Спецпроєкти

Как “Мстители” сделали это снова

The Avengers- Age of Ultron

В прокат выходит вторая часть “Мстителей” – главной супергеройской солянки в мире. Владислав Недогибченко посмотрел фильм, впечатлился его внутренней организацией, а также погрустил от того, что к комиксам у нас по-прежнему относятся пренебрежительно. 

Шел 2015 год, и только в постсоветских странах отношение к комиксам (и всем их производным) болталось на уровне разговора на лавочке у подъезда.

И по сей день риторика о “Мстителях”, “Железном человеке” и “Торе” зачастую ограничивается плоскостью “хорошие-спецэффекты-и-дауни-но-это-для-детей-и-вообще-комикс”.

Три года назад любимчик гиков Джосс Уидон снял, ни много ни мало, практически идеальный фильм по вселенной Marvel. Успех привел к еще более сложной задаче – повторить достижение.

Уже вскоре после стартовых сцен “Мстители” намекают на то, что гражданская война супергероев не за горами. Брюс Беннер (он же Халк) явно испытывает проблемы с контролем гнева. У Тони Старка (он же Железный человек) обнаруживаются авторитарные планы по созданию идеальной программы – Альтрона – по защите всего от всего. Искусственный интеллект быстренько сходит с ума, и из идеального защитника Альтрон превращается в идеальное зло, распространяющееся через сеть, как вирус. В какой-то момент Альтрон и вовсе задумывает катаклизмы библейского масштаба – вспоминает Ноя, всемирный потоп и вымирание динозавров.

ab0090eca2704310b7ac8d1dbfbd91dc

На первый взгляд такой сюжет – вполне традиционная завязка для супергеройского экшн-фильма. Но Уидон явно хочет убить двух зайцев одним выстрелом – сделать сюжет более содержательным, не растеряв при этом флер аттракциона по дороге. С первой задачей помогают справится отсылки и цитирование. К примеру, помимо очевидных намеков на эпос и притчу в рамках самого Альтрона, появляется и Вижен (в лице внезапного Пола Беттани) – его антипод, такой себе архангер с отточенным интеллектом виртуального помощника Старка Джарвиса. А в титрах можно увидеть прямую сноску на Хаяо Миядзаки.

Все это – лишнее доказательство того, что за внешней легкостью и куражом Уидон выстраивает очень сложный и слаженный механизм, который, при этом, не хвастается своей сложностью.

Уидон хорош практически во всем: в смене темпа сцен, в изощренной постановке экшна, в сквозном юморе и контрасте эстетики – после взрывов и фантастических существ разодетая под клоунов шестерка начинает дурачится в простом “двухмерном” загородном доме. Или лаундж-сцена вечеринки, которая естественно заканчивается вакханалией и драками коктейльных платьях.

6deddb3f3a53431fb4e94a73fa9747d4

Пожалуй, с точки зрения стремительности и темпа “Эра Альтрона” не превосходит первых “Мстителей”, но она и не особо пытается. В  смысле истории это несколько другой фильм, который развивается по своей собственной траектории. “Мстители” не удивляют, но снова впечатляют. Внешне все так же задорно и плавно, но стоит начать разбирать самую маленькую сценку по косточкам, как становится не по себе от сложности организации такого зрелища.

Даже концовка “Эры Альтрона” оставляет нас не совсем там, где мы привыкли оказываться после марвеловских фильмов. 

Формально – хэппи-энд (это все-таки не DC, а Marvel), хоть и обманчиво легкий как для темного полубожества Альтрона. Но если присмотреться получше – “Мстители” вплотную подошли к тому, чтобы в следующий раз начать историю собственных междоусобиц. Иначе удивить нас всех в третий раз будет еще сложнее.

f152a13b304545578ee30dcfd40ddd11

Теги:
Ми в Телеграмі
підписуйтесь