11 мифов о йоге, в которые смешно верить в 2018 году
Асана, пранаяма, самадха и абхаяса – если эти экзотические термины вам о чем-то говорят, то вы наверняка знаете, что с 1 по 6 августа в Черноморске пройдет V Фестиваль йоги и музыки Avatar Yoga Festival.
На целую неделю черноморское побережье превратится в место, где можно будет не только валяться на пляже и купаться (хотя и это тоже), но и научиться медитировать, попеть мантры, посетить чайную церемонию, послушать лекцию, поучаствовать в мастер-классах и занятиях по арт-терапии, сходить на концерт и, в конце концов, достигнуть блаженства.
На Avatar Yoga Festival соберутся заслуженные мастера, авторы методик, руководители школ и другие специалисты по разным направлениям йоги из разных городов Украины, а также всемирно известные мастера из-за рубежа.
Накануне фестиваля мы решили подтянуть свои знания о йоге и развенчать (или подтвердить) устоявшиеся годами мифы об этой практике. Помогли нам в этом мастера и участники Avatar Yoga Festival Денис Бучма, Андрей Галицкий, Юлия Степура, Максим Цугуй и Геннадий Болгов. Они рассказали, чем йога отличается от спорта и какими физическими и духовными качествами нужно обладать, чтобы преуспеть в этой практике, а также объяснили, что же на самом деле едят, как спят и чем занимаются в свободное время настоящие йоги, как они относятся к алкоголю и поклоняются ли Будде.
Йога – это слишком легко, потому что не динамично.
Андрей Галицкий:
“Занятия йогой даже на начальном уровне – не простое увлечение. Зачастую самое сложное для новичка вовсе не физические аспекты йоги. Первая задача – побороть свою лень и приучить себя к регулярной практике, что быстро начнет приносить свои плоды. В разных школах используют как динамические и силовые подходы, так и практику, связанную с долгой статикой. Сложно и то, и другое. В первую очередь потому, что всякая практика йоги требует безупречной концентрации внимания, а добиться этого не так просто, как кажется тем, кто ни разу не попробовал”.
Юлия Степура:
“Йога – это и статические непредельные нагрузки (асаны), и динамические упражнения (вьяямы), которые задействуют разные группы мышц, делая их по-настоящему сильными. Попробуйте долго удерживать какое-либо положение тела и вы поймете, что это не так легко. Йога разнообразна и совершенно не скучна”.
Денис Бучма:
“Йога может быть сложной даже для спортсменов. Дело в том, что в йоге в основном используется статическое напряжение, тогда как в большинстве видов спорта – динамическое. В наших мышцах одни волокна отвечают за статическое напряжение, а другие – за динамическое. И если человек, к примеру, может сделать 100 отжиманий от пола (динамическое напряжение), то не факт, что он простоит в планке (свойственное для йоги упражнение со статической фиксацией) даже минуту. Хотя, казалось бы, работают одни и те же мышцы.
С другой стороны, уровень физической нагрузки в группе зависит от направления йоги и инструктора. Есть также отдельные группы для пожилых людей, группы для беременных, для начинающих и так далее. В целом йогой могут начинать заниматься люди с любым уровнем физической подготовки, но совершенствоваться в ней можно бесконечно.
Стоит отметить, что есть направления йоги, где много внимания уделяют виньясам – связкам положений, или последовательностям. Там все довольно динамично. Кроме того, есть даже отдельный режим выполнения положений тела – мала-йога, во время которого надо за вдох и выдох дважды поменять положение тела”.
Йога – это слишком сложно: надо заламывать ноги за голову и часами сидеть в одной, не самой удобной позе.
Максим Цугуй:
“Если есть ориентация на результат, то легко быть не должно. Практика призвана нести вызов. Но посильный, разумеется”.
Андрей Галицкий:
“Человек растет вместе со своими задачами. Йога – не исключение. То, что будет сложно новичку, не представляет труда (и интереса) для опытного практика. Но задача каждого этапа должна быть посильна. Разумный подход – это постепенное освоение выбранного стиля, последовательное движение от простого к сложному. А за грамотное построение занятий, выбор нагрузок и постановку задач берет ответственность учитель”.
Денис Бучма:
“Йога – это не обязательно физические упражнения. Но если говорить о работе с телом, то в йоге она все равно направлена на изменение сознания. В любом виде спорта нужны показатели – объёма мышечной массы, выполнения упражнений на время и так далее. В йоге же через тело снимают соматические блоки, восстанавливают контакт с телом, используют биохимию тела для достижения определенных состояний (яркий пример – дыхательные практики пранаямы)”.
Йога – это немужественно, потому что нельзя накачать большие «банки». Именно поэтому йогой занимаются в основном девушки или неамбициозные парни.
Андрей Галицкий:
“Йога – это и не мужественно, и не женственно. У нее другие задачи и критерии оценки. Практика йоги сталкивает нас с ограничениями, на которые мы предпочитаем закрывать глаза. Йога – это разрушитель иллюзий, это вызов, к которому готов далеко не каждый.
Самый заметный эффект от занятий йогой – это внешние изменения человека. Поскольку в современном обществе девушки чаще задумываются о своей внешности, в классы йоги приходят именно они. Однако немногие выбирают эту практику в качестве духовного пути. Хотя и мужчины, и женщины могут открыть в йоге большой потенциал личного роста”.


Денис Бучма:
“Есть много знаменитых практиков, которые пришли в йогу из спорта. Такие люди формируют свой авторский стиль, делая его вполне силовым, так что «банки» тут тоже можно накачать.
На занятиях йогой действительно больше девушек. Так же, как и в фитнес-клубах, танцевальных залах, на различных курсах и семинарах, не имеющих отношения к работе. Но это скорее потому, что девушки в принципе больше занимаются своим развитием, чем парни”.
Йоги спят стоя на голове.
Денис Бучма
“Стойка на голове – это достаточно сложная поза, которую осваивают на продвинутом уровне. Во всех направлениях йоги, даже самых силовых, уделяется много внимания расслаблению. Как я уже упоминал, одна из целей работы с телом в йоге – снятие соматических блоков, в том числе статического напряжения мышц. А любое занятие с физической нагрузкой обязательно заканчивается шавасаной – позой для расслабления, лежа на спине”.
Андрей Галицкий:
“Есть различие между практикующими аскетами, которые живут в уединенных местах и полностью посвящают свою жизнь практике йоги, и людьми, которые живут в социуме и занимаются йогой. Первые спят, бодрствуют и выстраивают свою жизнь согласно своим целям. Если среди них есть сон на голове, значит, йог будет это делать. Хотя представить себе это весьма сложно. Для обычного человека, который занимается йогой в качестве хобби, нет нужды в подобных изощрениях, поэтому спать он может так, как захочет”.
Все йоги – веганы или сидят на специальных диетах.
Денис Бучма:
“Поскольку у нас йога стала массово популярной через спорт, ее рассматривают в каком-то странном симбиозе со стретчингом, фитнесом, веганством, сыроедением, моноедением и еще чем угодно. Но традиционная йога не имеет никакого отношения к веганству. В ней есть предписания о вегетарианстве, но даже в Индии далеко не все йоги вегетарианцы”.
Геннадий Болгов:
“Вопрос питания относится к маркетинговым стратегиям. Хотя на самом деле человеку нужна совсем простая еда и в довольно небольших количествах.
Да, в традиционной йоге придерживаются вегетарианства, чтобы не причинять вреда живым существам. Но в обычной жизни, как и в обычной йоге, каждый сам придумывает себе систему питания”.


Андрей Галицкий:
“Разумно выстраивать свое питание таким образом, чтобы пища была полноценной, насыщала, легко усваивалась и выводилась. Все очень индивидуально, и тут неважно – йог ты или нет. Для кого-то веганство или вегетарианство на определенном этапе жизни становится оптимальным выбором. Каждому человеку следует подбирать еду и образ жизни для себя, учитывая как наследственные факторы (национальные, семейные традиции), так и время года, климат, возраст и текущее состояние. Здесь нет места категоричным установкам.
Йоги – это те, кто практикуют йогу. Регулярно и последовательно. Остальное – вторично. С развитием уровня осознанности и внимания к себе практика будет менять как пищевые привычки, так и привычки образа жизни. Секрет оптимального питания в первую очередь заключается в разумном ограничении количества съедаемой пищи”.
Йога – это религия. Хотя нет. Это секта!
Юлия Степура:
“Йога – это философия и система здорового образа жизни, правильного отношения к окружающим и природе”.
Андрей Галицкий:
“Йога скорее относится к философским, чем к религиозным системам. Несмотря на то, что она базируется на глубокой эзотерической составляющей, предлагающей и объяснение мироустройства и места человека в нем, йога не предлагает своим адептам религиозные обряды, верования и прочие атрибуты религии. Более того, для верующего человека, воспитанного в определенных религиозных традициях, вполне допускается использование молитв и ритуалов своей религии для настройки себя на более восприимчивый уровень и достижение резонанса с более тонкими энергиями перед практикой”.
Максим Цугуй:
“Зависит от отношения. Лично для меня йога – это просто инструмент, повышающий качество жизни”.
Денис Бучма:
“С одной стороны, йога – это состояние покоя, баланс, внутренний баланс, а с другой –система техник, ведущих к этому состоянию. Так как йога появилась и развивалась в Индии, она пропитана символикой индуизма. Но она не является частью индуизма и вообще религией. Методы йоги направлены на изучение и изменение себя”.
Йоги поклоняются Будде.
Андрей Галицкий:
“Буддизм – это религия, которая в некоторых случаях использует терминологию йоги, но ставит перед адептом несколько другие задачи и оперирует другими методиками. Занятия йогой не требуют приобщения к какой-либо религиозной конфессии, традиции монашеского ордена и т. п. Что не мешает исповедующему буддизм включить в свою жизнь практику йоги, и наоборот”.
Максим Цугуй:
“Не нужно делать обрезание, чтобы просто поесть хумуса. Так же и в йоге: асаны действуют одинаково на представителей всех конфессий, а также на атеистов”.
Денис Бучма:
“Йога появилась задолго до буддизма. Даже в биографии Будды описано, что он какое-то время прожил с лесными аскетами-йогами и учился у них.
Такое заблуждение бытует, потому что последние 40 лет тибетский буддизм, в котором часть практик называется йогой, получил сильное распространение по всему миру. Но к традиционной индийской йоге это не имеет никакого отношения”.
Чтобы вступить в ряды йогов, надо пройти посвящение и получить благословение мастера.
Андрей Галицкий:
“Если не воспринимать йогу как физкультуру, то да. Необходима передача. Это и передача знания, где учитель не только знакомит ученика с определенным подходом, но и адаптирует практику под его конкретные особенности. И передача искры, то есть того, что живет в учителе. Однако речь здесь не о каком-то ритуале. Достаточно того, чтобы учитель принял ученика, дал указания по практике и вел по избранному пути. Дальше – дело рук (и не только) самого практикующего. Чтобы посаженное учителем семя взросло, требуется и предварительная подготовка почвы, и последующий уход за ней. Практикуя должным образом, ученик сонастраивает себя с мастером и с системой, чтобы войти в резонанс с учением, становясь его носителем”.
Денис Бучма:
“Традиционно в Индии так и было – но это совсем другая история. Нужно сразу оговорить разницу в терминах «гуру» и «инструктор йоги». Гуру – это традиционный носитель йоги в Индии. Он считается реализованным мастером, который «видит» ученика насквозь. Взаимоотношения гуру–ученик – это когда ученик доверяется мастеру, а мастер берет на себя ответственность за жизнь ученика. Церемония инициации в ученики является таким посвящением. Но гуру есть лишь у незначительного процента людей, практикующих йогу, ведь надо быть готовым доверить свою жизнь другому человеку.
На Западе большинство людей занимаются с инструкторами йоги. Инструктор йоги – это в каком-то смысле «старший товарищ». Это такой же, как и вы, человек, просто посвятивший много времени и внимания изучению йоги и имеющий на этом пути опыт, которым готов делиться”.
Геннадий Болгов:
“Если заменить мастер на гуру, то в традиционной йоге все так и есть. Практика йоги предполагает парампару – линию передачи знания, практики, где необходимо благословение. В современной же йоге нет этой передачи и не нужно никаких обещаний, кроме желания хотя бы немного измениться или хотя бы встать с дивана”.


Чтобы заниматься йогой, надо обладать природной гибкостью.
Максим Цугуй:
“Скорее наоборот – йога нужна для развития гибкости. Кто гибкий от природы, может вполне обойтись и без йоги”.
Денис Бучма:
“Конечно, многие жители Азии с детства могут сесть в ту же позу лотоса или сидеть по-турецки. Но это связано не с занятиями йогой, а с тем, что до недавних пор у них не было стульев. А у многих нет и сегодня. Они сидят просто на циновках, поэтому у них раскрыты тазобедренные суставы и растянуты связки ног.
На Западе же из-за повсеместного использования стульев людям порой просто тяжело просидеть на полу полчаса в любом положении. Но гибкость, как и любой физический навык, – это вопрос практики и количества подходов, а не «хорошей кармы”.
Юлия Степура:
“Если заниматься каждый день, то гибкость появится. Притом не только тела, но и ума”.
Йоги не отмечают общепринятые праздники и не употребляют алкоголь.
Денис Бучма:
“В йоге много внимания уделяется работе со своим сознанием: отслеживание шаблонов мышления и поведения, изучение мотиваций, выявление своих собственных идей, ценностей и мотиваций и отделение их от привнесенных извне, внушенных и навязанных. Так что, я бы сказал, что скорее йог может по своему желанию, делая в эту сторону осознанный выбор, праздновать или не праздновать общепринятые праздники, употреблять или нет алкоголь. Большинство же людей совершают это «автоматически» – как социально одобренный и закрепленный ритуал”.
Андрей Галицкий:
“Все, кто занимаются йогой, это, в первую очередь, люди, которые, как и остальные, сами решают, как выстраивать свой образ жизни, с кем и как общаться, что употреблять и от чего отказаться. Регулярная практика, несомненно, накладывает отпечаток на всю жизнь, меняя привычки и приоритеты. Но и это результат нашего осознанного выбора”.
У йогов никогда не бывает нервных срывов, злости, конфликтов с окружающим миром.
Геннадий Болгов:
“Бывают, конечно. Даже инструкторы йоги – это такие же, как и все, люди, которые и злятся, и переживают, может, даже сильнее, чем другие”.
Денис Бучма:
“Йоги выполняют определенные упражнения, одной из целей которых является контроль своих эмоций. Однако собственно контроль – это цель, которой достигают единицы. В целом же йоги – люди как люди, добрые и злые, коварные и честные”.
Андрей Галицкий:
“Ничто человеческое им не чуждо, в том числе и разнообразные слабости. Другой вопрос, что в процессе занятий мы научаемся менять не только свое самочувствие, но и психическое состояние нужным нам образом. Регулярная практика успокаивает ум, и в конечном итоге степень нервозности и конфликтности снижается. Человек начинает принимать действительность и себя такими, как они есть. А причина возникновения злости и агрессии уходит”.
Фото: Наталья Высоцкая