Спецпроєкти

10 мыслей человека необычной профессии: астрофизик Алекс Головин


2

1522444_10152303529567902_835324899_o

В нашей новой рубрике мы находим представителей необычных профессий и задаем им вопросы о жизни, работе и реальности. В первом выпуске говорит астрофизик (и не прикидывайтесь, что знаете, чем он занимается) Алекс Головин, четыре года назад уехавший в Германию созерцать ночное небо. 

Untitled-1

Часто спрашивают: кто такой астрофизик? Ответ – представитель очень редкой профессии. Астрофизики изучают физические свойства небесных объектов, таких как звёзды, галактики, и пытаются понять, как устроена вселенная, в которой мы живем. То есть это наука на стыке астрономии и физики.

Untitled-1

Рабочий день астрофизика может выглядеть совершенно по-разному. Если надо проводить наблюдения, то это, скорее, рабочая ночь, а не день («Наша работа во тьме»). После заката, еще в сумерках, пока светло, он идет на телескоп и подготавливает аппаратуру, потом начинаются наблюдения. Домой наблюдатель уходит уже рано утром.

Самый уникальный момент – когда ты сидишь и видишь, как разгорается звезда, а потом плавно гаснет. То, что происходит прямо сейчас и то, на что никто, кроме тебя, сейчас не смотрит.

Untitled-1

Я много занимаюсь наблюдениями за разными вспыхивающими звездами. В 2006-м в Крыму “поймал” редкую вспышку одной звезды, потом по этому объекту много публикаций вышло. И вот, когда ты сидишь и видишь на мониторе график тех наблюдений, которые получаешь прямо сейчас, видишь, как разгорается звезда, а потом плавно гаснет (вся вспышка длится порядка сорока минут) – вот это самый уникальный момент. То есть факт, что ты можешь видеть такой мощный далекий взрыв “в режиме он-лайн”. То, что происходит прямо сейчас и то, на что никто, кроме тебя, сейчас не смотрит.

Untitled-1

538464_10150686439957902_2087246122_n

Летом это не так утомительно – ночи короткие. Зимой, в зависимости от географической широты, работаешь намного больше восьми часов, и очень радуешься рассвету. На этом романтика заканчивается и приходит время обработки наблюдений, анализа данных, собственно, исследовательской работы, а затем, если повезет, публикации результатов. Тогда это обычный рабочий день в институте с компьютером.

Untitled-1

В детстве зачем-то хотел стать египтологом, но в Украине получить хорошее образование по этой специальности было невозможно. А о том, что можно бы уехать учиться в другую страну тогда не приходилось и мечтать. Если бы не занимался астрофизикой, то, уверен, что занимался бы какой-либо другой наукой. Мне многое интересно и любопытно.

Самое сложное в нашей профессии – объяснить людям, зачем это всё надо

Самое сложное в нашей профессии – объяснить людям, зачем это всё надо, чем мы занимаемся, зачем нужно это финансировать, зачем нужно популяризовать науку. Многим научным сотрудникам кажется, что популяризировать науку – трата времени, “если надо объяснять, то не надо объяснять”. Мол, пусть этим занимаются другие. А на следующий день они же жалуются, что астрономия плохо финансируется (заметьте, финансируется из налогов как раз тех людей, которым не объясняют и не рассказывают, какие результаты получают/могут получить в этой области).

Untitled-1

После присоединения Крыма к России была национализирована Крымская астрофизическая обсерватория (КрАО) – та, где находится 2.6-метровый телескоп Шайна (раньше это был крупнейший телескоп в Украине). Сюда ездили наблюдать астрономы со всех других украинских обсерваторий. Где они будут проводить наблюдения теперь – непонятно. В Украине сейчас нет телескопов, на которых можно проводить более-менее серьезные наблюдения. И вряд ли будут хорошо финансироваться поездки для наблюдений за рубеж.

552908_10150949005267902_1233605105_n

Untitled-1

С другой стороны, – очень мало журналистов, которые могут грамотно написать о новостях науки. А новостей столько, что об этом бы писать и писать. К сожалению, это проблема, на которую мало обращают внимание. Иногда “Помпиду с Помпадур” путают.

С поверхности Земли получить хорошие данные очень сложно – с таким успехом рыбки на дне океана могут пытаться разглядывать самолёты.

Сейчас вообще очень интересное время для науки. Например, резко увеличилось количество космических телескопов – т.е. тех, которые проводят наблюдения за пределами земной атмосферы. С поверхности Земли получить хорошие данные очень сложно – атмосфера поглощает большую часть излучения, движущиеся потоки воздуха искажают изображение. С таким успехом рыбки на дне океана могут пытаться разглядывать самолеты.

Untitled-1

Я уверен, что в ближайшее время будет сделано много открытий и мы станем гораздо чаще удивляться, узнавая что-то новое.

 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь