7 вещей, которые можно сделать в древнем Киеве
Купить много всего на одну гривну
Киевская серебряная гривна, XI век
Хорошие новости – за одну гривну в Киеве времен Руси можно было купить боевого коня. А боевой конь в те времена стоил двадцати коров или десятка обычных, небоевых коней.
Еще за гривну можно было купить хутор на несколько дворов. При таких раскладах, сложно представить, сколько за гривну можно было приобрести одежды, еды и всякого барахла для дома.
Что правда, обычная бумажная гривна, к которой мы все привыкли, у предков не прошла бы. Гривнами называли небольшие бруски (160-200 грамм) из золота и серебра, которые одинаково использовались и как средство накопления, и в торговле между тогдашним истэблишментом: князьями, купцами, боярами.
Гривны, судя по всему, появились в обороте в начале XI века, эволюционировав из украшения для одежды. И, скорее всего, не пережили монголо-татарского нашествия. В кладах, спрятанных после 1240 года, они не встречаются.
Потусить с полянами
Если коротко – тут с самой древности селились нормальные ребята. В частности – поляне. Нестор писал, что поляне отличались от соседних славянских племен своими нравственными принципами и подходом к быту.
«Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим… брачные обычаи имеяху».
Для сравнения – древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям», баловались языческими дикостями, любили кого-нибудь прирезать или привязать человека за руки и ноги к двум нагнутым соснам и отпустить. Короче говоря, поляне даже в дикие времена были классными.
Нормально поесть
Предки, надо сказать, знали толк в замаривании червячка. Как вам такое: у восточных славян X-XIII веков вполне нормальным считали поймать журавля и сделать из него жаркое. При чем до сих пор непонятно, почему позже от такого лакомства решили отказаться. С дичью в Киевской Руси вообще было все нормально: олени, лоси, вепри, зубры, рябчики, зайцы, лебеди. Кстати, лебеди были особым деликатесом – блюда из лебедя упоминаются во многих былинах и летописях.
Впрочем, рыбу любили не меньше – она присутствовала в рационе всех слоев населения. Щуки, сазаны, лещи, судаки – выбирайте, что больше нравится. Тем более что князь Игорь только что подписал договор с греками о ловле рыбы. Рыбью икру, в частности, осетровую, наши предки тоже открыли для себя довольно рано, а в XVI веке научились консервировать ее сушением, солением и копчением.
Не было проблем с сыром и маслом. Сыры мерили кругами, а Владимир даже порой развозил такие круги беднякам. Из того, что нам привычно, славяне тех времен повсеместно ели каши (ими кормили с младенчества, они присутствовали в различных обрядах), особенно пшенную, и гораздо меньше – гречаную (хоть кто-то не выносил гречку мешками со складов).
Ну и всяческая выпечка вроде пампушек, пирогов, балабушек, пресного и квасного хлеба были фишкой местной кухни уже тогда. Хотя вот пшеничный хлеб могло себе позволить, в основном, обеспеченное население.
Пожить в классном доме
Реконструкция усадьбы Х-ХI вв. вероятно, ремесленника-кожевника. Киев. Подол
Историки долгое время довольно смутно представляли себе, как жили в древнем Киеве. В те времена строили жилплощадь в основном из дерева и других недолговечных материалов, поэтому все долго думали, что предел мечтаний тогдашнего киевлянина – небольшой деревянный домик или глиняная полуземлянка.
Но когда на Подоле в 1970-х прокладывали метро, нашлось кое-что интересное. На глубине 10-12 метров обнаружились целые «законсервированные» улицы древнего города, покрытые речным илом после масштабного наводнения.
Дома, как оказалось, строили из крепких сосновых бревен, утепляя мхом. Примечательно, что большинство домов было двухэтажными: на первом этаже располагалось хозяйственная часть, на втором – жилая. Предки издавна проявляли склонность к хозяйственности – к примеру, между домами строили мостки, чтобы не ходить по грязи. По той же причине некоторые улицы закладывали бревнами. Со временем они втаптывались в грязь, поэтому поверх просто клали новый слой.
Средняя усадьба часто состояла из нескольких построек, обнесенных оградой. В домах – полный фарш, от глиняной посуды до светильников и деревянной утвари.
Зажиточные киевляне могли себе позволить больше чем два этажа, укрывали тесом крышу, а некоторые строили дома из плинфы и природного камня.
С другой стороны, бедняки жили в чем-то наподобие землянки. Впрочем, тоже отдельная жилплощадь.
Почитать чужие сообщения на берестяных грамотах
В 1950-е в Новгороде нашли более 1000 берестяных грамот – таких себе записок частного и бытового содержания на древесной коре. В Киеве до недавнего времени не находили ни одной, но в 2010 все изменилось. Снова-таки, на Подоле нашли первую берестяную грамоту, а отсутствие их до этого момента объясняют, в частности, грунтовыми водами и слишком неосторожное строительство метро в 1970-е, после которого почти ничего не сохранилось.
Однако те берестяные грамоты, которые все же нашли в других городах и расшифровали – очень веселая штука.
Вот одна из них:
Или вот – любовные стенания одной женщины, найденные, правда, в Новгороде:
Посмотреть на Десятинную церковь
Десятинная церковь, между прочим – первый каменный храм на территории Киевской Руси. А построен он был Владимиром (да, тем самым, который красуется на одной гривне).
Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом и вообще довольно крутой постройках в наших краях. На постаменте возле церкви красовались два бронзовых коня, которых везли специально из Херсонеса.
А в XII веке началалась всякая ересь – В 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, в 1203 году — войска Рюрика Ростиславича. Ну а в 1240 пришли монголо-татары, взяли Киев и разрушили церковь. По самой известной версии, церковь не выдержала веса забравшихся на ее своды людей, пытающихся спастись от монголов. Впрочем, некоторые историки считают, что не обошлось без стенобитных орудий.
Приодеться
Луки простой женщины времен Киевской Руси.
У женщин вместо всего этого были длинные (доходящие до ступней) яркие рубашки с рукавами. Рубашку шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Поверх них часто надевали шерстяной сарафан, а в качестве верхней одежды выступала запона – накладная одежда, не сшитая по бокам.
Лук женщины из знати – с одеждой на византийский манер.
Знать, конечно, одевалась с шиком на византийский манер. Туники, далматики, драпирующиеся плащи – одежда более минималистичная и дорого выглядящая.
Связи Киева с Византией повлияли и на мужской костюм. Те, кто побогаче, мог позволить себе драпирующийся плащ-корзно – одежду, который носила только феодальная княжеская верхушка.
Мужской лук киевской знати того времени.
Другая местная особая одежда знати – киевский кафтан, или свита ярких цветов. На голове — круглая шапка с меховым околышем и наушниками, на ногах — яркие сафьяновые сапоги.
Впрочем, и знать, и крестьяне имели в своем гардеробе и классические рубахи и порты. Рубахи шили из холста, носили навыпуск и затягивали узкими поясами и цветными шнурками. Отдавали предпочтения ярким цветам. Штаны делали из холщовой ткани, зауженные снизу (почти как сейчас у хипстеров). Must have аксессуаром тогдашнего костюма была сумка — калита, которую привязывали к поясу.
И никаких тебе H&M`ов.