Как «Караоке на Майдані» изменило нашу жизнь
17 января 1999 года на телеканале «Интер» вышла необычная телепрограмма, которая изменила украинское телевидение и стала эпохальной. Речь идет о «Караоке на Майдані». В это воскресенье на телеканале СТБ выйдет юбилейный и последний выпуск программы именно на этом канале – эсэтбэшники решили не продлевать контракт.
Как говорит бессменный ведущий программы Игорь Кондратюк, он не против дальше продолжать снимать «Караоке», если удастся договориться с другим телеканалом. Пока у него есть только устные договоренности, которые контрактом назвать нельзя.
Мы решили оглянуться назад и оценить, как проект Игоря Кондратюка менял нашу жизнь, делал ее лучше и учил жизненным истинам.
Оценивали свои силы
Проект показал нам, что нужно трезво оценивать свои силы, по возможности смотреть на себя со стороны и пытаться быть поадекватнее в оценках. Благодаря эфирам мы поняли, что если ты знаешь о собственной крутости, то ты должен держаться уверенно, ведь так ты еще сильнее, никто не сможет тебя сломить.
А вот если ты еще не супер, то не стоит рвать глотку и убеждать людей в обратном своим криком. «Кесарю – кесарево, хорошим певцам – яйца». Ну а некоторым людям – пытаться не петь много в местах скопления людей.
Верили в шанс
Программа показала нам, что чудеса – не пустой звук. Действительно, можно гулять себе по Крещатику, а потом проснуться знаменитым. «Караоке», как добрая фея, из простых людей делало звезд без миллионных инвестиций. А из кого-то уже с помощью денег – суперзвезд. Но мы, подобно Шекспиру, о них не напишем.
Детище Игоря Кондратюка убедило нас, что в мире есть справедливость. Если ты крутой певец – тебе дадут денег, а потом еще сделают номер и пустят в эфир в прайм-тайм. А если нет, то просто похлопают по плечу и воодушевляюще подскажут: «В следующий раз повезет».
Любили есть яйца
Сейчас трудно вспомнить, откуда взялся миф о взаимосвязи употребления сырых яиц и вокальных способностей, но на «Майдане» он был выведен в аксиому. В школе над не самыми мастеровитыми певцами подшучивали, мол, еще мало яиц выпил. И сами иногда пробовали попеть после съеденного яйца. Эффект был ощутим, правда, с приходом интернета оказалось, что это был скорее эффект плацебо. Но какая разница, если от яиц мы пели лучше?
Стали стильными

facebook.com: Yuriy Khomyakov
У почти сайд-проекта «Караоке» программы «Шанс» была одна очень крутая черта – там работали украинские топы в мире стиля на тот момент. Ольга Навроцкая, Анна Баранка, Алексей Залевский, Руслан Захарченко и другие стали нашими проводниками в мир стиля, где даже майки в сеточку выглядели стильно, а не отвратно.
Прически, комбинации цветов и фасонов, модные лайфхаки – этот проект Кондратюка образовывал нас задолго до фешен-журналов и ФБ-страниц. На рынке, конечно, не было вещей из коллекции Залевского, но, увидев что-то похожее, уже представляли в голове, что с чем комбинировать.
Открыли эпатаж и гламур
Кто вспомнит, что именно «Шанс», который получали участники «Караоке на Майдані» открыл для нас алмаз стиля и эпатажа Дмитрия Коляденко? Тогда он только возмущал наших мам штанами с неприлично низкой мотней, а позже уже показал себя во всей красе. Но ведь это не единственное открытие в эфире.
В том же «Шансе» мы, может, не впервые услышали слово «гламур», но точно впервые нам попытались его объяснить. Конечно, сделать это лучше Кузьмы никто бы не сумел. До сих пор в памяти крутится тот момент, когда Кузьма ходил по площадке и спрашивал, что такое гламур, а на какое-то не самое полное объяснение отрезал: «Шо-то питався пукнуть, розвернувся і утік». Да и в клипе «Гламур» те дорогие нашему сердцу декорации.
Танцевали
«Караоке на Майдані» показало нам, как неловко выглядят «деревянные артисты». Раньше это казалось нормой, статичные мастодонты, как Людмила Зыкина или Муслим Магомаев, могли себе позволить иногда вальяжно покачиваться. Но с приходом проектов Игоря Васильевича в наш дом мы стали экспертами по зрелищам и оценивали, когда «не хватило шоу», а когда кто-то был слишком раскрепощен.
К тому же некоторые впервые увидели, что такое шоу-балет, а позже и услышали – обезьяна видит, обезьяна делает, все дела. Молодой Юрий Бардаш, танцы Савлепова и Боровского, постановки Димы Коляденко – это была золотая эпоха украинских танцев.
https://www.youtube.com/watch?v=K-Xvf-CXIaw
Поделились с ближним
Самым долгожданным этапом «Караоке» был сбор денег (точнее, их подсчет). Мы были маленькими, с мизерными карманными деньгами и не понимали, как взрослые люди бросают незнакомым купюры за пение. Можно было это назвать расточительством, если бы я знал тогда это слово. А когда найденный в толпе бухгалтер ошеломлял немалой суммой, то мы ее сразу переводили в чипсы, билет в аквапарк или даже плейстейшен.
Со временем мы стали понимать, что деньгами всего-навсего выражали уважение таланту и способностям певцов, да и сами стали зарабатывать, чтобы отдать без сожаления талантливому человеку энную сумму денег, чтобы он получил такой желанный титул победителя «Караоке на Майдані»
Увидели шоу-бизнес
Благодаря проектам Игоря Кондратюка мы увидели подноготную шоу-бизнеса, салон лимузина и процесс записи на студии. А Наталья Могилевская с Кузьмой фактами из реальной жизни объясняли, почему это не такая легкая работа, как кажется с дивана. Интерьер студии «З ранку до ночі» мы узнали б из 1000, а воскресный вечер без советов и смешных историй Владимира Бебешко считался потерянным.
Мы знали, что «там, где провод – это левый наушник», что «я самая лучшая, ты самая лучшая, он самый-самый лучший…», и понимали всю важность прямого эфира. Кроме того, способность победителей «Караоке на Майдані» учить быстро песни (даже на английском) подстегивала нас самих к успехам в учебе. Минусовки, постановка номера, визаж, создание образа стилистом – все делалось одновременно, и нам даже в самых забытых селах приоткрывало дверцу сияющего и гламурного мира шоу-бизнеса.
Ощутили стабильность
В вышеприведенном списке где-то 1/10 того, как «Караоке на Майдані» меняло нашу жизнь. Да, не все изменения были позитивными – некоторые зрители стали бредить идеей попасть туда и стать звездой, других участников проекта перемололи жернова бизнеса. Но во многом именно «Караоке» и его логическое продолжение в виде «Шанса» формировали наш музыкальный вкус, знакомили с миром искусства и заставляли верить в лучшее.
Но помимо всего этого, шоу дало то, чего нельзя было найти нигде, кроме «Караоке». Это ощущение стабильности в нашей неспокойной стране. Вокруг все жили на авось, никто не загадывал на годы вперед, а прогнозистов выставляли на смех, ведь они занимались бесполезным делом. Но какая б ни была ситуация, ты знал/а, что в воскресенье увидишь эту южную притягательную улыбку, услышишь ироничный баритон Игоря Васильевича и все траблы отойдут на второй план. Хотя бы на какое-то время.
И что значит, что в это воскресенье последний эфир «Караоке на Майдані» на СТБ?