Спецпроєкти

Истории победителей: Мирослава Козачук – создатель Franchise Group


Мирослава Козачук – создатель Franchise Group, и позавчера ее компании исполнилось 9 лет. В их портфеле – более 50 франшиз, среди которых – OhMyLook, Львівська Майстерня Шоколаду, ЕкоЛавка, Салатейра и многие-многие другие; офисы в Украине, Польше и в Казахстане.

Мирослава – пример человека, который умеет воплощать мечты в жизнь, даже если всем вокруг они кажутся до смешного несбыточными. Потрясающая история о том, как девочка из-под Винницы стала королевой украинского франчайзинга, продолжает менять рынок и учить этому остальных, даже в карантин открывая новые бизнесы.

Мы учились с Мирославой в одной Аспен-группе (знатоки в курсе, что это практически семья), а беседовали для этого текста в начале марта, когда еще не знали, что нас всех ждет. Спустя пять месяцев публикуем это интервью человека-победителя, которая верит в энергию, любовь и всегда мечтала стать «девочкой, которая купит себе все сама». И стала.

О СТАРТЕ КАРЬЕРЫ

У меня банковское и инвестиционное образование: работать я начала с первого курса, но уволилась (из банка) на третий день – было очень скучно, понимала что это не мое. В 2008м году я попала на финансовую конференцию «ФИнка» – очень масштабную. Я и еще 150 ребят выиграли тендер, чтобы туда попасть: просчитывали разные задания, делали SWOT-анализ, все серьезно. Там же познакомились с очень влиятельными на тот момент для меня людьми.

Мне и подружке пришла идея самим организовывать такие же мероприятия, – так как «ФинКо» проходила всего раз в год. Суть идеи была не в ивентах, а в подборе пула крутых проектов для работы и студентов старших курсов. Первые должны были платить за рекламу, вторые – хотеть учиться у них. Таким образом мы создавали стартап-площадку и бизнес-комьюнити.

Впервые над ценностью франшизы я задумалась в Gloria Jeans Coffee: я оказалась там тогда студенткой на сделке по продаже. Я начала копать дальше и изучать консалтинг во франчайзинге. Пару лет проработала сама как консультант, наработала базу, а в 2012 году мы создали Franchise Group.

Мы открылись в 2012-м и застали кризис 2013-2014 годов: тогда мы неистово гребли и за счет этого не только выжили, но и стали очень сильным игроком на рынке.
Сейчас же, во время коронавируса, мир слишком хрупкий – сложно строить планы больше, чем на пару месяцев вперед.

Первые два года всей командой мы работали в круглосуточном турборежиме, в праздники и на выходных. Если запрос приходил в 9 вечера, мы отвечали сразу же и вели переписку до глубокой ночи. Такие правила остались и сейчас, так как у нас есть клиенты из разных стран. Кроме профессионализма, у нас есть мобильность, мы всегда на связи и все наши сотрудники взаимозаменяемы – возможно, потому, что мы выросли из маленькой компании.

Сейчас в основном украинском составе 15 сотрудников, но во многие проекты мы аутсорсим агенства или лучших специалистов рынка. Наши офисы в Киеве, Львове, Казахстане (Алматы), а также есть партнерский проект в Польше (Варшава).

Я очень люблю чистоту и когда все на своих местах в офисе, и очень злюсь, когда творческие люди устраивают беспорядок на столе. Какой-то период времени я сама все переставляла на свои места, а теперь я вижу, что это начали делать и другие. Я думаю, что это общая ценность, которой все живут, хотя в команде у нас очень разные люди.

Моя ответственность – от папы, и я ее никогда не боялась. Я уверена, что могу решить какую угодно задачу и всегда вижу глобальную, конечную картинку: возможно, именно это отличает меня от других.

Когда я начинала франчайзинг, у меня была цель продать пару наших проектов американскому инвестиционному фонду за десятки миллионов долларов. И когда говорила об этом в 2010-2012 годах, стандартной реакцией на это была просто большая улыбка до ушей: вот девочка-придумщица! А когда мы построили сетки «Франсуа», «Семейная пекарня» и «Эко-лавка», и прямо сейчас я веду переговоры о покупке этих сетей и выступаю в КВЦ на пару тысяч человек, люди с восторгом аплодируют. Но целых 8 лет я была со своей верой одна. Есть у меня фраза: «Какая разница, кто против тебя, когда с тобой Бог и твоя вера в себя». Сколько бы зла и сомнений не стояло передо мной, я все равно пройду.

Конкурентов у нас было много разных, но они появлялись и исчезали. Мы их отслеживаем, но я о них уже не думаю. Когда  училась в Швеции, нам говорили, что нужно просыпаться и первым делом думать о своих конкурентах. Но в моей сфере это не полностью применимо. Я просыпаюсь и думаю первоочередно о своих клиентах.

Некоторые люди любят давать советы, а я люблю задавать вопросы, чтобы узнать больше.
Меня этой технике научил преподаватель по переговорам из Гарварда.

О ДЕТСТВЕ И СЕМЬЕ

Еще когда я была маленькой, я хотела дать своей будущей семье все. Я не была классической девочкой, которая мечтала выйти замуж: я хотела все сама себе купить. Это, наверное, тоже от папы… Я с детства очень любила машины, скорость, лошадей, лыжи.

В моем детстве, году в 1996, мой папа занимался торговлей (какой тогда еще бизнес мог быть?). Он ездил торговать в Москву мясом и сосисками. А я всегда была с папой, часто с ним ездила: помню, как это все закупалось, паковалось, вывозилось в Россию. Я видела, как решаются разные вопросы.

Я из-под Винницы, но довольно часто приезжала в Киев. Лет в 15 приехала в Киев, стояла в «Глобусе» перед стеллой, вышла на высоту и увидела, как живет этот город. Моя будущая жизнь пронеслась передо мной, я понимала, что я хочу быть в этом городе.

Я хотела не просто иметь здесь квартиру, выйти замуж и жить, я решила быть в этом городе кем-то, кем хочу, и влиять на важные процессы.

Тогда у меня было 100 гривен в кошельке, которые мне дали на выходные. Это был 2003 год, – большие деньги для меня. Я зашла тогда в «Глобус», выпила чашечку кофе за 20 гривен и поняла, что в этом городе все стоит больших денег. Но остальные деньги я не прогуляла, а купила подарки своей семье. И когда я начала зарабатывать, то тоже тратила их не на себя, а старалась купить что-то родителям, бабушке, брату.


Мама у меня всегда работала, и пару лет я была с бабушкой. Если бы у меня был выбор – пойти в садик или прожить свою маленькую жизнь с бабушкой – я бы выбрала бабушку. Для меня моя бабушка – это мудрость.

Ее не стало в тот же год, что и папы. Они оба ушли, и для меня это была большая травма. В тот год было так тяжело, ничего не хотелось. У меня было такое глубокое переосознание: зачем это все? Зачем работать 24/7, по праздникам, если можно проводить больше времени с семьей, отдыхать, просто ничего не делать, дурачиться?..

Тот год я полностью посвятила маме, брату. Старалась вывозить их куда-то, у нас больше укрепились семейные традиции. Жизнь моя разделилась на время до 29 лет, когда я потеряла папу и бабушку, и после. Я теперь по-другому отношусь к жизни, работе и проблемам. Вот сейчас, например, коронавирус, кризис – ну и черт с ними, выгребем, я знаю, что выгребем.

У меня был очень большой круг общения, но последние несколько лет я его сильно ограничила. Думаю, что мы должны выбирать и ограничивать общение хотя бы с частью, чтобы проводить время самим с собой и близкими. С мужем мы решили, что живем для себя и сами решаем, когда и с кем встречаться.

О СТРАХАХ

У меня есть большой страх – потерять своих близких. Говорят, что это эгоизм, но это дает мне понимание ежесекундного счастья и жизни в моменте. Я не могу сказать, что я это делаю полностью так, как я хотела бы, потому что меня часто захлестывает работа, я ею живу, и она меня полностью поглощает. Но теперь уже не трачу жизнь на встречи ради встречи.

Со временем, лет через 20, я хочу быть победителем над собой.

Мне со всеми людьми достаточно просто, – а с сообразительными, умными я всегда найду общий язык. Но вот самый сложный человек для меня – это я сама.
Мне с собой иногда договориться непросто.

О СЧАСТЬЕ И МЕЧТАХ

Мне кажется, что женщина по-настоящему может раскрыться только через появление в жизни настоящей любви, своего мужчины и через материнство. Я еще материнство не испытала, но у меня есть пять крестников, я их всех очень люблю.

Во мне последний год очень раскрылись какие-то очень женские штуки: я поняла, что эта часть не могла раньше появиться, потому что я не любила. Когда в моей жизни появился мой мужчина, все проявилось и встало на свои места. Иногда эта женственность и мягкость проявляется даже на работе. Я жалею, что это не случилось немного раньше.

Сейчас я мечтаю продать пару своих франшиз, сеток инвестиционному фонду в течение года. Для меня это будет с точки зрения профессионала конечный результат. Это даже не мечты, а цели.

С точки зрения жизни я мечтаю иметь возможность пожить год в разных странах, месяц в каждой отдельной стране.

Я никогда не думала о желании быть первой, но у меня есть мечта сделать что-то великое.

Самая большая гордость для меня, – когда я еду по Крещатику и вижу наши проекты.

О КАРАНТИНЕ

Я пережила карантин достаточно спокойно морально и очень активно в работе. Больше всего за эти месяцы изменилось сознание. Стал понятен тот факт, что планы на 5 лет – это круто, но нужно еще больше ценить счастье и моменты: и в личной жизни, и в работе. К примеру, в бизнесе маленькие победы стали более значимы, – раньше это были промежуточные цели, а теперь – победа сегодняшнего дня. Ведь непонятно, будет ли завтра.

Главный инсайт – если у тебя есть энергия, ты знаешь, как ее возобновлять, – все будет.
Неважно, в какое время ты живешь. Люди с энергией двигают все в любое время!

Когда начался разгар карантина в апреле, мы взяли семь новых клиентов и команда работала 24/7. Была цель сделать очень крутые проекты за очень короткие сроки. У нас получилось. Одному из проектов, компании «Шериф», мы даже успели уже продать 2 франшизы!

Да, 3 августа, в день рождения нашей компании мы решили сделать подарок всей стране и открыли франшизу компании «Україна без сміття» – чтобы в каждом городе смогли научиться сортировать мусор.

В очередной раз убедилась, что со мной мои люди: часть команды сама предложила урезать себе ЗП. Сама. Просто пришли и сказали: «Мы все понимаем, давай пока так, потом наверстаем». До мурашек! Каждый день мы понимаем, «что плывем в одной лодке» и если кто-то не будет грести, мы либо отстанем, либо утонем.


За карантин открылась охранная компания «Шериф» в Одессе, Мелитополе, медицинские лаборатории CSD, харьковский проект «Красиво есть» – скоро открытие в Киеве, Пивобанк (Киев, Харьков). По-прежнему популярны «Семейные пекарни» по всей Украине.

В Казахстане сейчас ведем переговоры про продаже франшизы «Фарма» практически на все континенты. Вообще, медицина набирает оборотов. Через пару лет, думаю, будет много франшиз в этой сфере. Сейчас, в среднем, есть один запрос в день от моно-продуктовой клиники.

В июне я решила провести Первую Школу Франшизы. Мне кажется, мы были первыми, кто рискнул провести оффлайн-обучение. В этой группе было два иностранных студента, – из Дубая и со Шри-Ланки, и мы поняли, что онлайн при всех вводных никогда не вытеснит оффлайн. Люди хотят общения друг с другом, обмена опытом и тусовки.

В этом году по просьбе наших клиентов решили запустить новое мероприятие – Franchise Camp. Трехдневный лагерь для взрослых (выпускники программы ПШФ и клиенты Franchise Group). Тема этого кемпа: создай франшизу для тех, кому сейчас 16. Или какой он, – Франчайзинг 2030?

О перспективах: это точно медицина (лаборатории, моно-клиники, обслуживающие проекты (одежда, оборудование и т.д), новые форматы гастробизнесов (маркеты, моно-продуктовые рестораны, бары), обучение онлайн, все, что строится на уникальных методиках и IT.


 

Да, это заключительная история из цикла #winners вместе с Jaguar.
Фото – Рома Еременко

 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь