Cпецпроекты

Обзор новых выставок в PinchukArtCentre: отделенный Крым и выдуманный мир


0 945 5

_KZO1091

Примерно такие впечатления остаются у многих, кто выходит теперь из PinchukArtCentre, — цепляет за живое визуальная констатация одинокого оторванного от Украины Крыма в работе известной художницы Жанны Кадыровой, а также немного расслабляет островок спокойствия и уюта в виде тотальной инсталляции от художницы Алевтины Кахидзе, где можно поваляться на полу и почитать.

До 5 октября PinchukArtCentre демонстрирует групповую выставку трех победителей Премии арт-центра с 2009 года — Жанны Кадыровой, Никиты Кадана и Артема Волокитина «Страх и надежда». Выставка представляет собой три отдельных проекта, объединенных общей темой социально-политических событий в Украине. Художники обратились как к совсем недавним событиям, так и продемонстрировали непрерывные явления, которыми пропитана действительность в Украине начиная с момента независимости. На что обратить внимание попробуем разобраться в небольшой виртуальной экскурсии по выставкам.

_KZO0828

Экспозиция начинается на втором этаже, где прямо со входа Жанна Кадырова ставит зрителя перед очевидным, но травмирующим фактом отъединенного от Украины Крыма.

Черная обгоревшая стена в виде карты страны уверенно стоит посредине зала, в то время как пара кирпичей (от этой же стены), изображая Крым, одиноко лежит поодаль.

И то, что многие гости выставки спотыкались об этот незамеченный обломок, и то, что с другой стороны стена-карта оказалась обклеенной старыми советскими обоями, кажется очень символичным, не правда ли?

_KZO0835

Также Жанна Кадырова представила проект «Толпа» — стеклянную инсталляцию с коллажами из вырезок ежедневных газет за 2012 год разных стран мира. В ее оптику попали только портреты людей, лишив текст важности. В результате получился очень интересный визуальный срез, который показывает, как, например, в индийской газете совсем не отображаются женщины, и кажется, что индийский мир полностью состоит из мужчин. И такие особые моменты можно встретить в любой газете. Жанна показывает, как визуальное может сказать нам намного больше, чем текст и язык. Нужно только смотреть внимательней.

_KZO0819

Этажом выше разместились проекты Никиты Кадана и Артема Волокитина. Последний (первый победитель Премии PinchukArtCentre 2009) показал живописные работы и видео — проекты «Необратимая красота» и «Сестры». Масштабные зрелищные полотна изображают вид мощных взрывов, которые одновременно вызывают и ужас, и зачаровывают своей необычной «красотой».

_KZO0793

Экспозиция Никиты Кадана больше остальных обращается к явным социально-политическим проблемам страны. Проекты «Процедурная комната», «Вчера, сегодня, сегодня», «Рабочие материалы. Вина изображений», «Администрация. Макет» и «Музей революции. Вина показа» в художественной форме демонстрируют как насилие, цензура и манипулирование со стороны действующих властей полностью пронизывают украинское общество.

_KZO0802

Художник обращает внимание на то, что это не явления последних полгода или года, это тянется уже давно, и государственная система Советского Союза сыграла в этом не последнюю роль. Жестокость работников правоохранительных органов и пафосно-идеологическая мраморная отделка метрополитена —  это все досталось нам в наследство.

_KZO0817

Что с этим всем делать, художник не говорит. Экспозиция заканчивается стеклянным кубом с пеплом, — пожалуй, это наилучшая визуализация той критической точки, до которой мы дошли, пережив недавние события. Куда и как идти дальше, решать сейчас нам самим.

_KZO1166

Еще один новый проект, до которого, кажется, на открытии доходили не все, персональная выставка Алевтины Кахидзе «TV Studios / Пространство без дверей». Нужно подняться этажом выше и повернуть направо, в маленькую комнату, которая до 22 июня превратилась в выдуманный мир художницы, с лиловой травой и пейзажем с двумя месяцами.

_KZO1131

Этим очень милым, можно сказать уютным, проектом в PinchukArtCentre открывается серия выставок под общим названием «PAC-UA. Переосмысление», в котором разные украинские художники будут обращаться к художественным работам своих предшественников, таким образом показывая, как история украинского искусства имеет свою логическую нить.

Очень милым, можно сказать уютным, проектом в PinchukArtCentre открывается серия выставок под общим названием «PAC-UA. Переосмысление»

Проект Алевтины Кахидзе обращается к инсталляции художника Василия Цаголова » Студия твердого телевидения» 1998 года. В той инсталляции Цаголов высказывался касательно телевидения, что «то, что мы понимаем под реальностью, на самом деле было создано в стенах телевизионной студии».

_KZO1139

Накладывая на это высказывание свои детские воспоминания о том, что ее мир формировали книги научной фантастики, Алевтина Кахидзе утверждает, что любую реальность можно инсценировать. И она делает это, создав тотальную инсталляцию, где можно поваляться на ее лиловой траве, послушать новости (это правда или вымысел?), а также полюбоваться (будьте внимательны) пейзажем с луной и месяцем.

А еще художница настоятельно рекомендует не стесняться, садиться или ложиться прямо на ковер, и читать книги ее детства, лежащие на полках, — Стругацких, Лема, Саймака, Финнея и Ле Гуин. Именно эти авторы сформировали ее отношение к действительности и научили свободно фантазировать, представляя каким может быть мир вокруг нас.

Стоит обратить внимание, что если хочется полностью окунуться в придуманный художницей мир, стоит прийти на перформансы — выпуски новостей от Алевтины Кахидзе:

15.05 — 12:00
22.05 — 19:00
07.06 — 15:00
14.06 — 18:00
21.06 — 19:00

Больше разобраться в художественных историях представленных работ помогут гиды и медиаторы PinchukArtCentre.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: