Спецпроєкти

12 причин, почему «Друзья» — самый крутой сериал на свете


Выражаем свою любовь одному из главных телевизионных шоу современности, которому мы обязаны по гроб жизни. И рассказываем, какие важные жизненные уроки преподали нам герои «Друзей».

Каждый из главных героев «Друзей» воспроизводит довольно важный и популярный типаж так называемого поколения X (Generation X) — термина, впервые озвученного писателем Дугласом Коуплендом. За внешним благополучным фасадом в сериале можно разглядеть историю «потерянного поколения» бывших хиппи, которые пренебрегли «вечными ценностями» своих родителей ради нового будущего.

«Друзья» впервые продемонстрировали массовой аудитории важную социальную перемену. Раньше ключевым элементом американского общества была семья (и соответствующие ценности). В 90-х на их место пришли различные мини-сообщества, создаваемые молодежью, — с тех пор это новшество было взято за правило.

Это сейчас, во времена так называемого Peak TV, мы не удивляемся, когда очередной именитый кинорежиссер (от Дэвида Финчера до Вуди Аллена) берется за сериал или же туда приглашается на главную роль какая-нибудь кинозвезда первого эшелона (до сих пор не можем оправиться от роли Мэттью Макконахи в «Настоящем детективе»). Во времена «Друзей» такое было в новинку. И именно «Друзья» были одним из первых сериалов, в которых регулярно стали появляться голливудские звезды с непревзойденными запоминающимися камео: Брюс Уиллис, Джулия Робертс, Гэри Олдмэн, Брэд Питт и многие другие.

«Друзей» нередко обвиняют в беспечности и излишней оптимистичности сюжета. Но это не соответствует истине. Фанатам сериала известно, что в «Друзьях» хватало критики современного общества и «проблематичных тем», просто для этого использовалась мягкая и ненавязчивая форма. Что, к слову, требовало от создателей шоу гораздо более тонкой работы. Например, бывшая жена Росса, которая осознала, что она лесбиянка, и развелась с ним — эта тема неоднократно поднималась в сюжете с четко расставленными антигомофобными акцентами. Рэйчел: в седьмом сезоне она нанимает себе молодого симпатичного ассистента по имени Тэг только для того, чтобы затем отправиться с ним на свидание — практически хрестоматийный сюжет для сексуального харассмента. А еще фэт-шейминг Моники, встреча Чендлера со своим отцом-трансгендером — и это мы не вспоминали моральных уроков из одной длинной истории взаимоотношений Росса и Рейчел.

«Друзья» и их незабываемые посиделки в Central Perk научили нас ходить в кафе вместе и обсуждать все на свете — ввели на это моду, тем самым разнообразив наш досуг.

Между актерами существовала необычная «химия», плотная связь, которая заметно добавляла сериалу популярности и теплоты. И это не было искусственной задумкой: во времена съемок первых сезонов актерский состав «Друзей» регулярно собирался перед ТВ по четвергам, чтобы посмотреть новую серию (совсем как реальные друзья); Джоуи, Росс и Чендлер вместе ездили в Европу; а Дженнифер Энистон и вовсе стала крестной матерью дочери Кортни Кокс.

«Друзья» изменили ситкомовский ландшафт, который до этого десятилетиями был довольно однообразным: комедия положений, вращавшаяся вокруг семьи, влюбленных героев или же рабочего места. Сериал продемонстрировал новый тип связи, отношений между персонажами — это была опять-таки семья, но уже совершенно иного типа. Шестеро «двадцатилетних», которые жить друг без друга не могут и ищут свое место под солнцем — такого рафинированное эфирное ТВ еще не видело.

Кто-то, конечно, может вспомнить сериал «Сайнфелд», стартовавший на 10 лет раньше. Но гений «Сайнфелда» был как раз-таки довольно четко определен — это было, выражаясь словами создателя, «шоу ни о чем», в котором все коллизии и взаимосвязи между персонажами возникали буквально из ниоткуда, не подчиняясь никаким правилам. «Друзья» же, формально действуя в рамках, в действительности разрушили их до основания. И стали настоящей ролевой моделью для всех остальных ситкомов.

Культовые слова и фразочки, которые обогатили наш лексикон. «Джоуи не делится едой!» или «Я Чендлер, я шучу, когда чувствую себя не в своей тарелке» — это только вершина айсберга.

Рейчел как ролевая модель. По тому, как менялись ее прически, привычки, настроения и одежда (Дженнифер Энистон сменила 703 наряда за время съемок в сериале), можно без особых затруднений отследить главные модные тенденции Америки за целое десятилетие. В принципе слова о «ролевой модели» справедливы по отношению и к другим героям: Фиби, которая выросла на улице; Джои и его семь сестер; Чендлер и его детская травма из-за отца, который ушел к другому мужчине; Моника, которая переросла свои комплексы по поводу внешности и избыточного веса. Под “Друзей” подходит абсолютно любая жизненная парадигма. 

Ни минуты без смешной шутки или забавного панчлайна (не верите? засеките сами!). Над «Друзьями» работала поистине гениальная команда сценаристов, которая не могла себе позволить заставить зрителя скучать — и поэтому генерировала шутки в промышленных масштабах. А закадровый смех конкретно в случае этого шоу нисколько не раздражал, а наоборот, рождал ностальгически-теплое ощущение уюта. Благодаря этому «Друзей» можно преспокойно смотреть одному даже в самом подавленном и запущенном состоянии: шоу не стареет и не портится с годами, а наоборот, «созревает», превращаясь в довольно мощный антидепрессант.

«Друзья» обучили нас искусству бытового остроумия и смолл-токов. Если раньше для нашего брата ответ на простой американский вопрос «как твои дела?» вызывал ступор и фрустрацию, то благодаря просмотру сериала мы буквально по кирпичикам учились американской общительности. Наблюдая за героями и тем, как они свободно обращаются с языком, мы вдруг осознали простую истину: вовсе не обязательно, заслышав приветственное «как дела?», напрягаться и две минуты рассказывать о своих истинных переживаниях, страданиях и ситуации на работе. Можно легко пошутить, рассказать последний забавный случай — одним словом, создать атмосферу для разговора вместо того, чтобы грузить своего собеседника по полной программе. И это было довольно важное социокультурное упражнение, которое сослужило нам впоследствии бесценную службу.

Простые, доступные и понятные каждому уроки жизни. Здесь можно было бы пройтись по каждому персонажу. Но достаточно вспомнить, скажем, социальную ситуацию Рейчел (да, мы от нее без ума).

В первых эпизодах «Друзей» можно наблюдать ее жесткую сепарацию от родителей и папиных денег, когда Рейчел переезжает к Монике и устраивается работать официанткой. Очень жизненная ситуация, правда? 

«Друзья», если говорить в общем и целом, внушили простую, но дико важную мысль о том, что ты и только ты решаешь свою судьбу. Можно жить на улице в коробке и не спиться, стать нормальным человеком. Можно ненавидеть своего отца всю жизнь, но затем простить его и пригласить на свадьбу. Можно три раза жениться (причем один раз на лесбиянке), но все равно продолжать верить в любовь. Или начать карьеру с должности официантки, а затем преспокойно уйти в модную индустрию. Да и ничто не мешает скучному клерку с вялотекущим кризисом среднего возраста плюнуть на свою карьеру и начать в 35 лет новую жизнь – в рекламе, например.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь