Cпецпроекти

Десятки тысяч людей следят за инстаграмами советской архитектуры в Украине. Их авторы объясняют, как так получилось


Восьмого октября Министерство культуры внесло дом «Летающая тарелка» на станции метро «Либідська» в реестр архитектурных памяток Украины. «Летающая тарелка» – это работа украинского художника Флориана Юрьева, из-за которой уже несколько лет скандалят застройщик Ocean Mall, администрация Киева и его жители. В 2019 году застройщик собрался реконструировать здание по своему проекту, проигнорировав проект, во главе которого стоит сам автор «Тарелки» Флориан Юрьев. Но после внесения в реестр у памятки появится шанс выжить в оригинальном виде – ведь застройщику будет запрещено изменять внешний вид здания и его конструкцию.

фото: https://savekyivmodernism.com/tarilka

Однако этот случай скорее исключение из правила. После начала декоммунизации в 2015 году защищать советский модернизм в Украине стало только сложнее – помимо интереса застройщика, сохранению памятников не способствует и государственная политика. Этот конфликт породил дискуссию о том, стоит ли защищать в Украине советское наследие, а фотографы и исследователи взялись за его популяризацию.

Два самых известных в соцсетях проекта о советской архитектуре Украины – это Ukrainian Modernism с 28 тысячами подписчиков и Child of Socialism с 17 тысячами. Их авторы рассказали, как и зачем занялись продвижением совмода.

Дмитрий Соловьев, фотограф, исследователь архитектуры, руководитель проекта Ukrainian Modernism

Фото: Darya Kononiuk / facebook

C чего началось твое увлечение советским модернизмом?

Архитектурой и фотографией я увлекся в 2014 году, когда впервые посетил Европу и увидел потрясающий Дворец культуры и науки в Варшаве. Постепенно я начал тяготеть к авангарду, брутализму, и наконец позднему модернизму. Проект я начал только в 2018 году. Я переехал в Киев из Минска и на контрасте был шокирован тем, как активно у нас уничтожают наследие ХХ века. Катализатором стала история с Тарелкой на Лыбедской, когда я узнал, что культовое здание хотят реконструировать в торговый центр.

Я понял, что такими темпами от наследия модернизма скоро вообще ничего не останется. Если историческую архитектуру все любят, к сталинском тоже привыкли, то модернизм не все понимают, плюс у нас он плохо стареет – за ним не ухаживают. Факторов уничтожения много: и декоммунизация, и нелюбовь ко всему советскому, и дикий капитализм, при котором застройщики полностью безнаказанны, и отсутствие охраны архитектурного наследия.

Я решил сохранить наследие модернизма хотя бы на фотографиях – так и начался проект.

View this post on Instagram

Екзотична архітектура з народними мотивами у житловій забудові міста Надвірна, Івано-Франківська область. Сумно і несправедливо, що радянська житлова забудова, яка була більш дружньою до людини за масштабами, більш гармонійною, мала розвинуту інфраструктуру (дитсадки, школи і т.д.), просторе середовище і спокійні кольори, подобається людям значно менше, ніж сучасна житлова забудова, яка здебільшого є набагато більш висотною, надзвичайно щільною, і максимально монотонною (або ж крикливо-кислотною). Чому, на вашу думку, в Європі, і особливо в Скандинавії, архітектура еволюціонувала і стала ще більш співрозмірною, більш дружньою до людини, а ми в той чай толеруємо гігантські мурашники наших забудовників, що будуються за єдиними принципом — максимальний об’єм житлової площі на квадратний метр. Photo by @dmytrosolovyov Regional residential housing in Nadvirna, Ivano-Frankivsk oblast. #ukrainianmodernism #панельноедостояние #sovmod #панельки #sovietarchitecture #brutal_architecture

A post shared by Ukrainian Modernism (@ukrainianmodernism) on

Как устроена работа над проектом?

В свободное время я путешествую по Киеву и Украине, систематизирую информацию об объектах, фотографирую, публикую материалы в Facebook и Instagram. Моя цель – донести как можно большему количеству людей культурную, историческую и художественную ценность архитектуры модернизма и советского монументального искусства. Через социальные сети легче охватить больше аудитории, поэтому я остановился на этом формате, а не на книгах, например. И мне кажется, что темп уничтожения снизился, люди начали воспринимать модернизм как свое наследие. 

Информацию про объекты собирать тяжело?

Да, в свободном доступе очень мало информации, а та, которая есть, не всегда точная. Редко копаюсь в архивах, это будет уже следующим этапом проекта. Я бы хотел сделать базу данных всех объектов модернизма и монументального искусства. Но так как я один, то не могу делать все. Поэтому концентрируюсь пока на фотографии и на том, что нахожу в своих книгах по архитектуре. 

Есть фидбек от иностранцев?

Половина подписчиков инстаграма Ukrainian Modernism не из Украины, они регулярно восторженно все комментируют. И об архитектуре в целом, и когда какой-то объект удается сохранить. Иногда я провожу для иностранцев экскурсии по памяткам модернизма. 

Какие результаты проекта кажутся тебе выдающимися?

Каждый человек, который благодаря моим страницам начал смотреть по-другому на модернизм – уже достижение. Многие пишут, что начали смотреть на архитектуру с точки зрения архитектуры, а не политики.

View this post on Instagram

Легендарну вхідну групу Київського зоопарку сьогодні розтрощив бульдозер. Напевно, в багатьох українців є фото біля цих бронзових левів. Ось так втрачаємо нашу історію і спадщину, під гаслами покращення та реконструкції. Модерністська вхідна група була збудована в 1968 році в рамках реконструкції та розбудови зоопарку під керівництвом архітектора В. А. Михайлова. Монументальні скульптури «Зубр» та «Леви» були створені видатним скульптором Юрієм Рубаном. Скульптури не знищили, але їх планують перенести кудись всередину зоопарку, а на вході поставити копії. Що ж, зате тепер в когось з'являться новенькі Міцубісі Паджеро. На реконструкцію планують витратити 802 890 000, 00 гривень. Дізнайтеся більше про архітектуру модернізму в нашій галереї.

A post shared by Ukrainian Modernism (@ukrainianmodernism) on

Насколько Украине нужны инициативы вроде твоей?

Низовые инициативы – это чуть ли не единственное, что двигает Украину вперед или, скорее, замедляет ее падение в бездну. Почти все, что делает муниципальная и государственная власть, по крайней мере в Киеве, – это коррупция и лоббирование олигархов. Все нужно сделать самим.

У нас появились недавно карта деревьев и проект по сохранению деревянной архитектуры в Чернигове, локальные инициативы по сохранению мозаик и монументального искусства, так далее. Много хороших проектов подают на «Общественный бюджет» – и это жизненно важно.

Саша, студентка, авторка проекта Child of Socialism (имя изменено по просьбе героини)

С чего началось твое увлечение советским модернизмом?

View this post on Instagram

Мозаика "Тяга к знаниям" на школа 119 в Киеве. Авторы: Владимир Прядка, Елена Владимирова. ——————————————– Mosaic "Thirst for knowledge" on school 119 in Kiev. Authors: Vladimir Pryadka, Elena Vladimirova. ——————————————– ——————————————– #ukrainianmodernism #ukrainiansovietmosaics #socialistmodernism #sovmod #sovietmodernism #sovietarchitecture #sovietdesign #socmonumentalart #architecture #brutopolis #brutgroup #socheritage #socialistmodernism #brutal_architecture #brutalism #brutalistarchitecture #совмод #communistarchitecture #concretearchitecture #archidaily #archiporn #architecturephotography #kiev #kyiv #київ #киев

A post shared by Child of Socialism (@child_of_socialism) on

С того момента, как я начала изучать космонавтику как науку, вдохновившись стремительностью и прогрессивностью человеческой мысли. Я обратила внимание в  Киеве на необычные и до сих пор не замеченные здания, и их вид наложился на мои чувства. Влюбилась, теперь изучаю это.

В мае 2019 года я запустила Child of Socialism. Совмод – это порождение социалистической эпохи, отсюда и название. Мне интересно изучать атмосферу, в которой родились массивные величественные здания и монументальные работы. Это ведь и про труд, и про мир, и про самого человека. 

Передо мной стоит задача разгадать и описать тот образ мышления, с которым люди тогда стремились создать для себя совершенно новое пространство. Хочется заразить этой страстью других, и у меня получается. Это вдвойне необходимо, когда совмод начинают разрушать. 

У меня есть рубрика Desovmodization – созвучная декоммунизации. И там я привожу примеры чудовищного уничтожения или реконструкции модернистских зданий.

View this post on Instagram

Корпус завода "Алмаз", став зданием архива будет выглядеть вот так. Реконструкция, при стабильном финансировании, продлится два года. Когда работы будут завершены, то в восстановленном здании на Пуховской, 7 будут собраны около 4 млн. дел из архивов силовых структур Украины. Это будет самый большой архив на территории Украины и среди аналогичных архивов стран Центральной и Восточной Европы. Задача Архива – сохранить архивные документы репрессивных органов и собрать некие "доказательства преступлений коммунистического тоталитарного режима". Архив расположится в здании в 11 тыс. кв. метров, которое строилось как корпус завода "Алмаз", строительство которого остановилось во времена перестройки. К сожалению, для целей украинского правительства яркий представитель своей эпохи будет превращен в уже ставшую классикой коробку, похожую на склады супермаркета АТБ. Ничего более оригинального "проектировщики", работающие, видимо, в 3d max-е за 15 млн грн. придумать не смогли. Ну, а о сохранении облика речь, естественно, не идёт. К слову, всеми недавно нахваливаемый министр культуры и "защитничек модернизма в Украине" Александр Ткаченко, принял участие в публичной презентации проекту, выразил поддержку Архива национальной памяти: "Это очень важный для Украины проект, потому что мы должны помнить свою историю во всех ее проявлениях. Реконструкция архива восстановит историческую справедливость, демократию и даст всему миру доступ к правде. Правды о правах людей, чьи судьбы были уничтожены СССР. Планируем, что архив станет крупнейшим в Восточной и Центральной Европе, развивать бренд Украины станет Меккой получения информации для советологов и исследователей. Все открыто и доступно без "совершенно секретно". Делайте выводы и не хвалите чиновников за их пиар и ложь 🙄 🇬🇧 below

A post shared by Child of Socialism (@child_of_socialism) on

А пока ищешь информацию, можно найти еще много интересного: и про незаконную приватизацию, и про отмывание денег на реконструкции, и про передачу земель застройщикам. Так мы потеряли гостиницу «Славутич» на Русановке, Киевский зоопарк, кинотеатры «Спутник», «Лейпциг», больницу ученых НАН, Одесский порт и многое другое.

Самая большая сложность в том, что городские власти потакают бизнесменам. Сложно проводить общественные инициативы там, где стоит денежный интерес. Наша ближайшая цель – добиться законной защиты модернистских зданий и монументального искусства. Для этого нужно повысить их ценность для общества

View this post on Instagram

Мозаика на здании кинотеатра "Жовтень" (рус. "Октябрь") в Житомире. ⠀ 1988-89 годы. ⠀ Авторка: Зеленая Светлана Леонидовна. ——————————————– Mosaic on the building of the cinema "Zhovten" (eng. "October") in Zhitomir. 1988-89 Author: Zelenaya Svetlana. ——————————————– ——————————————– #ukrainianmodernism #ukrainiansovietmosaics #socialistmodernism #sovmod #sovietmodernism #sovietarchitecture #sovietdesign #socmonumentalart #architecture #brutopolis #brutgroup #socheritage #socialistmodernism #brutal_architecture #brutalism #brutalistarchitecture #совмод #communistarchitecture #socialism #concretearchitecture #archidaily #archiporn #architecturephotography #sovmod #NewEastInFocus #zhytomyr #житомир

A post shared by Child of Socialism (@child_of_socialism) on

Зачем совмод городу? Он превращает его в город солнца, любой причем. В город с белокаменными дворцами, стройными ансамблями, человекоориентированными пространствами и рисунками, прославляющими человека. Без него мы останемся в мертвых грудах пластика среди уродливых домов.

Почему ты не показываешь себя в проекте?

Я никогда не преследовала цель сделать свою личность более известной благодаря этому. Child of Socialism не обо мне, а об общественном. Это моя принципиальная позиция. Моя задача просто быть глазами, смотрящими на то, что было создано умом и трудом целых коллективов и целого общества.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь
 

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: