Спецпроєкти

Мир плюс-сайз-моды во многом похож на общество выживших. Анна Рымаренко о бодипозитиве, хейте и семье


Анна Рымаренко – плюс-сайз-модель и вдохновляющий спикер для женщин. В 2018-м стала «Мисс Украина Plus Size» и отказалась от титула. Представляла нашу страну на международном конкурсе на Филиппинах, где стала Miss Diamond Top of the World Plus Size.

Все свое детство я играла со своей старшей сестрой, мы росли на рубеже 80−90-х, во время полного дефицита. Но родители старались – у нас были и конструкторы, и куклы, и плюшевые игрушки, но Барби у меня появилась, когда мне было 7 лет. Купить ее было невозможно, но папа очень долго был в командировке и по приезду подарил нам две куклы Барби.

Это было волшебство, какая-то магия, о подобном мы могли только мечтать. Первое время даже боялись к ним прикоснуться и только со временем поняли, что они все-таки наши. Раньше я любила делать куклам макияж фломастерами, разрисовывала волосы. А когда появилась Барби, мы отрывались по полной – мастерили наряды, а в шкафу даже построили ей квартиру.

Я до сих пор не решила окончательно, чем хочу заниматься, когда вырасту. С детства хотела быть певицей и сейчас эту мечту исполняю. Когда окончила вуз, решила: «Ты уже взрослая тетя. Какая музыка? Работаем серьезную работу». Позже поняла, что я очень несчастна, когда не пою. И вот уже второй год я развиваю свой музыкальный проект.

В 7-8 лет мне подарили прекрасную книжку «Малышам о звездах и планетах». Я очень хотела быть астрономом, могла часами изучать какие-то звезды, планеты, часовые пояса, солнечные часы. Потом оказалось, что для этого нужна математика – а я гуманитарий.

Вся моя семья врачи. Но я точно знала, что не пойду в медицину. И спасибо родителям за лояльность, они никогда не давили и не говорили, что нужно продолжать династию. Я до 11-го класса не знала, куда пойти, разрывалась между туризмом и языками, а потом внезапно поняла, что еще есть психология. Туда и поступила.

Родители поддержали мой выбор. Я вообще считаю, что лучше счастливый художник, чем несчастный юрист. Ведь очень часто в прагматичных семьях финансистов, юристов, врачей рождаются творческие дети, и им очень тяжело. Даже родителям тяжело – они не понимают, как их дети устроены. Для родителя сфера, в которой он работает, знакома. Там все понятно, безопасно, даже если будут какие-то проблемы, есть уже проверенные способы, как это все решать. Тяжело принять, что твой ребенок хочет уйти в неизвестность, туда, где ты не сможешь ему помочь. Но очень важно понять, что невозможно всю жизнь притворяться.

Я восторгаюсь тем, что сейчас делает Барби. Этот посыл, что ты можешь быть какой угодно, такой empowerment − это прям вау. Как и Барби, я в своей жизни меняла и сочетала очень разные занятия. И у меня не было такого, что нужно было выбрать что-то одно. Есть же люди-сканеры, которые не могут сосредоточиться на чем-то одном, они занимаются сразу несколькими направлениями. Вот я классический представитель таких людей.

После Майдана было очень страшно, я боялась, что, может, придется уезжать. Для подтверждения диплома психолога нужно очень много времени и сил. И язык, который у меня неидеален. Тогда я вспомнила свою детскую мечту и пошла учиться на курсы визажиста.

Бывает, в жизни не понимаешь, зачем чему-то учишься, но очень хочется это узнать. И только со временем, через несколько лет, этот пазл собирается. Так было и с моим участием в конкурсе красоты, на который я попала случайно. Запрыгнула буквально в последний вагон. И внезапно меня отобрали.

