Автор спробував ностальгувати свою висертацію. вийшло гниленько. як можна порівнювати уйобіщний "Каламбур" з "Довгоносиками", геніальними в своїй маразматичності? і якого фройда заставка "ВИД" була страшною? автор - хлопчик, котрий виріс в каналізації і врешті-решт дістався інтернету? =)

Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: