Спецпроєкти

Как фотографии потеряли свою ценность и что нам с этим делать

Вспомните, как в детстве вы часами перелистывали тяжелые страницы альбомов с фотографиями дальних и близких родственников. Фото были способом удержать воспоминания, сохранить образы тех, кто уже покинул этот мир. Но сейчас все изменилось. 

История современной камеры связана с нашим желанием создавать, записывать, помнить. Камера начала придавать новый смысл ностальгии в 1888 году, когда Kodak выпустил маленькую и простую камеру для любителей. “Вы нажимаете кнопку, а мы делаем все остальное”. Фотокамера быстро стала незаменимой для того, чтобы фиксировать важные события в жизни и хранить воспоминания.

Смартфоны со встроенными камерами за последние десять лет позволили нам создать больше фотографий, чем когда-либо ранее. В 2017 году было сделано 1,2 трлн фото, а более чем 3 млрд изображений люди делились в социальных сетях каждый день. Наши фотографии теперь могут сразу же говорить с миром, а воспоминания воспроизводятся в режиме реального времени.

Но мало кто мог предположить, что наши отношения с фотографией станут настолько интимными.

Одержимость фиксацией всего, что происходит в наших жизнях, похоже, даже влияет на то, как мы воспринимаем и запоминаем окружающий мир. Мы видим все больше событий только через объектив камеры и все больше времени проводим, уставившись в смартфоны и разглядывая мгновения чужих жизней.

Телефоны и восприятие идут рука об руку. Мы идем по миру в поиске моментов. которые хотелось бы запечатлеть, а это, в свою очередь, формирует то, как мы воспринимаем окружающее. Учитывая, сколько фото мы сейчас делаем, неудивительно, что некоторые волнуются, что это влияет на “реальную жизнь”.

Многим из нас уже давно советуют отложить телефоны и интересоваться тем, что происходит за их пределами. Но теперь это не пустые слова, тому есть научное подтверждение. Исследователи обнаружили, что привычка постоянно пользоваться социальными сетями может повредить тому, как наш мозг сохраняет воспоминания. Исследования 2018 года подтвердили, что люди хуже запоминали те объекты, которые они фотографируют, чем те, на которые просто смотрят. Это явление известно под названием «эффект ухудшения памяти во время фотосъемки» (photo-taking-impairment effect) и впервые было зафиксировано в 2014 году.

Ученые выяснили, что запоминание посредством фотографий может затмить другие формы восприятия. Если мы смотрим на события реального мира через объектив камеры и с помощью наших экранов, мы воспринимаем только часть. Другими словами, пока мы увлечены восприятием визуальной информации, мы пропускаем другие важные сенсорные данные.

Фотосъемка также может быть формой когнитивной разгрузки. Убедившись в том, что наш гаджет выполняет “тяжелую работу” по запоминанию информации, мы даже не пытаемся запомнить что-то. 

Но по большей части мы фотографируем вовсе не для того, чтобы запоминать детали. Помогая нам фиксировать моменты нашей жизни, обилие фотографий и платформ, на которых мы их видим, одновременно способствует тому, чтобы мы их забывали.

Фото стали чем-то эфемерным — мы видим бесконечные ленты фотографий, не заостряя внимание на большинстве из них. Получается, что фотография вернулась к своим истокам. В 1290 году Арно де Вильнев собрал небольшую группу людей в затемненной комнате. Все они сгрудились вокруг небольшого пятна света на стене — на нее проецировалось изображение, оно не было ярким или четким, но этого было достаточно. чтобы представить в своем воображении сцены войны или, позднее, охоты. Вильнев был физиком, а в свободное время он устраивал такие шоу. Своим зрителям он казался волшебником. Но на самом деле он был предшественником фотографов и использовал камеру-обскуру.  

Вспомните фото ваших родителей или бабушек — не всегда удачные, они все равно всегда были семейным достоянием и до сих пор хранят воспоминания о давно ушедших временах.

Однако чем легче становилось создавать фотографии и делиться ими, тем менее ценными стали снимки. Сейчас мы перекормлены ностальгией, и нам все равно, как выглядят фото, которые мы проскроллили. Неудивительно, что наши ленты в соцсетях работают на основе алгоритмов, которые помогают нам решить, что действительно важно видеть.

Тем не менее Snapchat и другие подобные приложения, где фото и видео быстро исчезают, могут подарить фотографиям новый смысл. Натан Юргенсон, автор книги The Social Photo, еще в 2013 году написал, что эфемерные фотографии — это ответ на обилие снимков. Временные фотографии, по словам Юргенсона, «вдохновляют память, потому что приветствуют возможность забывания».

Фотографии меняют свою суть, переставая быть способом хранить воспоминания. Теперь фотографии — это способ зафиксировать что-то актуальное в настоящий момент, чтобы немедленно это показать и обсудить.

Источник: Medium

Изображения: Unsplash

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Теги:
Ми в Телеграмі
підписуйтесь