Cпецпроекты

Гиганты советской архитектуры Киева: крематорий и Парк памяти

город
Автор: bit.ua

0 6615 44

kuda_sait (1)

bit.ua продолжает цикл материалов о выдающихся произведениях советской архитектуры в Киеве. В новом выпуске рассказываем историю крематория и Парка памяти на Байковом кладбище.

Годы создания: 1968—1981.

Архитектор: Авраам Милецкий.

Авторы концепции: Ада Рыбачук, Владимир Мельниченко.

Адрес: улица Байковая, 16.

DSC_1303

Крематорий и Парк памяти на Байковом кладбище — одно из самых неприятных и одновременно притягательных мест в Киеве. Авраам Милецкий (автор проекта гостиницы «Салют», о которой мы писали в прошлом выпуске) и супруги Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко работали над его созданием 13 лет — с 1968 по 1981 год.

Согласно первоначальному проекту Милецкого, крематорий был чисто функциональной структурой, но Рыбачук и Мельниченко отклонили эту концепцию и предложили свою — Мемориально-обрядовый комплекс, который служил бы терапевтической средой для тех, кто только что потерял близкого человека.

DSC_1330

DSC_1332

DSC_1315

Посредством архитектуры и ландшафтного дизайна молодые художники хотели помочь участникам похоронной церемонии справиться с психологической травмой. Так было решено создать Парк памяти, крематорий с залами прощания и земляные трассы колумбария.

Более двухсот квадратных метров художественных рельефов должны были отвлекать умы посетителей от их горя, сосредоточивая на глобальных противостояниях человечества. 

Поскольку Байковое кладбище расположено на горе, нужно было найти особое архитектурное решение, чтобы укрепить склоны и по возможности увеличить площадь захоронений. Именно поэтому территория Парка памяти от самой низкой до наивысшей точки была спроектирована в форме кургана с террасами.

DSC_1316

DSC_1333

DSC_1321

Центральным элементом должна была стать Стена памяти: более двухсот квадратных метров художественных рельефов (от мифов о Прометее до событий Великой Отечественной войны и послевоенном восстановлении), призванных отвлекать умы посетителей от их горя, сосредоточивая на глобальных противостояниях человечества.

Художники работали над ее созданием 10 лет. В своей мастерской они в натуральную величину выполнили все скульптуры, подготовили стену для нанесения рельефа, положили первый грунтовой слой бетона и даже сварили каркасы будущих фигур, но в декабре 1981 года поступил приказ ликвидировать скульптурное панно. Партийное руководство во главе с первым секретарем ЦК Компартии Украины Владимиром Щербицким посчитало работу неприемлемой по своей идейно-тематической направленности.

Как выяснилось позже из служебных докладных записок — у барельефов были сильно большие, не славянские носы (слово «еврейские» тогда не произносилось).

Стену без колебаний залили бетоном. К слову, техническая возможность удалить слой бетона остается по сей день, но городские власти никогда не предпринимали попыток это сделать.

DSC_1312

DSC_1327 DSC_1334

Здание крематория с криволинейными сводами высоких залов, расположившееся на самой вершине холма, напоминает скульптуру, вылепленную из железобетонных оболочек. Внутри — могильный холод и сотни венков, которые тянутся вдоль голых стен по всему периметру зала.

Дороги, ведущие от крематория, были построены таким образом, чтобы похоронные процессии не пересекались друг с другом — еще одна хитрая задумка Рыбачук и Мельниченко. Сам крематорий всегда открыт для посетителей, а с горы, на которой он расположен, открывается живописный вид на город.

DSC_1319

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Рекомендуемое