Спецпроєкти

Как построить новую страну: легализация оружия


10967437_930399996970080_1343270284_o

В рубрике “Как построить новую страну” мы берем актуальную для нового украинского общества проблему и пытаемся рассмотреть опыт разных стран мира по ее решению. В первом выпуске речь шла о коррупции. Сегодняшняя тема – легализация оружия. 

Как бы кто не относился к подобным инициативам, следует признать – между разрешением/запретом на владение оружием и уровнем преступности существует связь. И она работает не на пользу сторонников запрета. Практически во всех странах, где оружие запрещали, уровень преступности поднимался. И наоборот – разрешение владения оружием в большинстве случаев снижало количество преступлений.

 

USA 2

Один из самых наглядных примеров – США. Несмотря на то, что право на владение оружием закреплено 2-й поправкой к конституции от 1791 года, на данный момент оборот и владение регулируется более чем 2,5 тысячами нормативно-правовых актов. В США разрешено владеть короткоствольным и длинноствольным нарезным или гладкоствольным, а также полуавтоматическим оружием. Причем до 1986 года в этот список входили пулеметы и автоматы. Однако в разных штатах законодательная база в отношении оружия кардинально отличается. 

После введения ограничений при покупке оружия, преступность в Вашингтоне с 1991 года выросла в 2 раза, в то время как средний рост по США составил 11%

Красноречивый пример – Вашингтон, округ Колумбия, город, славящийся жесткими ограничениями при покупке огнестрельного оружия. С 1991 года количество вооруженных преступлений здесь выросло в 2 раза, в то время как средний рост по США составил всего 11%. Схожая ситуация существует в Нью-Джерси. При этом, запрет как таковой не гарантирует безопасности – спрос на оружие возможно легко удовлетворить на чёрном рынке.

Согласно исследованию, проведенному Center for Control and Prevention, в штатах, в которых разрешено ношение оружия вне дома, количество убийств и разбойничьих нападений на 31% и 36% меньше, чем в штатах, запрещающих это ношение. А два штата с самым низким уровнем преступности – Аляска и Вермонт – разрешили владение оружием еще несколько десятилетий назад.

Canada 2

В Канаде зависимость запрета оружия и количества тяжких преступлений требует некоторых оговорок. Благодаря достаточно успешному антиоружейному лобби преступность здесь подскочила на 45%. Однако при этом общий уровень преступности все равно не идет ни в какое сравнение с США.

К примеру, количество умышленных убийств в Канаде составляет 1,6 на 100,000 человек. В США эта цифра составляет 4,7 на 100,000. Для сравнения, в Украине – 5,2, в России – 8,7. В количестве зарегистрированных изнасилований разрыв еще больше. 499 случаев за 2012 год в Канаде против 84,376 за тот же год в США.

В Канаде количество умышленных убийств составляет 1,6 на 100,000 человек. В США эта цифра – 4,7 на 100,000. В Украине – 5,2, в России – 8,7.

Впрочем, уровень преступности в Канаде никогда не был очень высоким, – это является местной социальной особенностью. В данном вопросе такие особенности не стоит недооценивать. Другой пример – Ирландия. После фактического запрета стрелкового оружия общий уровень преступности предсказуемо вырос, однако позднее все равно стал падать – это связывают с развитием экономических свобод. И Канада, и Ирландия – отличные примеры того, что слепое сравнение статистик разных стран может не работать в оружейном вопросе.

 

Brazil 2

Если в случае с США скептики могут объяснять взаимозависимость уровня преступности и контроля над приобретением оружия высоким уровнем гражданской культуры, то Бразилия – пример другого характера.

17 октября 1980 в Бразилии приняли ограничения количества стволов, находящихся во владении граждан. А спустя 23 года – 23 декабря 2003, – приняли закон о разоружении. Причем закон был принят в качестве реакции на возросшее с 1980-го по 2003-й количество убийств (с 11,4 до 28,4 на 100 тыс. человек в среднем по стране, а конкретно в Сан-Паулу – с 17,5 до 53,9). То есть, преступность значительно возросла именно после введения ограничительных мер. 

23 октября 2005 года Статья 35 закона о разоружении, вводящая запрет на продажу оружия и боеприпасов, стала причиной всенародного референдума, в ходе которого сторонники запрета на продажу оружия сумели набрать лишь 36,06% голосов.

В конечном итоге все это приводит к патовой ситуации. С одной стороны, практически во всех государствах уровень преступности поднимается сразу после запрета на владение оружием. С другой – черные рынки остаются функциональными в любом случае, и в свою очередь могут поддерживать всплеск количества преступлений, но совершенных с помощью уже нелегальных стволов, оборот которых практически невозможно контролировать.

 

Finland

Финляндия – одна из самых лояльных стран Европы в смысле оружейного законодательства (даже при том, что в 2008 году оно пересматривалось и дополнялось). Для покупки оружия нужно получить разрешение (причем для каждой единицы нужно получать новое), указав причину приобретения. Более 60% стволов приобретаются для охоты (это характерно для скандинавских стран). Остальные 40% приобретают для стрельбы по мишеням или коллекционирования.

Самозащита не входит в список оснований для покупки оружия в Финляндии.

При этом Финляндия – страна с одним из самых низких уровней преступности в Европе. Количество убийств с применением огнестрельного оружия с 1998 по 2008 год колебалось с 22-30 за год. При этом на 100,000 человек приходится 39,000 владельцев оружия. Схожие показатели у Норвегии – там количество составляет 32,000 на 100,000. А вот скрытое и открытое ношение оружия запрещено.

 

Estonia,-Latvia,-Moldova

Как видим, статистика практически во всех случаях на стороне легализации оружия. Причем речь идет не только о странах, где культура пользования оружием имеет глубокие исторические корни.

Эстония достигла и вовсе фантастических результатов – с момента легализации пистолетов в 2001 году уличная преступность упала более чем на 80% процентов, что позволило сократить штат полиции почти вдвое.

Обратимся к опыту постсоветских стран, где было разрешено оружие. В Литве и Латвии было разрешено хранение и ношение огнестрельного оружия, в том числе нарезного, после чего количество тяжких преступлений значительно снизилось. В Молдове было разрешено владение пистолетами и револьверами, после чего количество тяжких преступлений сократилось почти в двое. Эстония достигла и вовсе фантастических результатов – с момента легализации пистолетов в 2001 году уличная преступность упала более чем на 80% процентов, что позволило сократить штат полиции почти вдвое.

 

Турция

Turkey 2

Одной из очень лояльных стран в оружейной политике является Турция. Здесь свободно можно приобрести огнестрельное оружие, включая автоматические и полуавтоматические винтовки. Впрочем, противники легализации часто приводят Турцию как негативный пример, так как сама по себе легализация оружия не помешала ей стать одной из самых криминогенных стран Европы.

Но тут снова следует сделать две поправки. Во-первых, количество преступлений, связанных с насилием и убийствами, в Турции достаточно маленькое. Во-вторых, низкий уровень жизни достаточно большой прослойки населения накладывает свой отпечаток на криминальную статистику.

 

Mexico 2

Другой пример – Мексика. Там разрешено использование огнестрельного оружия в целях защиты своей жизни и имущества. Дополнительно к Конституции был принят закон, согласно которому любой мексиканец может иметь в доме не боле двух единиц оружия (в частности, пистолетов), а также носить его за пределами дома. Однако это мало влияет на войны наркокартелей, в которых зачастую гибнут и мирные жители.

Естественно, подобный криминогенный фон – исключительная особенность непосредственно Мексики, и было бы странным утверждать, что эта особенность вызвана непосредственно оружейным законодательством. Однако в либеральных кругах, борющихся с легализацией оружия, Мексика – одна из наглядных примеров того, куда может завести отсутствие жесткого контроля в этом вопросе.

 

Ukraine 2

“За” или “против”:

Мексика – скорее исключение из правил. Однако, именно социальное неблагополучие и неблагонадежность контролирующих органов оказываются для противников легализации оружия одними из отягощающих факторов. Иными словами, позитивный опыт многих стран не в последнюю очередь обусловлен прозрачным контролем в этой сфере.

Другое важное обстоятельство в украинских реалиях – обострившийся вооруженный конфликт на востоке страны. Создание в таких условиях единой для всей страны законодательной базы (а затем еще и внедрение ее в жизнь) наталкивается на очевидный скепсис. 

Но если посмотреть цифрам в глаза – испытания статистикой боязнь легализации оружия не выдерживает, а оттягивание этого вопроса, очевидно, уже успело навредить. Подобная ситуация наблюдалась в штате Нью-Йорк – длительное откладывание легализации оружия привело к тому, что на руках у населения оказалось слишком много нелегальных стволов. То есть, даже в случае принятия соотвествующего законодательства, полиции пришлось бы иметь дело с сотнями тысяч единиц нелегально купленных стволов. И чем больше его количество – тем тяжелее выводить их из оборота.

Согласно подсчету экспертов, в Украине на руках у населения находится около 3,5 миллиона единиц нелегального оружия. Что делать с ним при любом исходе оружейной дилеммы – отдельный вопрос – опыт многих стран подсказывает, что инициативы о добровольном разоружении малоэффективны. Законопроект о владении и ношении оружия был зарегистрирован в Верховной Раде еще в декабре, рассмотреть его должны уже скоро. 

#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Ми в Телеграмі
підписуйтесь