Спецпроєкти

Как поколение безработных стало поколением вечных стартаперов


Simpson_-_Homer_610x458

Сегодняшние герои – айтишники и разработчики. Они заставляют нас просиживать целый день у экранов, зависать в игре с одной кнопкой и фотографировать еду перед употреблением. bit.ua разбирается, как мир до такого докатился. 

Говорят, что мы – последнее поколение, видевшее жизнь без интернета. Что нам это дает, кроме горьких воспоминаний про йо-йо, тамагочи и киндер-сюрпризы, сказать сложно. Тем более, что править бал начинает уже другое поколение. Интернет для него – не только фейсбук и киношка в онлайне, но что-то вроде нефтяного месторождения в Пенсильвании XIX века. Ему кажется, что осталось только взять необходимые для добычи инструменты, собрать в кулак всю волю и отправиться захватывать мир.

Переполненный рынок идей

Каждый год издание Time (впрочем, как и уйма других) составляет списки-всего-на-свете. Лучшие песни, фильмы, игры. И, помимо прочего, приложения. Полистайте список, очень занимательно. Уже на втором десятке можно осознать, насколько рынок сервисов и социальных приложений перенасыщен. В списке за 2013 есть аппы, которых не существовало еще год назад. Когда, казалось бы, ничего нового в интернете уже не придумаешь, появляется компания из трех-четырех студентов какого-нибудь Массачусетского технологического университета, жаждущих доказать обратное.

Заняты даже самые узкопрофильные ниши. Одни создали “умный” навигатор Waze, где пользователи сами добавляют информацию о происшествиях, заторах и ограничениях на дороге. Другие придумали Songza – программу, создающую персонифицированный музыкальный плейлист даже не по предпочтениям, а по настроению и поводу (свидание, вечеринка, отдых и т.д.). Третьи смастерили Umano – приложение, в котором профессиональные дикторы читают для тебя новости из интернета как аудиокнигу.

Я очень отчетливо вижу маленькие группки людей по всему миру, в которых каждый видит себя минимум Стивом Джобсом. Рок-н-ролльщиком от технологий. Гиком-прагматиком, умным циником в стильной рубашке

Может это преувеличение, но мне кажется, что смысла в этом все больше, чем на первый взгляд. Здесь есть что-то неосязаемое, что-то очень сегодняшнее, стремящееся поменять привычный уклад жизни, не больше, не меньше. Я очень отчетливо вижу маленькие группки людей по всему миру, в которых каждый видит себя минимум Стивом Джобсом. Рок-н-ролльщиком от технологий. Гиком-прагматиком, умным циником в стильной рубашке, а не просто ботаном с засаленными волосами.

Ренессанс гиков

Очень может быть, что именно с этим связан ренессанс гика сегодня. Еще десять лет назад условный читатель журнала Wired был задротом, пускающим слюни на компьютерные комплектующие. Сегодня он пристально наблюдает за влиянием технологий на культуру, экономику, а в некоторых странах и политику. Кучи ранее узкопрофильных изданий стали огромными холдингами и корпорациями вроде IGN. Но началось все это, как говорится, не от хорошей жизни.

eye phone

Есть ощущение, что такой пульс молодости в виртуальном мире обусловлен переоценкой мира реального. Прежде всего, отмиранием явления привычной работы с офисным графиком, тошнотворными корпоративами и социальным пакетом. Молодежь туда и так тянуло не слишком, а тут еще кризисный 2008-ой, компании, удаленно работающие в арендованном домике на островах Сиамского залива, Forbes, пишущий статью о восьми причинах, почему нам не нужны офисы. Все это ведет к единственному остающемуся варианту – рассчитывать на то, в чем ты можешь положиться только на самого себя и нескольких друзей. А таких вещей, прямо скажем, не много. И компьютер – одна из них.

Мы из поколения, не слишком тяготеющего к простым и понятным профессиям, что-то создающим. Нам гораздо больше хочется генерировать симпатичные идеи. Например, создать социальную сеть Happier, где люди делятся только позитивными эмоциями, мотивирующими цитатами и отполированными фотографиями. Или приложение MagicPlan, сканирующее стены комнаты для будущей перепланировки (а перепланировка, естественно, неизбежна в новой жизни). А еще не помешает Rove – умный гид, который не только покажет самые интересные места в городе, но и сам составит оптимальный маршрут с учетом транспорта и перекуса по дороге.

Мы из поколения, не слишком тяготеющего к простым и понятным профессиям, что-то создающим. Нам гораздо больше хочется генерировать симпатичные идеи.

Виртуальность + реальность

Конечно, это не сказка. Разочарований в этом буме не больше и не меньше, чем в любой другой сфере жизнедеятельности. Единицы могут создать Facebook или хотя бы какой-нибудь Evernote, далеко не каждый пробивается в ТОП приложений AppStore или Google Play и может послать взбесившихся инвесторов, предлагающих за твой маленький кусок пирога баснословные деньги. В конце концов, та старая, реальная жизнь – без особых мечт, но с нормальной зарплатой, – сразу никого не отпускает. А некоторых не отпускает никогда. Но соблазн попробовать себя в деле, где ты и несколько мозговитых университетских товарищей можете взорвать мир, написав несколько страниц программного кода, очень высок.

Пионеры нового мира мало зависят от языкового барьера и ситуации в стране. Они могут жить в Беларуси и сделать World of Tanks, зарабатывающую $372 млн. за год.

Кто-то учит детей образному мышлению с помощью iPad’а, кто-то помогает забронировать столик одним нажатием по экрану, кто-то превращает физические документы в виртуальные. Все они стараются нам угодить, пытаются решить мнимые или реальные проблемы человечества с помощью двух инструментов – компьютера и оптоволоконного кабеля. Иногда они даже находят точки соприкосновения с реальными вещами: книгами, навыками, спортом. “Что будет, когда все виртуальное закончится?” – лишний вопрос для тех, кто своими идеями и очень узкопрофильными знаниями выстраивает новый, пусть и нефизический мир.

Promo_for__Specs_And_The_City__-_THE_SIMPSONS_-_ANIMATION_on_FOX_large_verge_super_wide

Мир, в котором ты не забываешь покормить кота, потому что у тебя есть отличный облачный сервис напоминаний. Мир, в котором ты не переплачиваешь за бензин, потому что одно приложение показывает кратчайший путь, а другое помогает не забыть скидочные купоны для заправки. Мир, где ухоженные дети читают интерактивные книги, получая в три раза больше информации, чем из обычных.

Пионеры нового мира мало зависят от языкового барьера и ситуации в стране. Они могут жить в Беларуси и сделать World of Tanks, зарабатывающую $372 млн. за год. Или привлечь в России $1 млн. инвестиций на сервис с закольцованными видео. Кто-то говорит о том, что все, что находится в интернете, что нельзя потрогать руками или использовать в реальной жизни – пузырь чистой воды, который лопнет при очередном кризисе. Другие спорят: мол, все, что останется за бортом интернета, если это не продукты первой необходимости, умрет уже через пару десятков лет. Кто бы ни оказался прав, именно то, что находится по ту сторону экрана, сегодня является золотыми приисками, нефтяными скважинами, фондовыми биржами XXI века. По крайней мере, для тех пареньков, которые за всем этим стоят.

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь