Истории победителей: Павел Черепин – профессиональный гонщик, медиа-менеджер, телеведущий
Это Павел Черепин – победитель в самом прямом смысле слова. Парень, который намечтал себе в детстве быть чемпионом в ралли, пока играл в Плейстейшн, и спустя десять лет стал ролевой моделью (3D) в этой же игре.
Паша – обладатель наивысшего достижения в истории украинского автоспорта на международной арене. Он вице-чемпион мира по ралли 2015 года в классе WRC2, 10-кратный призер этапов чемпионата мира по ралли в различных классах, в том числе победитель Rally Monte Carlo, Rally Mexico, Rally Italia Sardegna в зачете WRC2. Обладатель наибольшего количества очков в абсолютном зачете WRC среди всех украинцев в истории (14, 2011-2018), а по итогам 2015 года вошел в топ-15 раллийных штурманов в мире. Вне автоспорта – успешный медиа-менеджер, генеральный продюсер студии Heroes, автор международных ТВ-форматов. В 2000-х – основатель ua-football.com, футбольный комментатор и телеведущий.
Сегодня Паша и его потрясающая история про «все могут все, если очень захотеть» – в моей серии #winners.
Телеграм-канал Тани Гринёвой со всеми интервью по ссылке, подписывайтесь: https://t.me/greenlegs.
– В детстве я был маленьким и слабым, с плохой координацией движений. Не мог поймать большой надувной мяч, зато мог на ровном месте споткнуться «о воздух» и разбить нос или колено. Общение со сверстниками тоже не особо складывалось, и комбинация из спорта и книг оказалась одновременно возможностью внешнего монолога и самореализации.
– Учился я в достаточно мажорной школе, но семья ученых в Украине начала 90-х – это точно не про мажорное детство. Многие мои одноклассники были в модных джинсах, с яркими рюкзаками и пеналами, а я мог прийти, например, с дедушкиным дипломатом или в старомодном плаще, доставшемся от дяди. Донашивать вещи было для меня тогда абсолютной нормой. Это была такая хорошая школа жизни, но было много того, что сейчас называется «буллинг» – дети часто бывают жестокими, сами того не понимая. Из-за этого в школе я часто дрался, причем часто начинал первым, – атаковал, чтобы не защищаться. Отдушиной были футбол и чтение, играть мог в буквальном смысле от рассвета и до заката, а читать – от заката до рассвета.
Спорт и книги – это же все в целом истории про героев. А герои не сдаются – они просто не знают, как это сделать. Я рос на романах из «Библиотеки приключений» и помню до сих пор, в каком порядке они стояли на полке. Естественно, я отождествлял себя с Айвенго, Оцеолой и другими благородными героями. И со временем моим полем битвы стал спорт.
Считаю, что профессиональный спорт – это сублимация. Те навыки, которые он дает, отлично работают и в реальной жизни.
Мотивация – в смешных мелочах. Лет 15 назад я играл на плейстейшн в WRC – официальную игру чемпионата мира по ралли и говорил при этом, что когда-то буду тут играть за украинский экипаж и моя фамилия будет на борту компьютерной машины. Друзья смеялись: «О чем ты вообще? Где Украина, а где ЧМ по ралли?!». Но в 2012-м в игре появился сначала наш с Сашей Салюком красный «эво» команды Аскания Рейсинг, а в 2014-м в Монте Карло нас с Юрой Протасовым уже самих снимали для 3D моделей пилотов, чтобы в официальной игре чемпионата мира действительно можно было выбрать бело-зеленый Ford Fiesta R5 Darnitsa Motorsport и как следует за нас погазовать по мировым трассам. Это какая-то мелочь на самом деле, но ты вбил ее себе в голову, в какой-то момент все получается и ты такой: «О, прикольно, едем дальше!».
– Из общения с топовыми спортсменами я вынес, что победа – это про процесс, а не про результат.
Есть суперзвезды, которые вообще спорт ненавидят, но они не могут «соскочить», это одержимость. Определенное внутреннее состояние, внутренний демон, которого ты должен постоянно подкармливать. Кто-то его адреналином кормит, кто-то призовыми заработками, кто-то – кубками. Знаю спортсменов, которые свои медали и трофеи тут же выбрасывают или дарят кому-то. У меня, кстати, они стоят красиво в кабинете – во-первых, детям нравится, а во-вторых, для меня это напоминание о тяжелой работе, которая приводит к результату. Был период, когда казалось, что мне мешают все эти гоночные флешбеки и я в какой-то момент сложил весь этот металлолом в коробки и спрятал на чердаке. Потом достал.Есть ситуации, когда не обязательно быть первым, чтобы стать победителем.
– Свою первую в жизни профессиональную гонку я проехал в 2007 году, тогда мне было аж 25 лет. В 2010-м уже была топовая украинская команда и первый международный опыт. В конце 2010 года, уже в статусе чемпионов Украины и с мыслями о том, какие мы крутые и быстрые ребята, в экипаже с Салюком поехали на этап кубка Северной Европы в Латвию. Думали примерно так: «Ну окей, первыми со старта мы может и не будем, дорожки тут незнакомые, но в троечку-то заедем железно…». В результате первый доп мы закончили за пределами десятки, а всю гонку – восьмыми в классе. Вопросов было два – где они все едут и точно ли нам нужно дальше заниматься ралли или, пока не поздно, купить по набору ножниц и научиться парикмахерскому искусству… Оплеуху получили знатную, амбиции и пыл поумерились, спортивная злость активировалась еще сильнее. На той гонке были такие браслетики, как в ночных клубах: чтобы зайти в сервис парк, показываешь, что ты из команды, тебя охрана пропускает. Мы после финиша месяц эти браслетики не снимали, каждое утро смотрели на них – они уже вытерлись, краска смылась, но это была наша ежедневная визуальная мотивация.
Наши механики перед стартом следующей гонки наклеили нам ученическую буквочку «У» в треугольнике на заднее стекло машины, мол, тренируйтесь, аматоры. Мы и тренировались, работали со стенограммой, анализировали видео и через месяц на следующем европейском этапе уже приехали вторыми в классе. На подиуме главным был не кубок, а то, что мы сорвали наконец эти браслетики. Мысленно представляю на запястье его, когда новая задача требует особых усилий.
– В 2011 году случились первые в истории Украины очки в абсолютном зачете чемпионате мира, первый подиум в классе… и моя первая серьезная гоночная больничка. Если бы в такую передрягу я попал в Украине, то вряд ли обошлось без серьезных последствий. Возможно, поэтому у меня стартов в чемпионате Украины в карьере меньше чем подиумов в чемпионате мира…
Тогда на этапе в Финляндии полностью остановили спецучасток и меня очень быстро эвакуировали в больницу. Врачи и водители скорых, в которых меня везли, – просто топ-уровень. Что было: мы ошиблись на входе в быструю связку поворотов, и на выходе из нее взлетели на трамплине, в полете о воздух почему-то машина очень плохо тормозит, мы вылетели с дороги, ударились в склон холма, взлетели перпендикулярно вверх, на высоте нас раскрутило штопором – 5 оборотов, ударили на высоте метра три телеграфный столб, чуть не свалили его вместе с проводами и укатились на другую сторону дороги. Прочитать это предложение займет больше времени, чем заняло само действие. В том повороте как раз стояли украинские гонщики и болельщики, приехавшие за нас поболеть, они и доставали меня из машины. Приехали поболеть они, а поболел нормально так я. На машине не было живого места. И хотя механики ее готовы были восстановить на следующий день, но врачи не отпустили: у меня было сильное сотрясение, с частичной потерей памяти – я еще несколько месяцев не помнил сам момент удара. Так и провалялся в финской больнице до конца гонки.
Это было в июне, а уже в начале сентября 2011-го в Австралии мы взяли свой первый мировой подиум в классе и первые очки в абсолютном зачете WRC, обойдя нескольких мировых суперзвезд.
Это и было нашей мотивацией не опускать руки.Просто очень не хотелось, чтобы нас запомнили как людей, которые приехали под флагом Украины, разбили технику, чуть не убились сами и закончили на этом.
– Через 2 года после этого я подписал контракт с командой еще более высокого уровня: мы сошлись в одном болиде с главным соперником моего предыдущего экипажа – Юрой Протасовым. Литовец Йонас Дерешкявичус, один из лучших ментал-коучей в мировом ралли, работал отдельно с Юрой и отдельно со мной и в какой-то момент пришел к выводу, что мы идеально друг другу подходим с профессиональной точки зрения. Сейчас это смешно, но мы с Юрой до этого могли запросто даже не поздороваться на некоторых гонках – мы были конкурентами, у нас была такая качественная спортивная вражда и на уровне команд, и на уровне экипажей, все с уважением, без подлости, но «откусить» хоть пару секунд на спецучастке именно у его экипажа было всегда принципиальным моментом.
– Первая гонка, которую мы с ним вместе проехали, – самая сложная и самая старая раллийная гонка в мире – Монте Карло, там нужно быть очень осторожным и требуется максимальный уровень взаимодействия экипажа. На одном спецучастке может быть -5 и снег со льдом до перевала и +15 с сухим асфальтом после. Постоянно меняющиеся условия требуют максимальной концентрации. Мы осторожно и без особого риска начали, где было сложно – перетерпели, где была уверенность – ускорились, и в итоге выиграли эту гонку в классе WRC2 с первого раза неожиданно для всех и в первую очередь для самих себя. Виду не подали конечно – рассказывали, что были уверены в победе и за ней и ехали. Если бы мне кто-то в 2007-м рассказал, что можно через 7 лет выиграть Монте Карло, получить от Принца Альберта серебрянные значки членов авто-клуба Монако, я бы очень долго смеялся.
Оказывается – все можно, только поработать нужно как следует. Касается это не только спорта.
– Парадокс, но на топ-уровне очень важны… ошибки. Однажды я допустил очень серьезную ошибку, недопустимую на уровне чемпионате мира: перепутал время въезда в пункт контроля времени. Точное время заезда на контрольный пункт – это то, что должно от зубов отскакивать, это настраивается на уровне любительских гонок, а на уровне чемпионата мира такой вопрос вообще не возникает. Мы не боролись за победу или за подиум в тот раз, но степень моей вины от этого не меньше – звезды в тот день встали именно так. Места себе не находил, пытался понять, как так случилось, съедал себя изнутри. В какой-то момент ко мне подошел один из штурманов-соперников, опытнейший человек, у которого стартов в WRC было раз в 5 больше чем у меня и очень меня удивил: «Павел, завидую тебе. Такую ошибку обязательно совершит каждый из нас. У всех так будет рано или поздно, но у тебя уже было. Ты уже ее сделал и больше никогда подобного не допустишь. А у меня эта ошибка впереди. Это страшно». Это важный жизненный урок – ошибаются все, но можно это сделать относительно вовремя и сделать правильные выводы.
– В обычной жизни людям бывает не очень комфортно со мной работать, потому что я постоянно хочу как в спорте – результата очень быстрого и высокого, самоотдача не на максимуме меня не устраивает: когда в команде кто-то «забивает» на общую цель, из команды этот человек тут же вылетает. В ралли от того, смог ты или не смог разобраться в каком-то вопросе, зависит не только карьера или премиальные – ты там реально жизнью рискуешь. Потом наступает профдеформация и очень тяжело настроить рубильник «вкл-выкл» в режим более плавной регулировки своего отношения к окружающему миру. Продвинутый курс по скорости анализа ситуации и принятия решений – это все тоже в WRC и других спортивных аббревиатурах гораздо эффективнее, чем в MBA и других неспортивных аббревиатурах. Немного странно применять эти навыки в производстве развлекательного контента и ТВ-форматов, чем занимается наша с женой (прим. – Наталья Гордиенко, украинская певица и медиа-продюсер) компания Heroes, но это очень интересно!
– У чемпиона мира и звезды Формулы 1 Никки Лауды был принцип: «Зачем быстро ездить, если вам за это не платят». Шикарный девиз!
Только один раз в жизни я применял профессиональные навыки в обычной жизни: когда у нашего младшего ребенка были фебрильные судороги из-за высокой температуры и он терял сознание на руках у Наташи, путь, который обычно преодолеваем минут за 10, мы проехали за 1 мин 50 сек. Точнее, через 01’50’’ после начала судорог ему уже ставили капельницу. На дизельной машине с объемом 1,6 л. На Ягуаре получилось бы еще быстрее. К счастью, дорога была пустая и мы не причинили никому ни малейшего дискомфорта. Если бы еще раз такое было, не дай бог, я бы тоже самое сделал. Но включать реальный гоночный режим в городе просто потому что «такое настроение» или «because I can that is why» или чтобы не опоздать на какую-то деловую встречу – недопустимо.Я езжу очень спокойно и аккуратно по дорогам общего пользования, несмотря на мощность и возможности техники.
– В чем я победитель? В том, что не останавливаюсь. Это самое важное. Была масса поводов успокоиться, уехать куда-нибудь, сидеть в кресле-качалке и смотреть на море и камин.
Главной своей победой я считаю умение зажигать глаза других людей своими идеями. И тогда включается уже не индивидуальная энергия, а коллективная. И она в геометрической прогрессии усиливает тебя. Сам по себе штурман в ралли не может ничего, пилот со штурманом могут вдвоем не намного больше, чем по одиночке, а вот экипаж, тренеры, команда, менеджмент и конкурентная техника – вот это в комплексе уже сила! Команда и командная победа всегда важнее индивидуальной. Победа над своим эго в такой ситуации – это умение свои сиюминутные амбиции засунуть себе куда подальше и подчинить чему-то глобальному, важному, во что ты должен очень сильно верить!Победа в том, чтобы каждый день находить мотивацию не останавливаться, а колбасить, колбасить, колбасить и заряжать этим окружающих.
– Чего ты боишься?
– Остановиться. Есть фоновый страх, что меня может перестать драйвить.
– А такое возможно?
– Конечно, нет.
Мой главный кумир и пример – не звезды спорта и не герои приключенческих романов, а моя любимая женщина, моя жена – Наташа. Она меня очень многому научила, правильно настроила. Своим примером она показала очень многое: как быть немного спокойнее, толерантнее к тем, кто не соответствует моим ожиданиям, уметь порой промолчать и не комментировать. Научила меня трудолюбию. Научила радоваться в тех моментах, на которые я бы и внимания раньше не обратил. Сделала меня безусловно счастливым человеком.
– Думаю, что главное в счастье – это дом в метафизическом смысле. Очаг. Семья, дети, любовь, гармония, любимое дело. Лет 10 назад я бы совсем по-другому ответил, а сейчас, к счастью, дорос до вот такого понимания счастья.
Все интервью с людьми-победителями можно прочесть вот здесь.
Фото – Виталий Мельник
Авто – Jaguar XF by winner.ua