Спецпроєкти

Дневник путешественницы: Вика Придатко об островах Вануату

Вануату

Путешественница Вика Придатко объездила уже 27 стран и останавливаться на этом не собирается. В январе она отправилась в новое, бессрочное  путешествие: посетит Новую Зеландию, Австралию, острова французской Полинезии (Самоа, Вануату), Папуа Новую Гвинею, Индонезию, Восточный Тимор, о.Борнео, Сингапур, Малайзию и еще пару безвизовых стран. Документальные отчеты о своих путешествиях Вика будет публиковать на Be in Trend! В первом выпуске – все, что вам нужно знать об островах Вануату – малоизвестном тихоокеанском государстве в Меланезии.

День #1

Прилетев на Vanuatu (Port Vila), я поехала в чудесный маленький отель Bluepango с видом на океан. Его я забронировала через booking.com – единственный за вменяемые деньги (50 австралийских долларов за ночь). Трансфер из аэропорта стоил 3000 вануатских денег(VAV), что-то около 30 баксов. Цена зависит от дальности отеля от аэропорта (от 1000 до 4000 VAV), но можно добраться и на обычном автобусе №150, попросив его остановиться возле нужного вам отеля (если он находится по этой дороге).

Острова Vanuatu дорогие для отдыха, тут находятся всякие роскошные отели по 500-1000 долларов за ночь, поэтому выбора для бекпекеров не так уж и много, особенно при предварительном бронировании. На месте почти всегда можно что-то найти, но не хотелось париться этим  по прилету, потому я забронировала чудесный маленький отель Bluepango с видом на океан через booking.com.

Вика Придатко

Мой отель был однозвездный, но такой душевный и прекрасный, что я чувствовала себя почти как в пятизвездном. Очень добрый хозяин, все номера с видом на океан, чистый бассейн, гамаки, в номере холодильник, плита, душ, туалет. Единственный минус – отсутствие ресторана, поэтому, если будете там останавливаться, купите еду в магазине по дороге (по составу продуктов – сельское сильпо) или сходите в ресторанчик рядом, справа по дороге от отеля. Магазины работают с 6.30-8 утра и до 18 вечера максимум, так как темнеет здесь рано. Vanuatu – острова для жаворонков.

Если у вас есть еда, вы можете приготовить все в отеле: есть гриль, плита, холодильник, в общем, все для того чтобы готовить самому. Ночью был жуткий ливень, мне казалось, что нас сейчас затопит, такой силы струи воды. Вообще, погода прикольная, может светить яркое солнце, тут же начаться ливень и через три минуты прекратиться, но за три минуты вы будете абсолютно мокрый. На ресепшне можно взять зонты.

День #2

На следующий день мы вылетали на Tanna Island – маленьким пропеллерным самолетом Air Vanuatu лететь 35 минут. На Tanna я забронировала отель Sunrise Bungalows. Отель находится на другом конце острова от аэропорта, поэтому добираться надо 1,5 часа. Мы добирались 2,5 часа, так как чуваки, которые нас везли, еще заезжали по своим делам в разные места. Купив местную дурь (корни кавы) по дороге, они наконец-то нас довезли когда уже была полная темень. Добираться до нашего домика пришлось на ощупь.  Хижина экостайл, все из бамбука и пальмовых листьев, продуваемая всеми ветрами, к счастью, теплыми. Есть душ (холодная вода), раковина, унитаз за шторкой, широкие кровати. Пол просвечивает дырками, так как сделан из бамбука. В общем, полное ощущение местной жизни.

Вануату

Утром позавтракали с таким видом на океан, что от восторга захватывало дух. Завтрак состоит из хлеба, джема, кофе или чая (ужасного). Если вы любите хороший кофе или чай, берите с собой, а если хотите нормально позавтракать, то надо купить консервы по дороге (куриные или свиные паштеты), так как больше ничего в местных магазинах нет.

Днем мы пошли смотреть Shark Bay – место, куда рифовые акулы приплывают покушать. На входе в Shark Bay нас встретила предприимчивая бабушка и заявила, что вход платный – 1000 VAV с человека. Надеясь, что мы увидим акул близко, мы согласились, но дойдя туда увидели, что вид на бухту только сверху и достаточно высоко, акулы были еле видны. Бабушка стучала мачете по ограждению призывая акул, акулы реагировали вяло. Мы увидели около десятка особей, но сфотографировать не получилось, уж очень высоко. Дальше бабушка показала нам еще несколько красивых смотровых площадок, ведя нас по дороге и воинственно рубя мачете мешавшие ей ветки. Вид бабушки с мачете навел меня на мысль, что если бы современные менеджеры ходили так впереди своей команды, раскладов типа “ой, что-то мне влом работать”, не было бы.

Вануату

Разочаровавшись в слабой видимости акул, мы решили сходить в Port Resolution, завершить гештальт, так сказать. Путеводитель обещал snorkelling, ресторан на пляже, and other tourist activities. Шли мы туда 1,5 часа по дороге в джунглях, навстречу попадались дружелюбные местные люди, приветствовавшие нас на английском и французском. В местных школах изучают три языка: вануатский, английский и француский, хотя Вануату – это бывшая английская колония, и до провозглашения своей независимости была очень дешевым местом для жизни и туризма, в отличие от нынешнего времени.

Если бы современные менеджеры ходили так впереди своей команды, раскладов типа “ой, что-то мне влом работать”, не было бы.

Port Resolution оказался обычной деревней без всякого порта, но с очень красивым пляжем. Никаких tourist activities там не наблюдалось – как нам объяснили, не сезон. Сезон тут с марта по июль, когда приезжает куча австралийских и новозеландских туристов.

Надежды на вкусно поужинать не оправдались. Было уже шесть вечера, а это время, когда мужчины пьют каву (местный дурманящий напиток) и после этого уже не разговаривают до следующего утра. Женщины не должны видеть эту церемонию. Видимо, мужики это придумали, чтобы тетки не задалбывали их разговорами. Какая связь между этой церемонией и отсутствием ужина в ресторане на пляже, нам не объяснили, просто сказали, что поздно уже и валите-ка вы домой. Как раз был закат и мы ускорились, чтобы найти наши бунгало до темноты, потому что тут такая темнота, что глаза не привыкают и не видно даже своей руки. Почти наощупь дойдя до бунгало, мы решили поужинать.

Меню из одного блюда обещало рис, курицу и овощи и стоило 1200 VAV (15$). Безумно дорого, учитывая качество еды. Курица был резиновая, рис тоже так себе, только тушеные овощи были нормальные. Поев, мы зашли в наш домик и увидели несколько небольших лесных крыс, сновавших под потолком. Как нам сказал местный чувак, это нормально, крысы приходят на свет, когда свет выключится, они уйдут. Не тут-то было, эти изверги шуршали всю ночь, прогрызли пакет с конфетами и заточили несколько, остаток я естественно выбросила. Спали мы плохо, потому, что крысы шуршали, листья шумели, и казалось, что если не бдить, крыса прыгнет на лицо, но все обошлось – еда их интересовала больше, чем наши лица.

День #3

Утром мы позавтракали и пошли посмотреть на Turtle Bay. Спустившись на пляж и периодически купаясь, мы шли по берегу, любуясь ракушками и кораллами, выброшенными на берег. Вода прозрачная, приятная, но далеко заплывать страшно, так как сильное течение – я минут пять гребла на одном месте. На Turtle Bay нас встретил лающий доберман, видимо охранявший местные бунгало, и не пустил нас войти внутрь – мы убежали по берегу обратно.

Осмотрев все достопримечательности в этой части острова, мы решили ехать на другую часть. Вез нас тот же Роберт, который забирал нас из аэропорта. Мы решили совместить приятное с полезными и по дороге на другую часть острова посетить самый известный в пределах человеческой досягаемости вулкан “Ясуру”. Трансфер с учетом заезда на вулкан стоил 7000 VAV (80$)+ вход на вулкан 3500 VAV (40$) на человека. Сбор на входе напомнил мне “12 стульев” и Остапа, собиравшего деньги за вход в провал, чтобы тот не слишком провалился. Местные чуваки просто разводят туристов, но, не заплатив, на машине не проедешь. Можно было подняться на вулкан с другой стороны бесплатно, но очень долго идти в крутую гору по вулканическому песку.

Вануату

На вулкане можно подойти почти к самому кратеру и, когда темно, увидеть лаву. При нашем посещении было светло, и мы увидели только дым, шум и взрывающиеся камни (очень стремно). Камнями тебя может убить, как убило одну японскую туристку, поэтому они рекомендуют гида, хотя я не понимаю, как гид может спасти от камней, летящих в разные стороны.  Последний раз вулкан извергался в 2005 году (по заверению местных) и лава разлилась на несколько километров вокруг, не затронув деревни. Людей не эвакуировали, местные не парятся: ну вулкан, ну и что? Для них вулкан, как для нас снегопад – тоже заваливает все вокруг и никого не эвакуируют.

По дороге мы заехали в центральный магазин, по мнению местных, с большим выбором продуктов. Действительно, учитывая ассортимент в деревнях, центральный “гастроном” поражает разнообразием. Здесь можно купить консервы, печенье, воду, австралийское вино (белое и красное по 1100 VAV за бутылку), пиво, хлеб (но его разбирают быстро), вьетнамки и прочую фигню, на которую в родной стране ты бы даже не посмотрел. С тоской вспоминаю “Мегамаркет” на Горького и мамину еду .

Купив бутылку белого вина и очередные консервы (вот уж не думала питаться ими на тропическом острове, но реалии таковы ), мы поехали в бунгало Hidden Tresure Resort, которые Роберт нам впарил, как самые лучшие и недорогие, мол, они принадлежат его родственникам и он сторгуется. Бунгало были действительно недорогие: (3500VAV) на двух человек, то есть по 1750VAV (20$) с каждого. Размер бунгало – ужас клаустрофоба. Две кровати и небольшой проход между ними в ванную, совместную с туалетом и душем, в которой может находиться только один человек. Все чисто, но очень просто, мягко говоря .

Вануату

Особенности Hidden Treasure Resort в петухах, которые орут в 5 утра так, что не возможно не проснуться. Причем петух подходит прямо к твоему окну и орет специально для тебя, проспать нет шансов. Держат эти бунгало Том и Марта, хотя мне было бы прикольнее, если бы ее звали Джерри. Оба – очень приятные люди, Марта очень заботливая, Том тоже сама любезность. Вообще, люди на Vanuatu очень добрые, открытые и всегда готовы помочь.

О туризме на Vanuatu складывается такое впечатление:  они знают, что надо брать с туристов много денег, но какой сервис за эти деньги должен быть, они не поинтересовались. Например, за рис с овощами они просят от 800-1000 VAV, это 10-15$ – за такие деньги я даже в Европе могу отлично поесть. Поэтому мы торгуемся и часто сбиваем цену почти вполовину. Плюс, сейчас не сезон и мы во всех бунгало живем только вдвоем, остальные домики пустуют.

Ходили в местный центр города, там есть банк, почта, интернет-кафе (500VAV в час, можно приходить со своим ноутбуком, у них есть wi-fi) и туристическое бюро. Последнее поразило меня абсолютно пофигистической теткой, еле говорящей по-английски (в туристическом бюро!). На мой вопрос, что интересного она порекомендует посмотреть, сказала, что она не знает, вот буклет (привязанный на веревочке к стене, как ручки в наших банках), смотрите. Буклет обещает “заманчивые” экскурсии на церемонии черной магии, местные танцы и прочую хрень специально для туристов.

На мой вопрос, что интересного она порекомендует посмотреть, сказала, что она не знает, вот буклет, смотрите.

Так ничего и не добившись от сотрудницы турбюро, кроме бешеных цен за тур, мы отправили бумажные открытки с местной почты и поехали искать Mystik Blue Hole, обещанную в путеводителе Lonely Planet. По дороге мы стопили машины, но большую часть часть шли пешком – трекинг получился не слабый. Наконец, добрались до Blaсk Sand Beach, возле которого должна была быть эта дыра. Однако местные ничего о ней не знали, и так как уже темнело, а оставаться в джунглях в темноте нас не улыбало, мы поехали обратно тоже автостопом. Джунгли очень красивые: сочетание буйной зелени, ярко голубого неба, черного песка и синего океана восхищает, ты едешь и от восторга захватывает дух.

Почти все машины на Vanuatu можно стопить совершенно бесплатно, они с удовольствием подвозят как местных, так и туристов. Ехать почти всегда приходится в багажнике в окружении всякого хлама и отбивая попу на каждой кочке (дороги ужасные), но зато весело и колоритно.

Вануату

В семь вечера стемнело и я пошла спать, так как встала в пять утра. Благодаря раннему закату и рассвету, тут получается очень полезный для организма график: встаешь с рассветом, ложишься с закатом, никаких стрессов, лежи себе в гамаке, гуляй, ешь фрукты и консервы. Кстати, на счет фруктов. Рынки работают с шести  утра и закрываются по мере распродажи товара, поэтому все закупки фруктов-овощей лучше делать ранним утром.

День #4

Касательно экскурсий, здесь не очень большой выбор. Предлагают в основном местные танцы в разных вариациях, ныряние в голубых дырах, пещеры и черную магию. Я решила съездить в Black Magic Tour, так как он включал в себя и местные танцы. Изначально тур стоил 5500 VAV, но поторговавшись, я получила его за 3500, из которых 1500 составляла цена за вход, а 2000 трансфер туда и обратно. Бензин тут дорогой, 2 доллара литр, поэтому цена за поездки вполне обоснованная, хотя и тут можно поторговаться. Ехали мы около 30 минут и приехали на представление для туристов.

Первая часть тура называется scary part – подразумевается, что вас будут пугать. И действительно, как только мы вошли в импровизированную деревню, из кустов выскочили разукрашенные папуасы, которые колотили палками вокруг нас и страшно орали. Когда это описываешь, кажется смешно, а когда они внезапно выскакивают, это действительно страшно. Вкратце, они показывали,  как племя защищалось, когда люди из других племен внедрялись в их деревни. Потом была церемония бракосочетания – среди туристов была пара, сочетавшаяся по вануатскому обычаю еще раз. Когда мужа спросили, сколько лет они женаты, он сказал, очень долго, не помню сколько, женщины улыбались, а одна сказала, что если бы его спросили, когда он купил первую машину, он бы точно вспомнил дату.

Потом они показывали, как они переносили раненых на листах одного из мягких растений, сложенных определенным образом, и сказали, что если магия работает, то раненый не упадет. Мальчик, изображавший раненого, действительно не упал, но как ему так удалось, мы не поняли. Потом они показывали, как местные врачи лечат заболевших с помощью листа, сложенного определенным образом и прочие штуки. Потом были танцы. Танцы выглядят так: семь переодетых мужиков скачут по кругу, периодически крича что-то. В общем, такое себе развлечение, но так как тут в принципе нечего делать, кроме как лежать на пляже и гулять, для разнообразия потянет. Вернувшись в город, я зашла в интернет-кафе и посидела с вайфаем за 50 гривен час, вспомнив 90-е годы в Украине.

Местная инфраструктура бедна, убога и вызывает умиление. Например, маленький, наспех сколоченный деревянный магазинчик называется “You’e best shopping center”, в магазине есть пара видов консервов, рис и мыло. Интересно посмотреть на лица вануатцев, если бы они попали в наш “Глобус” или “Мегамаркет”.

Вануату

Раньше здесь вообще не было магазинов, и ванутцы если только то, что выращивали сами. Потом их стали склонять к западному разврату (цитирую выражение одного из вануатцев) и теперь местные стали есть консервы, пить австралийское вино, пиво, и всячески развращаться.
Местная еда состоит из овощей, фруктов, риса и свежей рыбы, в каждой гостинице вы можете попросить приготовить вам такой обед или ужин. Первая цена обычно 10-15 долларов, но можно запросто сторговаться до 5 долларов и ниже.

Вообще, здесь никто не парится. Например, хозяева нашего бунгало живут в маленькой хижине из пальмовых листьев вместе с пятью детьми, спят на полу, где моются – не понятно, видимо там же, где и стирают. Сушат одежду на камнях. Стиральная машинка – дорогое удовольствие. Вчера я стирала рюкзак и джинсы по вануатски в большом тазу, с деревянной доской, на которую кладут одежду и потом трут щеткой, и местным мылом. Получилась отличная зарядка и чистые вещи.

Надо успеть выйти замуж до 20-25 лет, так как подрастает следующее поколение молоденьких девушек. Если ты не вышла замуж до 25 максимум лет, у тебя уже нет шансов и светит тебе жить одной.

Женятся и выходят замуж вануатцы рано. Надо успеть до 20-25 лет, так как подрастает следующее поколение молоденьких девушек. Если ты не вышла замуж до 25 максимум лет, у тебя уже нет шансов и светит тебе жить одной.