Потом была очень напряженная подготовка к конкурсу, он прошел, но были какие-то организационные проблемы – выбрали победительницу, но потом отозвали у нее корону и передали мне. В связи с тем, как все произошло, я столкнулась с огромным количеством хейта, сплетен. Это было просто ужасно.
А еще до проведения мирового конкурса Top of the World Plus Size 2018 оставалось 4 дня – сделать визы, подготовить проект, найти деньги, ведь я ездила туда за свой счет. Это был момент очень сильных эмоциональных качелей. Потому что на меня выливают поток грязи, переживают близкие, друзья собирают деньги, чтобы оплатить билеты и оргвзнос на конкурс. Сбрасывались люди, которых я не видела много лет, – бывшие преподаватели из университета, бывшие начальники, бывшие бойфренды.

На украинском этапе было больше конкуренции, ревности. Возможно, это особенности менталитета, потому что у нас женщины пока воспринимают друг друга как конкуренток. Но я над этим продолжаю работать, чтобы изменить это. А на мировом конкурсе была атмосфера просто потрясающая. Ощущение, что я не на конкурс приехала, а в пионер-лагерь с фестивальным уклоном. Организаторы нас опекали, заботились, относились как к драгоценностям.

Мы продолжаем общаться с девочками с мирового конкурса. Между нами особенные отношения, потому что мир плюс-сайз-моды во многом похож на общество выживших. Это девочки, которые не сломались, встречались с огромным количеством критики, недоброты, буллинга, но сохранили внутренний оптимизм. Победительница конкурса отлично сказала: “Плюс − это всегда позитив. Быть в обществе, где знают цену поддержке, душевному спокойствию, действительно важно и ценно”.

Я в плюс-сайз-моделинге девятый год. Начинала в 2010-м и была одной из первых профессиональных моделей. Попала в профессию случайно – работала психологом на ТВ-проекте и попалась на глаза режиссеру, который предложил выйти на подиум. Когда я туда попала, поняла, что это на 100% мое. Продолжая работать психологом, начала работать и моделью.

 

О том, что плюс-сайз-модели существуют в Украине, начали узнавать в последние года 4. Проект на «1+1» очень популяризовал профессию. До этого дизайнеры, модельные агентства мне отвечали что-то типа: «Плюс-сайз-модели? Что? Это толстые, что ли?» Люди говорили, что я должна быть худенькая, но я этот стереотип потихоньку начала рушить.

Девушкам, которые тоже хотели бы заняться моделингом, я бы посоветовала быть готовыми к горам негатива. До сих пор в нашей культуре на полном человеке разве что не висит табличка «Пни меня!». Кроме негатива, будет очень много непрошеных советов, которые часто маскируются под заботу: «Я же беспокоюсь о твоем здоровье». И если вы готовы это выдержать – велкам.

Есть стереотип, что полные люди ленивые и неспортивные. Это не так. Хочешь работать моделью – ты обязана быть в хорошей форме. Это выносливость, сила, гибкость. Ведь съемки могут длиться по 8 часов. У меня были ситуации, когда я выходила со съемок, садилась за руль и не могла ехать, потому что не было сил руки на руль положить.

Я не только психолог, но и тетя двух племянников. Они уже взрослые, но когда были совсем маленькие, у них были все игрушки, которые традиционно считались «девчачьими» – куклы, кукольные дома, посудка, плюшевые игрушки. И это в лучшую сторону сказалось на их развитии. Ведь когда мы говорим, что мальчики или девочки должны или не должны чего-то делать, когда мы запрещаем детям проявлять эмоции (например, девочкам запрещают шуметь, быстро бегать, проявлять злость) – это очень нарушает развитие человека.

Также и мамы, и бабушки боятся за парней, что они вырастут слишком мягкими, а после жалуются, что муж невнимателен, не хочет помогать по дому, не хочет и не может с детьми проводить время. Потому что традиционная гендерная социализация отрезает у мужчин огромный кусок жизни – радость быть нежным, радость дарить заботу, радость проводить время с близкими людьми. К счастью, мы уходим от того, что есть «женские» или «мужские» дела.

У нас сейчас офигенный исторический момент, когда наша культура настолько ощутимо разворачивается и меняется в сторону европейских ценностей. Но, конечно, есть огромное сопротивление некоторых слоев, которые хотели бы обратно все вернуть «в пещеру». Даже появление тех же детских игрушек, которые говорят детям: «Ты можешь быть разным/разной, но ты можешь быть счастливым/ой, ты заслуживаешь любви, ты можешь проявлять себя как комфортно, а не так, как разрешили». Хотя игрушка не заменит и не перекроет того, что ребенок получает от родителей, но она может быть крючочком, который с детства останется и потом прорастет во что-то большее.

Игрушки дают такое нужное разнообразие для детей – есть люди с разными телами, с разными ориентациями, с разными интересами, разными цветами кожи, но они все люди и все заслуживают человеческого отношения. Когда мы рассказываем ребенку, что есть разные люди, – это основа психологического здоровья, мне кажется.

За что феминистки ругали Барби? За то, что это был один стандарт красоты, у которого только отдых и развлечения на уме. И то, что компания слышит такую критику и меняется, очень круто со стороны бренда. А для детей это служит отличным напоминанием о разнообразии.

Борьба со стереотипами – очень сложный процесс. Тем более я боролась не только с внешним миром, но и с самой собой. У меня был опыт тревожного расстройства, я работала с психотерапевтом, когда поняла, что не справляюсь сама. Это были навязчивые мысли и самокритика, которые разрушают тебя, хочется просто опустить руки. Но нужно верить в себя всегда. А с такими проблемами необязательно справляться в одиночку.

У нас культура, пропитанная множеством токсических стереотипов, которые важно осознавать. Важно помнить, что плюс-сайз-девушка имеет больше ограничений. Ведь если худая девушка читает советы стилистов, то видит «в этом сезоне моден такой принт и такой фасон». А женщина плюс-сайз, какие бы модные тренды ни читала, видит «ЧТОБЫ СКРЫТЬ НЕДОСТАТКИ…». Уже идет посыл, что с тобой что-то не так, ты должна что-то прятать, должна прилагать какие-то особенные усилия для того, чтобы быть стильной.

Очень вредный стереотип гласит, что полный человек по умолчанию ленивый и нездоровый. Хотя есть такое понятие, как метаболически здоровая полнота. Когда у человека все отлично, он в хорошей форме, но остается полным. Таково его тело.

Также говорят, что если ты полная, то должна прикладывать все усилия, чтобы это исправить. Или оправдываться. Знаете, когда девочки приходят в кафе за тортиком, а полненькая девочка говорит: «Ну вообще я на диете, но вот сегодня можно». И многие полные женщины просто стесняются есть, стесняются выбирать себе одежду без оговорок «куплю, а потом похудею». Это также вредный стереотип, который заставляет откладывать жизнь на потом. Мол, есть какие-то радости жизни недоступные полным людям.

Можно отказаться от идеи, что ты обязан себя любить – ты не обязан. Начни просто относиться к себе по-человечески, по-доброму. Отслеживай самокритику, которая тебе обрезает крылья. Познакомься с собой, узнай, что ты за человек, во что ты веришь, что для тебя ценно. Какие люди тебя окружают? Это те люди, которых ты хочешь видеть рядом? Стань сам таким человеком, с которым ты хотел бы дружить. И если говорить конкретно о вопросе «Как полюбить свое тело?», то его же и необязательно любить. Его нужно принимать, осознавать, что сейчас мое тело вот такое, понимать, что я не могу сейчас сделать некоторые вещи – например, сесть на шпагат. И не огорчаться по этому поводу или решить: «А на какой черт мне этот шпагат?».

Полюбить себя – начать делать маленькие практические шаги заботы о себе. Буквально по мелочи – какую еду я ем, достаточно ли я сплю, какими людьми себя окружаю, удобно ли одеваюсь, какие мысли в моей голове. Ведь «любить» − это глагол, значит, нужно что-то делать. На семинарах я прошу участников дописать фразу «Если бы я себя любила, то …» и объяснить, что они бы делали. Часто девочки плачут, ведь понимают, что с собой обращаются как с худшим врагом.

Представь: так, как ты с собой разговариваешь, ты бы могла общаться с лучшей подругой, своим ребенком или мамой? Когда у тебя что-то не получается и ты линчуешь себя – ты бы такими выражениями вычитывала бы маму? Наверное, нет. Действительно важно начать относиться к себе так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие.

Не знаю, успешна ли моя борьба с людьми, которые нападают на таких, как я, критикуют мне подобных или других угнетенных людей в социуме. Но чем больше будет становиться людей, у которых мир в душе, тем меньше будет лазеек для токсичной критики. Если ты отказываешься играть в игру «вы меня обзываете – я оправдываюсь», то критик остается один на один с той бедой, которая творится у него в душе. Потому что от хорошей жизни ты не пойдешь рассказывать другим, какие они отвратительные.

Бодишейминг – мировая проблема. Мы это обсуждали с девочками на Top of the World Plus Size 2018. Многие из нас сталкивались с буллингом, не всегда адекватным отношением, даже в семье. Да и красивую одежду сложно найти, а особенно белье. Хотя сейчас за границей плюс-сайз-индустрия бурно развивается. В Украине пока еще мало такой одежды. 80% продукта – фасон «пані директорка» для очень солидных женщин.

Есть разные культуры более или менее толерантные к бодишеймингу. Например, на Филиппинах люди очень мягкие, абсолютно лояльные к ЛГБТ. Все наши визажисты на конкурсе были трансгендерами.

В современном мире так мало любви – постарайтесь хотя бы не уменьшать ее количество.

Сегодня дети меняют родителей. Я общаюсь с подростками и поражаюсь тому, насколько меньше у них ограничений и стереотипов. Они намного смелее и проще относятся к ошибкам. Поэтому, если бы я могла помочь реформировать систему образования, я хотела бы, чтобы детям рассказывали, что ошибки – это не страшно.

Если ты психически здоровый человек, то важно понимать, что переживать – это нормально. В первую очередь нужно отказаться от идеи, что ты всегда обязан быть на позитиве. Это очень вредная идея. В жизни есть неприятности, от них никуда не деться. Поэтому стоит перестать бояться негативных чувств, с которыми мы не знаем, как справиться, и из-за этого виним себя. Первый шаг к гармонии – признать, что я живой человек и у меня есть вся гамма эмоций, я имею право злиться, огорчаться, возмущаться, обижаться. Это нормально.

Другое дело − осознать, как мы реагируем на такие эмоции: кричим на близких, ругаем ребенка или причиняем вред себе, начинаем есть вредную еду, пить, курить и т.д. Или мы конструктивно разруливаем подобные ситуации.

Поэтому первый шаг – признать, что эмоции будут. Второй шаг – научиться познавать и понимать, что именно я сейчас чувствую. Понимать, что в этой ситуации выбивает из колеи. Ведь часто не так страшна сама ситуация, как то, что человек с собой делает.

Когда тебе плохо, спроси себя: «Что самое лучшее я могу сделать в этой ситуации?»

 

Здорово, что у модели плюс-сайз Эшли Грэм есть Барби. Она очень умная и красивая женщина, которая очень много делает для продвижения темы разнообразия. Это показывает, что Mattel продвигает Правильных Ролевых Моделей Современности.

Есть еще одна женщина, которая меня вдохновляет, и, мне кажется, она достойна дополнить линейку Барби. Меня очень вдохновляет история голливудской актрисы Хеди Ламарр. Это классическая «голливудская красавица», играла в кино, много снималась, но вообще была математиком.

А из украинок меня очень вдохновляют Джамала и Мария Бурмака. Они создают нашей стране позитивный имидж в мире, чтобы все знали, какие мы талантливые, умные, творческие.

Хочется, чтобы было меньше женской конкуренции и больше женской поддержки. Хочу, чтобы каждая девушка поняла: собственное мнение о себе более весомо, чем чье-то.

В социальных сетях амбассадор Barbie в Украине Оксана Стехина запускает флешмоб #barbiestory, в рамках которого просит девушек со всей Украины рассказать о своих историях успеха и показать, как круто быть востребованным профессионалом, счастливой женой, матерью,  лайфлавером, да кем угодно, главное – собой.

Фото: Виталий Мельник

bit.ua благодарит за партнерство ресторан Oxota Na Ovets.

 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Теги:
Ми в Телеграмі
підписуйтесь