Революция на колёсах: как Tesla стала айфоном в мире автомобилей
Tesla на данный момент есть не у многих. Но она уже успела нашуметь. bit.ua рассказывает историю современного и вполне реального Тони Старка и его детища. Автомобиля, который, возможно, изменит мир.
Еще до поднятия цен на бензин украинцы платили за топливо более 120 млрд. гривен в год. Для сравнения, в США средняя стоимость бензина составляет около 1$ за литр, а среднегодовые затраты – около $2000. Цены на нефть чаще растут, чем падают, а следовательно появление Tesla уже можно считать прорывным событием автомобилестроения. Даже несмотря на то, что пока что его едва ли можно считать автомобилем, на котором люди прежде всего пытаются сэкономить. Но времена меняются.
За десять лет Илон Маск стал чем-то вроде Тони Старка, только в реальности. Кстати говоря, режиссер “Железного человека” Джон Фавро как-то говорил, что Маск на самом деле был реальным прообразом Старка. Tesla во многом ведет себя как спорткар. Она быстрая, стильная, комфортная. Отличие только одно – полный отказ от топлива.
“Теслу” можно зарядить от бытовой электрической сети. Серьезно, как мобильный телефон.
“Теслу” можно зарядить от бытовой электрической сети. Серьезно, как мобильный телефон. Приезжаете вечером домой, ставите на зарядку, а утром едете дальше. Конечно, в наших реалиях и в американском происхождении автомобиля кроются некоторые нюансы. К примеру, от обычной розетки автомобиль будет заряжаться дольше, чем хотелось бы. Но стоит “заморочиться” в доме трехфазной электророзеткой, как “заправка” автомобиля становится не более рутинным делом, чем подзарядка девайсов.
Все, кто когда-нибудь садился за руль Tesla, в один голос говорят о том, что помимо всего прочего, это совершенно другие ощущения от езды. Во-первых, электрическая тяга. Отличия езды на электромобиле от езды на автомобиля с двигателем внутреннего сгорания можно понять, сравнив движение троллейбуса с автобусом. Максимальная отзывчивость и плавность, отсутствие всевозможных рывков. И тишина. На YouTube можно найти десятки роликов о том, как Tesla молниеносно дергает со старта и удаляется за считанные секунды, – слышно лишь трение покрышек об асфальт.
В сети есть десятки роликов о том, как Tesla тихо и молниеносно дергает со старта и удаляется за считанные секунды, – слышно лишь трение покрышек об асфальт.
Самое сенсационное в “Тесле” для обывателя – возможность не платить за бензин. В среднем на 100 километров пробега автомобиль “съедает” 25 кВт электроэнергии. Тариф на 1 кВт энергии в Украине колеблются от 21 до 95 копеек (в зависимости от типа дома, конечного объема потребления и прочего). Вот и считайте. Даже при максимальном тарифе в 95 копеек за киловатт, проезд 100 километров обойдется вам в 24 гривны.
Но вряд ли та 31,5 тысяча счастливчиков, которая уже стала владельцем Model S, прежде всего заботилась об экономии. Это, скорее, стиль жизни и очень своевременная философия бренда. И хотя Tesla – далеко не первая попытка человечества изменить сырье для передвижения, на данный момент она наверняка самая успешная.
Tesla напоминает про мечты человечества о мире, где по дорогам ездит “чистый” транспорт, а на крыше каждого дома установлена солнечная батарея.
Продавая инновационные автомобили, Илон Маск наверняка видит то (предположительно) недалекое будущее, когда вместе с ездящими по дорогам электромобилями, люди будут возвращаться в дома, облепленные солнечными батареями. Собственно, даже сейчас, если полистать сайт Tesla Motors, можно увидеть раздел SolarCity, посвященный замещению традиционной электроэнергии солнечной. Раздел украшает фото калифорнийского дома, на крыше которого установлены пластины с фотоэлементами.
Уже сейчас кажется, что Tesla стала чем-то вроде айфона, только в мире автомобилей. Помните, айфон ведь тоже был далеко не первым смартфоном с тачскрином, но его выход изменил все не только в отрасли, но и в развитии технократического общества. Так вот Tesla в чем-то напоминает творение Джобса.
Tesla во многих аспектах напоминает iPhone. Минимализм в дизайне, большой тачскрин вместо кучи кнопок, инновационный подход – все это и есть пресловутый think different.
Машине также присущ минимализм. Достаточно поднести ладонь к дверному замку, чтобы он открылся. На приборной панели вместо привычных индикаторов – футуристичные изображения. На турбине – большой экран, что-то вроде огромного iPad. Кроме того, у Tesla есть собственное приложения для телефона, с помощью которого вы можете узнать местоположение машины, регулировать климат-контроль, посмотреть степень заряда аккумулятора и так далее.
Тот факт, что реальный электромобиль появился на дорогах только в в 2010-х не менее удивителен, чем то, что он не стал детищем крупных автомобильных корпораций. Хотя, казалось бы, многие из них уже не раз поглядывали в сторону технологий будущего и экологически чистых решений. У Nissan есть Leaf, у Toyota – специальные комплектации серии RAV4, но Tesla при всем этом – настоящая суперзвезда.
Удивительно, что Model S не сделали где-нибудь на General Motors. Фактически, это калифорнийский стартап.
И фактически это калифорнийский стартап. Пускай даже организованный не новичком. Илон Маск с малых лет был настоящим вундеркиндом технологий и бизнеса, самостоятельно научившийся программировать на первом же своем компьютере. Маск фактически “переизобрел” PayPal, а уже в 2002 продал свои акции и выручил $165 миллионов. Чтобы в следующем году вложить в Tesla $7,5 млн. своих личных денег.
Tesla успела нашуметь, хотя наверное еще не достигла рассвета своих сил. Об этом можно судить хотя бы по тому, какие новости о будущих планах компании можно встретить сегодня. В 2015 году выйдет кроссовер Model X, с тремя рядами сидений и “киношными” дверьми, поднимающимися вверх. После него у Илана Маска есть план выпустить меньшую Model S стоимостью не больше $30 000 долларов. Таким образом Tesla имеет все шансы стать уже не просто люксовым седаном, а бельмом в глазу практически любого автопроизводителя. Впрочем, и сейчас скепсис в отношении будущего Tesla встречается довольно часто. Хотя Model S и собирает восторги, распространение модели в мире во многом зависит от необходимости создания сети специализированных заправок.
Обычная 20-минутная зарядка на фирменной станции Supercharger бесплатна. Навсегда.
В США такая сеть под названием Supercharger есть. Сеть была создана для того, чтобы позволять “Тесле” совершать длительные поездки через всю страну. Работает это следующим образом: вы заезжаете на Supercharger и можете заправиться за 20 минут совершенно бесплатно. А еще есть фирменная технологии замены целой батареи за 1,5 минуты, и стоит это как средняя заправка полного бака бензином. Supercharger существуют в Азии и Европе, но пока количество заправок оставляет желать лучшего.
Если все пойдет как надо, если топливное лобби, трудности молодого электромобильного бизнеса, финансовые кризисы, потребительский скепсис не остановят Маска, то через добрый десяток лет мы рискуем увидеть уже другой расклад игроков на авторынке.
Прогресс в аккумуляторной индустрии хоть и не такой ощутимый, как во многих других отраслях, он все еще не достигнул планки. Плюс ко всему, именно “аккумуляторное лобби” имеет шансы потягаться с топливными гигантами.
Model X – следующая модель Tesla, которая появится на рынке в 2015 году
Кто знает, быть может, в 2024-ом году многие люди будут хотеть любую другую машину чисто из вредности, “потому что Tesla у всех”. А владельцы Tesla будут с ухмылкой заводить свои бесшумные двигатели, думая про себя: “Это потому что ты еще не садился за ее руль”