Чек-лист для бизнеса: как подготовить качественную заявку и выиграть грант?
Авторка:
Ольга Зубчик |
менеджерка грантового проекта «Климатические Инновационные Ваучеры».
Занимается разработкой и управлением проектами грантовой поддержки бизнеса. До перехода в неправительственный сектор получила экспертизу по предпринимательству, банковскому делу и маркетингу. Решила пойти работать в неправительственный сектор, чтобы помогать развиваться общественно важному бизнесу. Сейчас как проектная менеджерка интегрирует свои знания о работе бизнеса в сферу грантового финансирования, чтобы помочь компаниям находить общий язык с донорами и привлекать больше средств на развитие «зеленых» проектов. |
Украинские «зеленые» предприниматели переживают очень сложные времена. Наш клиентский рынок только начинает оформляться в экосистему. Пандемия, военная агрессия, газовый кризис ударяют по нему особенно болезненно.
Возможностей для роста «зеленого» ВВП сегодня есть не меньше помех. Экологическая тема очень актуальна, а потребность в бизнесе, не вредящем окружающей среде, будет только расти.
Кроме инвестирования или кредитования, требующих возврата привлеченных средств, сейчас для бизнеса есть программы грантовой поддержки. По этой причине предприниматели радостно пользуются возможностью получить средства, которые не нужно будет возвращать.
Как менеджер грантового проекта «Климатические Инновационные Ваучеры» с фондом 1,5 млн евро на разработку и внедрение экотехнологий я вижу, как много усилий прилагают предприниматели, чтобы подготовить грантовую заявку. Некоторые нанимают консультанта, который напишет хорошую заявку на английском языке (основной язык общения с донорами). Некоторые компании по несколько раз подаются на грант, каждый раз заполняют заявку, собирают документы и проходят все круги консультаций и мониторинга. Все это требует больших затрат времени, денег и человеческого ресурса.
К сожалению, я как проектная менеджерка часто должна сообщать компаниям плохие новости. Самое печальное, что иногда отбор не проходят классные проекты с очень плохо написанными заявками.
Как же сделать свои усилия по привлечению грантов более эффективными и повысить их конверсию в выигранные средства?
Вот несколько простых советов, которые я собрала, проанализировав сотни неудачных попыток украинских экопредпринимателей получить Ваучер на климатические инновации.
- Внимательно читайте правила, чтобы точно понимать, куда вы отправляетесь. Чаще всего в правилах уже много подсказок о том, как нужно оформить заявку и на что обратят особое внимание. Правила всегда содержат много полезной информации для грантера: требования к участникам, критерии оценки, условия участия и ограничения. Внимательное прочтение правил – это уже полпути к написанию выигрышной заявки.
- Задавайте вопросы о конкурсе менеджеру проекта. Каждая грантовая программа имеет контактное лицо – менеджера проекта. Его задача – ответить на все вопросы потенциальных участников конкурса и помочь им правильно и своевременно подготовить свои заявки. Пишите менеджерам на почту, звоните на рабочие телефоны, присоединяйтесь к публичным консультациям, обычно проводимым при наборе заявок, просите об индивидуальной консультации, если нужно. Будьте настойчивы, ведь это ваша заявка и ваш потенциальный грант. При этом не забывайте, что менеджеры тоже живые люди, так что уважайте их время и работу.
- Давайте четкие ответы на вопрос заявки. Донорам не нужна лирика, они ждут конкретики в ваших ответах. Добавляйте в свои заявки цифры, данные исследований, калькуляции и формулы расчетов и другое. Пишите, как можно более четко и подтверждайте слова фактами и любыми документами, которые, по вашему мнению, усиливают вашу позицию и доказывают правоту.
- Хвалите себя правдиво. Ваша компания имеет патенты или ваш продукт прошел признанные в мире сертификации? Есть важные отраслевые отличия или, возможно, команда проекта уже реализовывала другие крутые проекты? Расскажите об этом в вашей заявке, чтобы подкрепить экспертность и ценность вашего продукта или проекта.
- Думайте глобально. Скорее всего, ваш проект является частью более широкого процесса в вашей компании. Возможно, проект уже был поддержан другими грантами или инвестициями? Вспомните об этом в заявке, конечно, если это не противоречит условиям конкурса. Покажите в своей заявке, как ваш проект будет развиваться после окончания гранта. Объясните значимость проекта и результаты для его успешного внедрения. Думайте о вашем проекте как составляющей глобальных трендов и процессов.
- Пишите грамотно. Учитывайте, что каждая деталь важна. Конечно, содержание превалирует над формой, но плохая форма точно испортит впечатление от хорошего содержания. Менеджер грантового проекта и члены жюри просматривают десятки, а то и сотни заявок. Скорее всего, множество ошибок в тексте будет нервировать оценщиков. Конечно, это не критерий оценки, однако может снизить вам балл, если сравнивать с грамотнее написанными заявками.
В общем, процесс подготовки заявки следует начать как можно раньше и оставить себе максимум времени до дедлайна. Это поможет сформулировать мысли, собрать все необходимые данные и документы, уточнить все вопросы и успешно отправиться на грант. Кстати, уже 17 января открывается прием заявок на очередную волну грантового проекта «Климатические Инновационные Ваучеры». Он продлится больше месяца. Присоединяйтесь к происшествию, подавайтесь на Ваучеры и присоединяйтесь к новой когорте климатических чемпионов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторки колонки.