Cпецпроекты

Альтернативное образование для молодых художников: выставка работ участников первой резиденции Kyiv AIR


0 202 24

_KZO1898

Полгода назад для развития молодых художников в Украине кураторская группа Kadygrob & Taylor Art Projects создала образовательную резиденцию, некоммерческий проект Kyiv AIR. Из 170 желающих было отобрано 7 участников. С 26 ноября их работы можно посмотреть на итоговой выставке, а редактор bit.ua рассказывает о новом альтернативном образовании и впечатлениях участников и кураторов.

26 ноября Первая киевская резиденция для молодых художников Kyiv A-I-R представила итоговую выставку по результатам работы ее семи участников с ведущими экспертами современной художественной сцены. Местом проведения выставки стала Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры.

Из 170 заявок претендентов отобрано было только 7. Ими стали Михаил Алексеенко, Катерина Бучацкая, Татьяна Войтович, Добрыня Иванов, Денис Кравец, Евгений Самборский и Иванна-Катерина Яковина. В течении полугода, с февраля по июль, они изучали теорию искусства и современные художественные практики.

С момента анонсирования проекта организаторы акцентируют внимание на том, что эта образовательная программа станет альтернативой традиционному академическому образованию для художников. То есть, в буквальном смысле, они поднимают вопрос об устаревших методах преподавания в художественных учебных заведениях, где методика осталась еще с Советского Союза и не менялась за это время.

Участники резиденции не понаслышке знают об этом несоответствии между полученными в вузе знаниями и реальными арт-процессами: Михаил Алексеенко, Катерина Бучцкая, Иванна-Катерина Яковина и и Евгений Самборский получили высшее художественное образование. В резиденции они на практике попытались представить себе другую форму художественного образования и реализовать ее.

_KZO2037
Владимир Кадыгроб (Kadygrob & Taylor Art Projects), основатель проекта Kyiv A-I-R:

«Программу резиденции мы разрабатывали вместе с преподавателем Академии искусств Ольгой Балашовой и куратором выставки Марией Ланько. Программа состояла из двух частей: теоретической и практической. Для участия в теоретической программе, с предложенной темой Мифологии, мы пригласили более 20 участников, представителей разных специальностей: критики, кураторы, художники, архитекторов, философы, историки, писатели, журналисты. Кроме этого, мы разработали отдельный курс посвященный системе современного искусства. В рамках этой темы кураторы, галеристы и арт-менеджеры объясняли молодым художникам как функционирует система современного искусства в Украине и Европе, в чем различия и что с этим делать. После теории участники прошли 6 практических курсов с приглашенными художниками по фотографии, рисунку, объекту, инсталляции, видео и новым медиа. Вся программа заняла около 6 месяцев и была, кстати, абсолютна бесплатной для всех ее участников. После завершения практических занятий, участники резиденции на протяжении 3 месяцев готовились к итоговой выставке вместе с куратором. Если говорить о результатах: самое главное, что этот проект дал художникам — критическое отношение к себе и своей практике, опыт совместной работы и больше понимания фигуры современного художника, в какую сторону нужно двигаться. Это то, как мне кажется, чего очень не хватает сегодня в академическом художественном образовании в Украине. Мы планируем сделать проект резиденции ежегодным. Разве что немного трансформировать формат программы, учитывая первый опыт.»

Как сообщает в экспликации к выставке куратор, «в течении шести месяцев резиденты Kyiv AIR дискутировали на предмет того, является ли искусство формой знаний, как можно очертить границы ответственности художника и чем определяются отношения художника и общества». Результатами этих многочисленных разговоров (с преподавателями и между собой) явились семь персональных проектов и один групповой. Что важно, все они используют разные медиа в стремлении передать волнующие их темы и рефлексируют относительно себя и окружающей их действительности.

_KZO2014
Мария Ланько, куратор итоговой выставки: 

«Меня пригласили курировать финальный проект еще на этапе разработки программы резиденции — и это большое кураторское счастье, т.к. я была вовлечена в работу Kyiv AIR с самого начала, в том числе в образовательный процесс. Вы могли заметить, что во всех сопроводительных текстах к резиденции присутствуют слова «альтернативный» и «экспериментальный». И действительно, они довольно точно описывают характер резиденции. Разрабатывая программу, мы не знали, не могли и в принципе не хотели знать, что получится в результате. В противовес этому в качестве итогового проекта нам с самого начала было интересно сделать именно выставку — очень консервативный жанр художественной практики, до сих пор широко распространенный, но плохо разработанный в Украине.

На выставке нам хотелось показать не столько работы, сколько практику этих семи художников и резиденции в целом. По внутренним ощущениям кажется, что многое удалось. Мы очень подробно обсуждали с художниками их итоговые проекты, в общем вся резиденция строилась на дискуссиях и обсуждениях. И для развития практики художников, на мой взгляд, это гораздо важнее того, что мы видим в залах. Процесс обсуждения, диалог, не всегда был простым, с некоторыми художниками у нас даже были идеологические конфликты касательно того, что и как показывать, и стоит ли это делать здесь.

Но, наверное, самым важным кураторским решением этой выставки было предложение сделать ее в НАОМА. Поскольку в резиденции мы думали и пытались реализовать идеи альтернативного художественного образования, итоговый проект имел для нас смысл в месте, которое является его официальным законодателем. В целом, проблема современного художественного образования, его консервативность, была лейтмотивом всей резиденции. И делая выставку здесь, мы ставим ее в этот же контекст, о котором мы говорили все это время».

_KZO2066
Ольга Балашова, арт-критик, куратор теоретической программы Kyiv A-I-R:

«С перспективы сегодняшнего дня понятно, что вся резиденция вместе с итоговой выставкой была попыткой ответить на вопрос о том, что значит быть молодым художником в Украине сегодня. В этой выставке участники резиденции работают с темой самоидентификации, преемственности поколений, размышляют о своих мечтах. Представленные тут работы — возможно, первая для них серьезная попытка проанализировать себя, свое творчество и осмысленно подойти к тому, что значит называть себя художником.

Одна из важнейших тем — тема памяти — представлена работой Дениса Кравца. В ходе выполнения одного из заданий в резиденции он узнал о трагической истории мемориального комплекса «Парк памяти» на Байковом кладбище. Он познакомился с Владимиром Мельниченко — одним из авторов этого проекта, и его работа (керамическая модель «Стены памяти» в том виде, в котором она существует сегодня) результат общения с Владимиром. Для меня эта работа — это своего рода метафора украинского художественного процесса, в котором практически отсутствует коммуникация между разными поколениями художников и нет непосредственной передачи накопленного опыта.

Миша Алексеенко сделал работу о чувстве перманентного ожидания, так характерного для нас с Вами, о состоянии подвешенности в воздухе, когда ничего не определено, но вот-вот что-то должно произойти».

Что эти полгода резиденции дали самим молодым художникам, мы узнали у некоторых участников лично:

_KZO2038
Татьяна Войтович: 

«Резиденция в целом поменяла мое мышление об искусстве: для меня это был большой прыжок в осознании того, по каким законам работает эта система. Также она дала мне уверенность в себе как художнике, и что мне нужно делать дальше. Принять участие в Kyiv AIR я решила потому, что мне хотелось поработать в группе с художниками, мне не хватало этой профессиональной коммуникации. На протяжении всего времени мы учились друг у друга, обменивались опытом и знаниями.»

_KZO2042
Михаил Алексеенко: 

«В первую очередь, я шел в резиденцию ради теоретических знаний. То, что дали здесь, — это очень большая база, которая среди прочего дала и понимание того, как и для чего я делаю определенные вещи. Академия — хорошая школа, но она, к сожалению, дает только навыки рисования, а этого мало. Резиденция же более структурировано знакомила нас со всеми происходящими в современном искусстве процессами».

_KZO2052
Евгений Самборский:

«По-перше, резиденція безкоштовно дала мені колосальний об’єм знань, які в принципі в Україні зараз нереально отримати за такий короткий час — півроку. Цінність також полягає у тій інформації, яку мені дали: немаючи інформації ти залишаєшся на тому самому рівні, не розвиваєшся, але коли ти вчишся у адекватних хороших спеціалістів, ти можеш рухатися далі. Це навчання допомогло розібратися у собі, подивитися на себе та свою працю відсторонено. Ми показували наші роботи компетентним людям, і їх поради дали можливість зрозуміти, куди тобі рухатися далі».

Выставка будет действовать до 14 декабря по адресу Вознесенский спуск, 20 (НАОМА), каждый день, кроме воскресенья, с 11:00 до 18:00

_KZO1884

_KZO1886

_KZO1889

_KZO1890

_KZO1900

_KZO1973

_KZO1979

_KZO1985

_KZO1995

_KZO2002

_KZO2027

_KZO2009

Владимир Кадыгроб и Лизавета Герман

Катерина Тейлор

_KZO1924

Александр Соловьев

_KZO1963

Мария Ланько

_KZO2055

Надежда Пожарская и Владимир Кадыгроб

_KZO2063

Ольга Балашова

_KZO1913

Леся Прокопенко

_KZO2045

Иванна-Катерина Яковина

_KZO1926

Ольга Балашова и Илья Заболотный

_KZO1940

Александр Бурлака (справа)

_KZO1901

_KZO1932

_KZO1942

_KZO1937

_KZO1958

Евгений Самборский

_KZO1987

Денис Кравец

_KZO1989

_KZO2021

Наталья Шпитковская

_KZO2031

Александр Лидаговский

_KZO2056

Фото: Катя Золотухина

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: