Вадим Медведев: почему в Украине часто закрываются модные магазины и советы тем, кто думает об открытии своего бутика
Мода переменчива, обманчива, непостоянна, противоречива. Можно ли к ней серьезно относиться? Можно ли считать моду бизнесом? Насколько серьезным может быть сам факт продажи вещей, обуви и аксессуаров столь неоднородному 46-миллионному населению? Вадим Медведев, управляющий Passage15, рассказывает о том, почему бизнес “модных бутиков” в Украине зачастую не становится успешным.
– Девушка, а девушка, а здесь когда-то аптека была.
– Ее уже давно здесь нет, теперь здесь мы – бутик высокой *??%%:нской моды
(из разговора)
Лицо города меняется с космической скоростью: появляются новые элитные микрорайоны для компактного проживания людей с некоторыми суммами наличности; открываются Плаза, Центры и Моллы, что свидетельствует лишь о том, что инвесторам удалось пройти начальный уровень «английского для чайников». Реконструируются прекрасные развалины в центре, и рядом под шумок вырастают дома и элитные клубы; на месте гастрономов пост-социалистического обслуживания и монстроподобных универсальных магазинов (типа 1000 мелочей) появляются элитные, эксклюзивные, концептуальные, роскошные (особенно – по мнению архитектора, параллельно развалившего кусок соседнего здания) бутики, магазины, ателье и прочие точки торговли, носящие сложно читаемые названия, почерпнутые во время последнего шопинг-тура по стоковым магазинам Севера Италии.
Годы репрессивно-депрессивного отношения к нашему внешнему виду привели к тому, что на месте валютных, чековых (помните ли вы такие?) и партаппаратных магазинов, а также их бедных родственников от швейно-кожевенной промышленности, стало открываться то, что нынче принято называть «модной розницей».
Мода переменчива, обманчива, непостоянна, противоречива. Можно ли к ней серьезно относиться? Можно ли считать моду бизнесом? Насколько серьезным может быть сам факт продажи вещей, обуви и аксессуаров столь неоднородному 46-миллионному населению? Ответ однозначно неоднозначен. Попробую вылить некий ушат колодезной водицы на «горячие» головы тех, кто считает (и, возможно, небезосновательно) моду забавой.
1. Это серьезно. Это серьезные деньги. Это нервы.
2. Это мост между требовательным покупателем и самоуверенным производителем уникальных, по
его мнению, вещей.
3. Это гармония всех составляющих – от витрины и освещения до внешнего вида продавцов-
консультантов и аромата, исходящего от охранника.
4. Это безусловный отказ от иллюзий быстрого заработка. Это каждодневный труд, сопряженный с тяготами и лишениями, несоизмеримыми с посещениями гламурных мероприятий и светских раутов.
5. Это большой риск. И на этом я остановлюсь подробнее.
Категории, которые подвержены риску:
– вы увлечены брендом, ваш гардероб ломится от вещей известного дизайнера, ваше окружение также, как и вы, заполняет свои чемоданы только его вещами. Вы решаете, что инвестиция в пару-тройку миллионов денежных знаков позволит вам: а) одеваться у «себя»; б) вашим друзьям-коллегам-соратникам очищать полки бутика после каждого смс о поступлении нового долгожданного товара. И как результат – крах: вы одеваетесь у себя, а ваша «целевая» аудитория находит себе в Милане/Париже/Лондоне новую марку и теперь уже именно ее вывозит килограммами, предварительно отстояв очередь за такс-фри.
– «Милая, займись тем, что тебе ближе», – говорите вы своей уже (или еще) любимой или, возможно, далеко нелюбимой, но безнадежно своей даме. И вот дама с мешком денег отправляется закупать товар, «ведь я точно знаю, что моим подружкам надо, – ведь я сама такая же». Управленец без опыта работы, байер с противоречивым отношением к вещам – и вот уже бутик закрыт, вывеска снята, а новый
арендатор делает ремонт в элитном помещении. Потеряны деньги, «подмочена» репутация бренда, но инвестор счастлив – ему удалось на время избавиться от назойливости своей второй половины, третей части или же четвертины и спокойно заниматься бизнесом.
– вы состоятельный человек, и вам бы хотелось диверсифицировать свои инвестиции. Лишь в случае профессионального управления своими ресурсами ваши инвестиции со временем могут принести плоды, даже не плоды, а так – ягодки. А профессионалов в управлении модной розницей не так уж и много, и они – нарасхват. Инвестируйте в Forex – там все понятнее и яснее, чем средние чеки, селл-ауты,
распродажи, логистика и колл-рейты.
Розница класса люкс – это каторжный труд, бессонные ночи; это постоянная работа над собой; это сотни людей – от клиентов до партнеров и сотрудников, которым постоянно что-то от вас надо. Это костер, который надо постоянно поддерживать в пылающем состоянии, иначе шашлык будет невкусным, и его придется выбросить.