5 ярких “революционных” художественных акций в России
На прошлой неделе российское культурное сообщество раскололось на два лагеря – тех, кто был “за” политику Путина и выступил за введение войск в Украину, и тех, кто высказался “против” агрессии. Но в России всегда были художники, которые способны думать и анализировать, и показать свою политическую позицию с помощью художественного жеста. Пять таких революционных акций собрал bit.ua.
Такая политическая позиция зачастую пряма и ясна – за свободу слова и действий, против насилия и репрессий.
Для России акционизм (форма современного искусства, предполагающая прямые действия художника на публике) – такое же обычное явление как, например, многочисленные арт-кафе и студии для Парижа. В тех условиях, что исторически складывались еще с начала 20 века, сложно себе представить, что художники, авангард общества, могли молча смотреть на все происходящее. Нет, конечно, молчали многие, высказывались единицы, но это были самые смелые личности, за что часто в последствии им приходилось отвечать.
Художественные акции преследуют разные цели – порой это попытка “открыть глаза” зрителям, порой – критическая рефлексия на действия власти. Но всегда – это яркие острые высказывания, которые вскрывают актуальные проблемы в обществе и показывают расстановку политических сил. Можно долго спорить о художественном качестве подобных акций, но совершенно невозможно не брать их в расчет, говоря о смысле и силе искусства.
Арт-группа “Коллективные действия”
Фактически, к сожалению, эту фразу акции арт-группы “Коллективные действия” можно сделать лозунгом большинства россиян. Необъяснимый страх общества перед всем и желание подстраховаться в любом случае художники заметили в таком далеком сейчас 1977 году.
В 1970-е годы все новаторское еще существовало в подпольных условиях. Художники показывали свои работы или делали перформансы и акции только для узкого круга знакомых. Группа “Коллективные действия” проводила свои акции за городом, в Подмосковье, и обычно собирала на них 2 – 3 десятка человек. Посмотреть такие акции могли только те, кто получил приглашение от художников. Они должны были доехать на электричке до определенной станции, а затем дойти до указанного места уже пешком.
Александр Бренер “Первая перчатка”
1 февраля 1995 художник-акционист Александр Бренер вышел на Лобное место на Красной площади в боксерский трусах и перчатках и, боксируя, кричал: “Ельцин, выходи! Выходи, подлый трус!”.
Акция под названием “Первая перчатка” была реакцией художника на войну в Чечне, которая была тогда главным волнующим событием в России. Бренер вызывал президента “на бой” почти полчаса, но вскоре был задержан полицией. Держали его в ближайшем участке не долго – очень скоро Александр Бренер снова оказался на свободе и снова мог совершать безумные на то время акции и перформансы.
Арт-группа “Война”
В одну из летних ночей 2010 года в Санкт-Петербурге скандально известная арт-группа “Война” провела акцию под названием “Х** в плену у ФСБ”. Несколько активистов и художников нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту прямо напротив здания ФСБ. При разведении мостов рисунок упирался прямо в окна чиновникам.
Как сообщал тогда в своем блоге идеолог группы Алексей Плуцер-Сарно, рисунок размером 65 на 27 метров был сделан десятью активистами за 23 секунды. На следующий день граффити безуспешно пытались смыть две пожарные машины, и оно продержалось около нескольких дней. Акция вызвала очень большой резонанс и группу даже номинировали на одну из ведущих российских премий в сфере современного искусства. Сами же активисты комментировали свои действия так: “Нам сейчас интересно делать моментальную серию острополитических молниеносных выпадов, элементарных по содержанию.”
Pussy Riot “Богородица, Путина прогони”
Еще долго арт-критики будут спорить о том, политическая это акция или художественная. Но с одним не поспоришь точно – она показала изъяны системы правосудия и расстановку сил в современной России. За эту акцию 2012 года в храме Христа Спасителя в Москве на несколько лет в тюрьму посадили трех молодых девушек, у двоих их которых были маленькие дети.
В храме Христа Спасителя участницы поднялись на амвон храма, где в течение 20—23 секунд совершали характерные «панковские» движения, символизирующие протест, крестились, стоя на коленях, а в остальное время пытались произнести слова песни “Богородица, Путина прогони”, пока не были удалены охранниками. Песня «Богородица, Путина прогони!» критикует связь церкви с государством, руководства Московского патриархата со спецслужбами и Путиным.
Участницы Надежда Толоконникова и Мария Алёхина, были посажены в исправительную колонию общего режима на 2 года по обвинению в хулиганстве и религиозной ненависти, Екатерина Самуцевич отбывала условное наказание. В декабре девушек выпустили по амнистии к 20-летию российской Конституции. В дальнейшем они намерены отстаивать права заключённых, создав совместный проект «Зона права».
Петр Павленский
«Чем сложнее политический климат в стране, тем более политизированными и радикальными становятся формы искусства» – считает художник Петр Павленский.
В случае этого художника даже трудно выбрать какую-то одну конкретную акцию – все его творчество направлено против абсурдного тоталитарного режима в стране. Его акции – это действительно прямое действие. Недавно мы уже писали о его акции в поддержку Майдана. В июле 2012 года он зашил себе рот в знак поддержки Pussy Riot и встал в одиночный пикет у Казанского собора с плакатом “Выступление Pussy Riot было переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа”, а в мае 2013 года устроил акцию «Туша» у здания Законодательного собрания Санкт-Петербурга в знак протеста против политических репрессий и ужесточения законодательства, обмотав себя колючей проволокой.
10 ноября в День сотрудника органов внутренних дел, Петр Павленский провел еще одну резонансную акцию, которая заставила говорить все слои российского общества. Акция под названием «Фиксация» представляла собой обнаженного Петра, который сидел на Красной площади и смотрел на свои прибитые гвоздем к кремлевской брусчатке яйца. В этой акции художник метафорически говорил об апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества. “Не чиновничий беспредел лишает общество возможности действовать, а фиксация на своих поражениях и потерях все крепче прибивает нас к кремлевской брусчатке, создавая из людей армию апатичных истуканов, терпеливо ждущих своей участи.”