«В Apple передумали». Украинские топ-менеджеры о том, как успехи оборачиваются факапами и что с этим делать
У всех нас случаются провалы. Но как извлечь из них пользу для себя и бизнеса? 19 июля в UNIT.City пройдет Hrabli Battle. Приглашенные эксперты, среди которых CEO Delfast Данил Тонкопий, COO Competera Александр Сазонов и CEO Concepter Влад Тисленко, расскажут, как негативный опыт превратить в положительный. Вы сможете посмотреть трансляцию на bit.LIVE
Вместе с UNIT.City мы узнали у спикеров, как их истории успеха оказывались факапами и что в таких случаях делать, чтобы спасти ситуацию.
Данил Тонкопий, СЕО Delfast
В 2011 году я запустил сервис отзывов о заведениях best.ua. Мы продавали платные пакеты рекламы ресторанам, гостиницам, фитнес-залам, салонам красоты и другим заведениям Киева.
Затем мы узнали, что в Америке очень популярен сервис бронирования столиков в ресторанах OpenTable, и воодушевились сделать аналогичный сервис в Украине. Нашли людей, которые помогли нам разработать и запустить кнопку “забронировать столик”. Потом выбрали 20 лучших ресторанов для пробного запуска.
На создание и тестирование кнопки мы потратили 4 месяца. Оказалось, что это целая система управления столиками. Ведь администратору нужно перестать записывать брони в блокноте и научиться работать в новой системе. Ее нам тоже пришлось создать самим.
Мы подключили SMS-информирование.
Мы придумали устойчивую бизнес-модель, по которой ресторан платит нам 10 гривен за одного пришедшего клиента.
Через полгода наступил день “икс” — мы разместили кнопку на сайте. И… за месяц ею воспользовались 20 человек. Мы выяснили, что люди не доверяют кнопке.
Все привыкли бронировать, позвонив в ресторан. Сначала мы сделали хитрый ход — убрали номера телефонов с сайтов, где стоит кнопка. Но рестораны справедливо возмутились, что клиенты – не заслуга кнопки, просто у них теперь нет выбора. Тогда мы занялись продвижением кнопки. Через пару месяцев реклама дала свои неожиданные плоды: у нас появились конкуренты и мы получали 10 заказов за месяц вместо 20-ти.
Мы закрыли проект. Через полгода, общаясь с инвестором из Берлина, я рассказал эту историю. Он спросил, почему же мы не использовали open-source-кнопку. Так мы могли бы проверить, есть ли спрос на услугу, прежде чем приступать к разработке.После еще нескольких безуспешных попыток реанимировать проект мы поняли, что в Киеве люди попросту не бронируют столики в ресторанах. В этом нет необходимости.
Можно было избежать потери времени, нервов и денег. Используя чужую кнопку, мы бы за пару недель узнали, что в Киеве наш продукт не нужен.
С тех пор я никогда, никогда не начинаю проект с разработки. Я проверяю спрос и пытаюсь понять, нужен ли продукт кому-то, кроме меня. Сначала — продажи, и только потом — разработка.
Александр Сазонов, СОО Competera
Четыре с половиной года назад наша компания покрывала потребности клиентов любого размера — от малого до очень крупного, чему мы были невероятно рады, так как считали, что весь ритейл — это наши клиенты.
Со временем мы начали получать кастом-запросы от клиентов разного размера. Запросы эти было очень сложно унифицировать, так как потребности клиентов не совпадали.
Мы просто перестали продавать наше решение маленькому ритейлу и сфокусировались на запросах большого.
Сейчас я думаю, что этой ошибки можно было избежать.
.
Влад Тисленко, СЕО Concepter
Мало кто знает, но мы общались с Apple о поставках первой версии вспышки для смартфонов iblazr. Более того, мы даже получили заказ для Apple Store USA.
Тогда мы только начинали — было крайне сложно найти деньги на производство 10 000 устройств и суметь поставить их вовремя. С горем пополам мы смогли это сделать и отправили партию нашему дистрибьютору в США.
Пока продукт летел в Америку, мы получили письмо от Apple. Если вкратце, то там было написано, что они передумали.
Сказать, что это был фейл – ничего не сказать. Но мы сконцентрировались на продажах в других каналах и смогли выкарабкаться из этой ситуации. С тех пор мы считаем сделку успешной только с того момента, как деньги появляются на нашем счете. Любые договоренности до перечисления денег могут сорваться. Если вы попали в похожую ситуацию, то просто продолжайте продавать.
Фото предоставлены спикерами