8 уникальных памятников культуры, которые мы не спасли (и разрушили сами)
Помните, как недавно мир потрясла новость о пожаре в Соборе Парижской Богоматери. Постройку частично удалось спасти, а событие напомнило человечеству о бренности бытия и о том, что ничто не вечно. Нужно ценить то, что имеем и наслаждаться здесь и сейчас. Резонанс в СМИ и взбудораженная общественность помогли за считаные дни собрать 1 млрд евро.
Однако это далеко не единственное потрясение для мирового культурного наследия. События такого характера на Ближнем Востоке, в Африке и Азии редко попадают в объективы зарубежных СМИ, хотя трагедии и культурные потери ничуть не уступают европейским. А причиной таких событий становятся вовсе не случайная оплошность, а войны, которые не утихают в этих регионах, и бездействие местной власти.
Мы призываем вас смотреть шире и понимать больше. За пределы континента и общепринятых установок. Пострадавшее культурное наследие Сирии, Уганды и Ирака — в нашей подборке разрушенных памятников культуры.
Древняя Пальмира, Сирия
В 1980 году сирийский город Пальмира был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В нем находилось около 1000 колонн и некрополь с более чем 500 надгробными камнями, которые ежегодно привлекали в среднем 150 тысяч туристов. Точная дата основания Пальмиры неизвестна, но название встречается на дощечках XIX века до н. э. Здесь останавливались караваны, идущие от Средиземного моря на Восток и обратно. Во времена Римской империи город стал оазисом посреди пустыни — он процветал благодаря развитой торговле. Сирийцы называли Пальмиру жемчужиной пустыни, так как в ней находились наиболее хорошо сохранившиеся древнейшие памятники Ближнего Востока.
В 2011 году с новой силой вспыхнул сирийский конфликт, а в 2015-м джихадисты впервые захватили Пальмиру. Они начали систематично разрушать культурные объекты в городском центре. В марте 2016 года боевиков удалось вытеснить из центра, но в декабре они снова вернулись. Исламское государство считает, что статуи людей и животных — это богохульство, что и послужило стартом для разрушительной кампании. Джихадисты уничтожили древний храм Ваал-Шамин, атаковали Храм Бель, которому более 2000 лет, взорвали Триумфальную арку, датированную 200 годом до н.э., и разрушили башни гробниц Пальмиры. Древний амфитеатр боевики использовали как место для публичной казни, а вскоре разрушили его фасад. Они также обезглавили 82-летнего директора Пальмирского музея, «хранителя города» Халеда аль-Асаада.
Руины Вавилона, Ирак
Во время военного конфликта в Ираке на территории руин Вавилона (около 150 га) расположился военный лагерь с двумя тысячами военнослужащих. Здесь находилась древняя мостовая, существовавшая 2,5 тысячи лет, которая вела к воротам богини Иштар. Уникальный памятник архитектуры был сильно поврежден, а сама дорога была разбита танками. Почву, богатую археологическими находками, рассыпали по мешкам для того, чтобы возвести укрепления. Древний караван-сарай Х века решили использовать как полигон для уничтожения оружия и боеприпасов, что вскоре привело практически к полному разрушению здания.
Национальный музей, Рио-де-Жанейро
Нанкин, Китай
Между 220 и 589 гг. н. э. были возведены грандиозные погребальные сооружения. Их построили из зеленого кирпича, покрытого изображениями лотоса, а сами погребальные сооружения украшали гравюры китайских мастеров. Когда в 2007 году в Нанкине начали строить торговый центр ІКЕА, строители обнаружили остатки гробницы. Археологи требовали немедленно прекратить строительство, хотя бы на время, чтобы провести раскопки, однако застройщики их не послушали. Бульдозеры разрушили весь исторический комплекс, так что на этом месте сейчас стоит огромный торговый центр. Когда речь идет об интересах коррумпированных чиновников, на архитектурное наследие мало кто обращает внимание.
Древние сооружения Латинской Америки
В 2009 году состоялся перенос ралли-марафона из Европы и Африки в Южную Америку. Это стало причиной разрушения древних археологических сооружений в Чили и Аргентине. Совет по сохранению национальных памятников Аргентины в своем отчете сообщил, что четыре разрушенных памятника находятся в пустыне Атакама и регионе Кикимбо. Во время гонки была разрушена половина древнего лагеря охотников-собирателей. Из-за транспорта участников были уничтожены каменные орудия труда (наконечники стрел, копий, скребки), керамические фрагменты и человеческие останки. В пустыне Атакама раньше можно было увидеть доисторические изображения людей и животных, выложенные из камней и гальки около 5 тысяч лет назад. Геоглифам был нанесен значительный вред именно из-за проложенных дорог для ралли.
Старый город, Алеппо, Сирия
Гражданская война за последние годы забрала жизни тысяч сирийцев. Часть населения была вынуждена покинуть страну, пытаясь найти убежище в соседних государствах, где обстановка тоже более чем напряженная. В ходе войны уничтожено множество архитектурных памятников — например, мечеть ХІ века. Алеппо — один из древнейших городов мира — лежит в развалинах. Руины городов Эбла и Апамея также разграблены боевиками. Ученые предупреждают, что, если в ближайшее время война в Сирии не сбавит обороты, практически всё культурное наследие будет бесповоротно утрачено.
Пирамида Нохмуль, Белиз (Латинская Америка)
Здесь расположено древнейшее сооружение народа майя — пирамида Нохмуль, построенная около 2300 лет назад. Власти решили проложить новые дороги в стране, а для этого нужно было добыть щебень. В ходе его добычи бульдозеры уничтожили уникальный шедевр, построенный архитекторами майя, высотой 30 метров. За это несет ответственность строительная фирма D-Mar General Contracting and Development, Inc., но ее руководство от комментариев воздерживается.
Мавзолей, Уганда
Это касается тебя, потому что…
Важно помнить о том, что человек часто сам становится виной разрушения исторических памятников. Коммерческие интересы, жажда мести, этнические, религиозные, политические конфликты меняют жизнь людей и уничтожают целые регионы. Если так будет продолжаться и дальше, человечество может практически полностью лишиться культурного наследия. История циклична, поэтому ошибки прошлого могут подсказать, что следует изменить в будущем. Прежде всего — свое отношение.